Авторская ветка Первым делом-самолёты!

Модератор темы: прокуратор понтий пилат
Вдруг, за очередным изгибом шоссе, нашим глазам предстала удивительная картина. Посреди пустыни мы увидели настоящий оазис, прямо как из восточной сказки! "Учкудук - три колодца!" Мираж?! Нет!

Этноаул Когез возник перед нами словно мираж в пустыне.



Это действительно был оазис. Небольшое зелёное пятно почти у самой дороги, чуть левее неё, поперечником метров в 150-200, покрытое невысокими деревьями, меж которых спрятались десятка полтора юрт и маленькое озерцо.

Как и положено аулу, он состоит из юрт.




Крохотный островок жизни посреди мёртвой пустыни существует благодаря этому роднику.



Мы подъехали к воротам ограды, и к нам навстречу вышла женщина. Оказывается это база отдыха "Этноаул Когез", та самая, что я видел в передаче "Орёл и решка" про Актау, где юрты выполняют роль гостевых домов.

К услугам гостей уютные, аутентичные жилища степных кочевников. Надоели безликие отели, и хочется новых впечатлений с национальным колоритом? Тогда вам сюда!





Женщину звали Светлана, и она там хозяйка. В данный момент база пустовала перед заездом очередной группы туристов, и за мизерный взнос в 200 тенге нам любезно разрешили воспользоваться туалетом, а заодно и осмотреть это удивительное место.
Внутри аула проложены вымощенные камнем прямые дорожки, вдоль которых рядами стоят юрты в окружении туй, ив и слив с уже поспевавшими крупными плодами.

На территории аула идеальный порядок и чистота.





В оазисе кипели и другие формы жизни: чирикали и порхали мелкие птички, а при каждом шаге по дорожке из цветов и кустарника с треском разлетались в разные стороны целые полчища кузнечиков.

Жизнь в оазисе бьёт ключом. В ветвях деревьев прячутся маленькие птички, в кустах и траве стрекочут кузнечики и цикады.



Впереди на тропинке я увидел крупный камень. Удивительно, но он двигался! Я подошёл ближе и понял, что это никакой не камень, а обыкновенная черепаха. Ну, как обыкновенная, для этих мест, естественно. Размером с небольшой каравай (то есть это была взрослая самка), она неторопливо ползла по своим делам. Увидев меня, рептилия остановилась и втянула голову в панцирь. Но потом, поняв, что никакой угрозы нет, поползла дальше.
Прибежала Юля, и хотя я её предупредил о живности впереди, всё равно заверещала: "я думала, это камень!" Черепашка, видимо, уже к нам привыкла, и от Юли уже не стала прятаться в свой домик, а просто слезла с дорожки и обошла её по траве.

Попадаются и более крупные формы жизни. Testudo horsfieldii, или среднеазиатская черепаха.



Я думал, что это здешняя ручная черепаха, но Светлана сказала, что она дикая, и что они часто приползают сюда из пустыни полакомиться свежей травкой. Это вид Testudo horsfieldii, известный у нас как степная или среднеазиатская черепаха.
Ещё я хотел поинтересоваться у хозяйки, откуда здесь вообще этот оазис, природный он или рукотворный, и если да, то откуда они берут воду. Но Светлана оказалась на редкость словоохотливым человеком, а время уже поджимало, и я воздержался от дальнейших расспросов.

Если получится, обязательно сюда вернёмся пожить денёк-другой в юрте.



В конце концов, в интернете выяснил, что он образовался естественным образом у источника воды. Родник даёт 50 литров чистой питьевой воды в час и называется, как и аул, тоже Когез. Неподалёку мы там видели ещё один похожий оазис.
 
Мы вернулись к машине и продолжили путь. Отсюда уже была видна наша заветная цель — гора Шеркала, чья плоская вершина внезапно показалась из-за ближайших хребтов.

После шести часов пути через пустыню мы наконец увидели Шеркалу.



Кстати, в её окрестностях тоже полно таких же каменных шаров, как и в урочище Торыш, на которое мы потратили столько времени. На мой взгляд, ехать туда отдельно не стоит, потому как у Шеркалы встречаются чрезвычайно удивительные монолиты. Правда Юля со мной не согласилась, по её мнению, в Торыше и шары, и антураж более красивые. В общем, получается так, что всё-таки нужно побывать в обоих местах.

Каменные изваяния близ Шеркалы подчас принимают совсем уж фантастические формы.





Ещё пять минут, и мы заехали на смотровую площадку в паре вёрст от Шеркалы. По довольно приличной грунтовке можно было подкатить и прямо к её подножию. Но я не видел в этом особого смысла, и мы остались на месте. Зачем, если оттуда вид и так на миллион, а по склонам мы лазить не собирались?

Со смотровой площадки у Шеркалы вид на многие километры вокруг.



Юля сказала, что гора похожа на огромный кусок тирамису среди пустыни, потому что её срезанные временем склоны состоят из нескольких слоёв разных оттенков кремового, белого и коричневого цветов.
Максимальная высота вершины 308 м, её склоны крайне отвесные, и только ближе к вершине становятся пологими, делая гору похожей на юрту. Всё-таки удивительный художник природа! Такие вещи создаёт, что человеку остаётся лишь повторять её творения.

Гора Шеркала. Её вид вызывает у разных людей самые разные ассоциации. Кому-то мерещится лев, а кому-то кусок тирамису. У кого чего болит...



Шеркала у казахов считается культовым местом. Люди верят, что в её пещерах и гротах обитают духи, а если обойти гору кругом, загадав желание, оно непременно сбудется.
В средние века мимо проходил караванный путь, для защиты которого была построена крепость. "Шеркала" на фарси и значит "Львиная крепость". Впрочем, вряд ли она находилась, как думают многие, на вершине. Туда не смогли бы добраться не только враги, но и её защитники: склоны настолько неприступны, что без специального снаряжения подняться по ним нет никакой возможности.

Склоны "Львиной крепости" совершенно неприступны.





Такие горы с плоскими вершинами и отвесными склонами довольно распространены в Мангистау и называются "чинок". Например, гора Бозжыра, тоже популярный туристический объект. Как и Шеркала, она считается священной и даже изображена на купюре в 1000 тенге. Или соседние с Шеркалой горы Жалган и Айракты высотой 331 и 351 м соответственно.

Гора Жалган. Объект, тоже весьма достойный того, чтобы его увидеть.



Жалган хорошо видно от Шеркалы, а вот Айракты мы толком не разглядели, так как к ней нужно было повернуть на развилке направо вскоре после этноаула Когез. Очень жаль, ведь она также очень красива и необычна, будучи похожа на столовые горы американского Дикого Запада, хорошо всем знакомые по голливудским фильмам.

Увы, красивейший чинок Айракты мы увидели только в виде не самого выразительного кусочка с дороги в просвет русла высохшей реки.



Рядом есть и другие интереснейшие места, достойные внимания, например оазис Акмыш. Ещё один редкий очаг жизни в безжизненной пустыне. В X - XIII вв. здесь было небольшое укреплённое поселение Кызыл-Кала, известное также как "крепость Джучи".

Ещё одна зачётная локация вблизи Шеркалы - оазис Акмыш.



Её внешняя стена состояла из двух ярусов бойниц, где в военное время прятались лучники. Кызыл-Кала являлась центром аграрного региона и перекрёстком караванных путей через перевал хребта Султануиздаг. Также есть версия, что в средние века, когда уровень Каспия был выше, город стоял на его берегу и был портом, через который проходил Шёлковый путь.
Видимо, с ним впоследствии и стали ассоциировать вымышленную твердыню на вершине Шеркалы. Увы, всё это мы тоже проскочили мимо, лишь проводив взглядом.
 
Последнее редактирование:
2014, а про Шапокляк я и забыл совсем. Действительно очень похоже!
 
Реакции: 2014
Обратно ехали снова через Шетпе. Это большое, благоустроенное село почти в 15 тысяч душ населения. Оно состоит как бы из двух половин: восточной, или старого Шетпе, который выглядит как обычный аул, где по улицам гуляют верблюды и бараны; и урбанизированной западной. Здесь даже ж. д. вокзал имеется.

В старом Шетпе невозмутимые верблюды гуляют прямо улицам.



Пока стояли на переезде, мимо прошёл поезд 111Х Мангистау — Алма-Ата. Состав из 21 вагона тащил локомотив ТЭП33А-0008. Это пассажирская модификация американского грузового тепловоза на асинхронной тяге ТЭ33А, выпускаемая с 2009 г. компанией "Локомотив құрастыру зауыты" в Астане по лицензии General Electric как для национального перевозчика "Қазақстан темір жолы", так и на экспорт.

По недавней своей традиции не могу пройти мимо местного ж. д. транспорта. Поезд 111Х Мангистау — Алма-Ата с локомотивом ТЭП33А.





Я насчитал четыре разных типа вагонов: по одному с большими прямоугольными окнами, из которых в одном их пять, в другом четыре, а также 19 вагонов с квадратными окнами, которые различались только их числом: десять вагонов с четырьмя окнами, и девять с пятью. Наверное, первые два это ресторан и штабной вагон, а остальные пассажирские.
Только непонятно, почему при внешней схожести у них разное количество окон. Вроде в расписаниях там только купейные вагоны, ни плацкарта, ни СВ нет. Может, кто знает?

В одном составе - четыре разных типа вагонов. Видимо, тоже импортные.



За Шетпе начинается очень хорошее шоссе, но уже не через Жынгылды, а через Жетыбай и Мунайшы. По этой трассе за два часа мы с ветерком доехали до Актау, замкнув, таким образом, 400-километровый круг по Мангистау.
В районе Мунайшы понимаешь, что Мангистау это действительно казахская Тюмень. Вся степь по обе стороны дороги утыкана множеством нефтяных колонок, непрерывно качающих из недр полуострова "чёрное золото", больших топливных резервуаров и других примет развитой нефтедобычи. Немудрено, ведь на полуострове добывается примерно четверть всей казахстанской нефти.

Добыча нефти - основа основ как местной, так и казахстанской промышленности.





Дальше степь снова сменяют невысокие горы, причём местами настолько неземного вида, что кажется, будто попал то ли на Луну, то ли на Марс. Только редкие зелёные пятна небольших рощиц да голубое небо с белыми облаками напоминали, что это всё ещё Земля.

Трасса Шетпе - Актау. Окрестные ландшафты поражают какой-то почти что неземной красотой.







По пути проехали ещё одну знаменитую достопримечательность — впадину Карагие. Если не ошибаюсь, это самый глубокий участок суши в СНГ, и третий по счёту в Евразии, на 132 метра ниже уровня моря. Глубже только Таримская впадина в Китае и Мёртвое море в Палестине. Так что наша экскурсия вышла как три в одном флаконе. Семь тысяч рупий были потрачены с умом!

Дорога довольно круто уходит вниз: впереди впадина Карагие.



В гостиницу вернулись лишь в девять вечера, то есть на поездку у нас ушло девять с половиной часов. Можно было уложиться на час-полтора быстрее, если бы изначально выбрали правильную дорогу через степь.
Сидя в номере, мы живо обсуждали перипетии нашего путешествия, и выяснилось, что впечатления у нас немного разные. Юле больше понравились шары, а мне гора. Но вообще, всё понравилось.
 
Последнее редактирование:
Программу следующего дня едва не угробила погода. С утра зарядил проливной дождь, что для Актау редчайшее явление в разгар лета, поскольку норма осадков в это время года там в семь раз меньше, чем в Москве!
К счастью для нас, к полудню потоп прекратился. Мы сходили к морю за местным песочком, а потом отправились в город, в самый современный здешний ТРЦ "Актау" в микрорайоне 16.

ТРЦ "Актау".





Пока ехали, ветер разогнал тучи, и ярко засияло уже июльское солнце. Правда, оставалось довольно прохладно, градусов 20, и ветрено. Но ближе к вечеру снова вернулась летняя жара.
Торговый центр и впрямь неплохой, много магазов, пищеблок (пардон, фудкорт), кинотеатр. Есть даже большой каток. Это вообще характерная черта продвинутых ТРЦ Казахстана — наличие всесезонного катка. У нас в России я такого не встречал.

Наличие такого крутого ТРЦ смело можно занести в актив городу.



Там же мы наконец купили открытку и даже смогли её отправить с почты, которую нашли неподалёку. "Казпочта" — это конечно та ещё контора. "Почта России" на её фоне просто суперпередовая организация. Такой бюрократии у нас и в помине нет. Чтобы отправить открытку, её зачем-то нужно обязательно вложить в конверт, на котором также непременно должен быть указан номер вашего ИНН или загранпаспорта, а также номера телефонов, причём для отправителя желательно казахского.

В "Актау" купили наконец-то себе открытку. С национальной спецификой, конечно. "Жарайсың" по-казахски значит "молодец".



Попытка вбить общегражданский аусвайс провалилась из-за несоответствия количества символов и пробелов. Пришлось пойти на обман и дать номер давно просроченного загранника из своего паспорта. Так, с грехом пополам отправили. И дошло таки! Более того, трек-номер, даром что иностранный, даже позволял отследить весь путь письма из Актау в Россию.
Дальше в нашем плане значились обед и прогулка по Скальной тропе. Для первого номера списка выбрали ту же точку общепита, где обедали два дня назад, L'Amore.

Старый спуск к морю. По правде говоря, по сравнению с новым он точно не хуже.



Но на этот раз меню было другим. Решили жирануть по-взрослому и заказали: гратен из белой рыбы с картофелем, утиную грудку с печёной тыквой и черносливом, а сверху залили всё это тремя бокалами "Праги" и "Жигулёвского". По сравнению с прошлым разом естественно чек резко потяжелел, и нам пришлось выложить за этот достархан ровно 10 тысяч тенге. Для перевода в рубли та же формула x=y:5.

Второй заход в L'Amore обошёлся нам значительно дороже первого.





Здесь уместно будет сказать о способах оплаты в Актау. Рубли на тенге обменять можно, но далеко не везде. Плюс, как я уже говорил, для этого крайне желательно иметь при себе именно загранпаспорт.
Карты "Мир" сейчас в Актау по факту не канают вообще нигде, проверено лично. А проверяли мы в аэропорту, в гостинице, в супермаркете, в аптеке, в ресторане, в книжном магазине, на почте. Так что про "Мир" в Казахстане забудьте. Только нал!

А это новый спуск. Что за памятник наверху, выяснить не удалось. На картах не обозначен.



Из L'Amore вышли в шестом часу вечера и отправились к Скальной тропе. Чтобы дойти туда, пришлось пройти ещё с километр по той части набережной, где мы ещё не были, мимо комплекса нового спуска к морю и парка аттракционов до гостиницы "Каспий Гранд".

Парк аттракционов. Аттракционов там пока мало, как и желающих на них покататься.




Значительная часть набережной между её новой частью и Скальной тропой ещё ждёт, когда и туда доберутся архитекторы и строители.



Сама набережная в этом месте довольно невзрачная, парк аттракционов тоже. Кругом бесконечная стройка - на берегу лепят новое жильё и гостиницы. Оставалось лишь любоваться лазурным морем. Надеюсь, когда-нибудь стройка всё же закончится, и здесь наведут порядок - сделают хорошие дороги, зоны для отдыха и прогулок, посадят деревья. И тогда будет не стыдно показать всё это туристу.
 
Тепловоз этот пассажирский, на что как раз намекает третья буква в названии, но да, создан на базе грузового. А состав, это тот самый испанский Тальго, которые до недавнего времени ходили и у нас, а в данный момент в связи с последними событиями законсервированы. Первый и последний вагоны это электростанции, обеспечивающие энергией вагоны, остальную составность не знаю, но вот например о наших. Стриж. Испанские технологии в российской реальности. У нас ходили, насколько помню из Москвы в Нижний, Берлин и из Питера в Самару.
 
Последнее редактирование модератором:
Mikhail a380, вы конечно правы, ТЭП33А это пассажирский тепловоз. Поправлю у себя.
 
Есть небольшая раница. НЯЗ, в России вагоны не отечественного производства, а чисто испанские. В Казахстане - вагоны уже местного производства с завода под Астаной.
Насчёт составности. В поездах Тальго есть вагоны разных типов: люксы с душем и без, 4-х местные купе, вагоны-бары, есть сидячки. Точнее типы и количество вагонов в составе конкретных поездов, расположение мест в вагонах можно посмотреть на сайте КТЖ (там, где покупка билетов)
 
Итак, Скальная тропа. Без преувеличения скажу, на мой взгляд, это лучшее, что вообще есть в самом Актау для туриста. Её построили в 2019 г. вдоль скал мыса Меловой, и с тех пор она неизменно притягивает к себе всех гостей приморского города.

Скальная тропа начинается у нижней части сквера Победы и заканчивается примерно у дома-маяка, который виден на заднем плане.



Сама тропа представляет собой деревянные мостки с перилами, идущие вдоль берега Каспия. Местами она становится весьма широкой, превращаясь в полноценный променад и образуя даже некое подобие площадей.

Скальная тропа идёт вдоль меловых скал мыса с тем же названием Меловой.





Какие там виды! С одной стороны усыпанный огромными валунами берег, через которые бьются и перекатываются волны, рассыпаясь мириадами брызг. Местами вода придала камням довольно причудливые формы.

Здесь море вытесало в этой скале настоящую ванну.



С другой стороны над мостками нависают массивные меловые скалы почти белого цвета. Вот откуда название города, Актау! Ведь по-казахски это значит "Белая гора"!
Эти скалы настолько мягкие, что легко крошатся пальцами в песок. В результате, их обращённый к морю срез повсюду испещрён выступами, выемками, полостями и прочими всевозможными формами рельефа. Некоторые скалы настолько вычурные, что кажется, будто они сначала расплавились, а потом застыли, став похожими на окаменевшие соты исполинских пчёл.

Такие сотовые структуры часто встречаются среди меловых скал Скальной тропы.



Иногда углубления превращаются в гроты и пещеры. Одна из них, самая большая, представляет собой настоящий каменный зал, пол которого выложили плиткой. Пещера оборудована подсветкой, которая особенно красиво смотрится в темноте.

Пещера, пожалуй, самое интересное место Скальной тропы.





Очень удачно дополняет антураж объекта бронзовая скульптура русалочки с восточными чертами лица, по-восточному же скромно сидящей, потупив взор у входа. Это тебе не эмансипированная Ариэль в лице Холли Бейли.

Русалочек в мире наделали порядочное количество, и эта, как мне кажется, не самая последняя из них во всех смыслах.



Это конечно не какая-нибудь Новоафонская пещера, куда надо ехать на метро, но всё равно смотрится она очень загадочно и красиво. Особенно, говорят, там зачётно вечером, когда стемнеет.

В пещере разве что Али-Бабы и его сокровищ не хватает.





Увы, вечером там побывать уже не успели. А жаль. Все, кто успел, единогласно говорят, что по тропе надо обязательно пройти дважды - днём и в тёмное время суток, чтобы увидеть и сравнить, как меняется вид скал в зависимости от освещения.
 
Последнее редактирование:
Удивительно то, что хотя скалы и валуны на берегу сложены из одной и той же известняковой породы, те, что в воде, намного более тёмные по цвету, гладкие и крепкие. То есть, атмосферная эрозия в виде осадков и ветра гораздо агрессивнее воздействует на камень, чем морская. Хотя меловые скалы, конечно, смотрятся поинтереснее.

Ветер и дождь производят с меловыми скалами удивительнейшие метаморфозы.





Помимо природных, тропа богата и множеством рукотворных украшений: скульптурами, инсталляциями, рисунками на скалах. Среди них много копий артефактов с различных археологических памятников Казахстана.

Один из участков Скальной тропы посвящён богатой и древней истории Казахстана. Здесь можно увидеть копии каменных баб-балбалов, наскальные рисунки и пр.





Учитывая изрядную популярность локации у туристов, вдоль тропы немало гостиниц, среди которых встречаются весьма фешенебельные. Если ещё удастся сюда приехать, обязательно остановимся в одной из них. Если конечно ценник не совсем уж людоедский.

В Актау немало гостиниц для зажиточных людей, вроде этой Caspian Riviera прямо на Скальной тропе с собственным даже не бассейном, а настоящим озером.





Длина тропы примерно полтора километра. Вроде немного, но на то, чтобы её пройти, нужно закладывать не меньше полутора часов, так много там всего интересного для туриста. Постоянно приходится останавливаться, иногда просто хочется посидеть на лавочке, посмотреть на море и скалы.

Заканчивается тропа тоннелем, живописно прорубленным в меловой скале.





Заканчивается тропа у отеля Caspian Pearl и марины, где много парусных и моторных яхт, небольших катеров, на которых можно совершить прогулку по прибрежной акватории. Увы, ни время, ни деньги уже не позволяли нам это сделать.

Если есть желание, время и деньги, прямо со Скальной тропы можно отправиться к марине, чтобы покататься по морю на яхте или катере.





В общем, я был сильно неправ, когда сказал, что нет в Актау чего-то самобытного, некой визитной карточки. Беру свои слова обратно, есть такая карточка! И ещё какая! К посещению обязательно!
 
На шестой день пришла пора уезжать. Хотя рейс был на 18.15, о новой вылазке в город не могло быть и речи. С чемоданом особо не разгуляешься, онлайн-регистрация в Актау у "Аэрофлота" недоступна, поэтому в четыре часа надо было быть в аэропорту, если мы хотели получить нормальные места в салоне. А туда ещё полчаса ехать.
Короче, ровно в двенадцать со всеми пожитками мы вышли из гостиницы и поехали на автобусе в центр, где тут же засели в старом, добром L'Amore. И не потому, что нам так уж сильно нравится их кухня и обслуживание. Просто нужен был бесплатный интернет, чтоб вызвать такси через приложение "Яндекса". Попили пивка и заказали машину в аэропорт за 3520 KZT. Чудо: мы впервые смогли расплатиться отечественной картой, причём даже не "Миром", а обычной дебетовой "Сбера"! Впрочем, наверное это неудивительно, учитывая, что сервис российский.

Аэропорт Актау. КДП и гостиница.





До вылета оставалось ещё три с половиной часа, так что теперь было время как следует изучить незнакомый аэропорт. В конце 00-х местные власти передали его турецкой компании, которая к 2011 г. заменила светосигнальное оборудование, провела ремонт и удлинение ВПП, построила новый аэровокзал. Кстати, как и в России, в Казахстане на входе в него нужно пройти через досмотр. Также в аэропорту можно увидеть башню КДП и гостиницу.

Аэровокзал.



Терминал достаточно средний как по размерам и архитектуре, так и с точки зрения различных удобств для пассажиров. На первом этаже есть скромное кафе, одинокий киоск с сувениркой, обменный пункт. Меняют рубли, евро, доллары. В городе курс выгоднее, но разница не такая умалишённая, как у нас. Интерьер удачно дополняют пара крохотных туалетов на две кабинки и два писсуара.

Аэровокзал, первый этаж.





В ожидании регистрации мы успели посидеть в кафе, благо время и цены вполне позволяли это сделать. На оставшуюся мелочь я взял себе за 2000 тенге 100 г коньяка "Казахстан" и две маленьких шоколадки, а Юля капучино за 650 и большой бургер за 1200.

Коротать часы до рейса за рюмкой чаю, оно завсегда лучше.





Пока ели-пили, подоспела и регистрация. Благодаря тому, что в очереди стояли почти первые, места получили козырные, вместе и у окна, 12EF. Пограничный контроль снова пролетели мухой. Всего один вопрос "когда прибыл", фотография на память, беглый взгляд в паспорт. Всё, давай, сау болыңыз! (до свидания!).

Табло вылетов пестрит как внутренними, так и международными рейсами.



Прошли предполётный шмон и поднялись в чистую зону на втором этаже. Там всё тоже по-спартански: зал ожидания, пищеблок, детская зона, крохотный дьюти-фри. Впрочем, просторно, места много, где присесть, всем хватает.
Кое-какая валюта у нас ещё осталась, и мы не стали мелочиться, потратили всё до последнего евроцента. Жертвой моей жадности стали литруха Blue Curaçao за 22€ и "Рижский бальзам" за 10€, а оставшейся на сдачу трёшки аккурат хватило на маленькую мензурку Absolut.

Чистая зона. Duty free и кафе.



Забегая вперёд скажу, что всё это буржуйское бухло, как оказалось, редкостная гадость. "Абсолют" это абсолютный отстой, худшая водка, что я пил в своей жизни, то же самое могу сказать и про изделие из Латвии, особенно если сравнить с моим родным "Уссурийским бальзамом" или башкирским "Иремель". На вкус не бальзам, а какая-то микстура, сильно смахивающая на календулу. Для притираний сойдёт, но пить его меня больше не заставят. Удивительно, учитывая, что я прекрасно помню, как за ним гонялись в советское время.

Улов из заграничного магаза.



Что сказать про "Блю Кюрасао"? По вкусу такая же химоза, как и по цвету. Спрашивается, зачем брал? Глупо, конечно, но в школе, в журнале "Вокруг света" прочитал очень интересную статью об этом острове, и так он с тех пор запал мне в душу, что детская мечта сублимировалась в необдуманный поступок в данном дьюти-фри. Вот куда приводят мечты!
 
Последнее редактирование:
Пока мы болтали "за жизнь" с русской продавщицей Сашей из дьютика, подошло время начала посадки на рейс. Мы даже не стали брать фирменные пакеты для только что купленного алкоголя, кое-как засунули его прямо в чемодан и пошли на выход. На этот раз "Аэрофлот" прислал другой A320, RA-73167.

Наш самолёт до Москвы.



Помимо него на лётном поле были и другие самолёты: пара A320 казахского лоукостера Fly Arystan, B737 и CRJ-200 SCATa, только что улетел в ДМД SSJ100 "Красных крыльев". Есть какой никакой трафик. На табло значился даже рейс в Лондон.
Вряд ли в Актау есть большой спрос на Лондон, равно как и обратно, в данном случае это просто порт промежуточной посадки лондонского рейса Air Astana из Алма-Аты. Наверное, именно Актау появился благодаря тому, что значительная часть казахских нефтяных месторождений на Каспии принадлежит Shell.

A320-200 Fly Arystan готовится к рейсу KC7278 в Атырау.




B737-800 UP-B3732 второй по величине казахстанской авиакомпании SCAT прибыл рейсом DV730 из Алма-Аты.




Ещё один борт SCAT CRJ-200LR UP-CJ008 готовится к рейсу DV811 в Стамбул.



В самолёт посадили через рукав, и когда посадка закончилась, стало ясно, что на обратном рейсе народу будет поменьше. Если в Актау летели с полной загрузкой, то теперь пустовали около четверти мест.

В текущем году "Аэрофлот" не устаёт напоминать, какой он уже старый



КВС представился: Эльдар Губайдулин, и точно по расписанию мы взлетели. Пока я разглядывал синие воды Каспия, принесли, как его обозвали, "ланч". Меню примерно такое же, как и на предыдущем рейсе: макароны с говядиной/рис с курицей; салат с бужениной, злаковое печенье, булочка, коровье масло.

Мангышлакский залив Каспия. Такая красотища не приедается, летай над ним хоть каждый день.




Кормёжка была почти такая же, как и на предыдущем рейсе. Хорошая. Сказать "супер" не даёт отсутствие бесплатного алкоголя.



Домой летели по более длинному маршруту, через западный Казахстан. А вот в ШРМ заходили, снова огибая Москву с запада, так что и в этот раз не удалось сверху посмотреть на крышу дома своего.

Под крылом северные районы Москвы.



Зато сполна насладились роскошным видом сверкавшего золотом в лучах заходящего Солнца канала имени Москвы с каскадом из трёх водохранилищ - Икшинского, Пестовского и Учинского в изумрудной оправе окружающих их лесов и полей.

Справа Учинское водохранилище, слева - Пяловское. У его дальнего конца всем известная деревня Жостово.



В Шереметьево нас поставили на стоянку и повезли в терминал C на автобусе, и это был единственный раз в этой поездке, когда мы пролетели мимо телетрапа. Юля была недовольна.

В SVO самолётов побольше, чем в SCO.



Первое, с чем встретились на Родине, это наша неистребимая бюрократия. Ещё в самолёте всем пассажирам раздали ковидные анкеты, и сказали, чтобы обязательно их заполнили. Какого, спрашивается, рожна? Все ковидные ограничения в Москве ещё зимой отменили.
Естественно, по прибытии выяснилось, что они даром никому не нужны. За паспортным контролем поставили стол, за которым сидела дама, и не удостоив важные бумаги даже мимолётным взглядом, сваливала их в кучу. Можно было спокойно заполнить документ матюками, или вообще пройти мимо, никто бы и не пикнул.
В общем, что сказать о поездке? Однозначно понравилось. Природа, море, климат. Город тоже, в общем, не плох. Думаю, что ещё вернёмся.

Основные расходы: перелёт Москва/ШРМ — Актау — Москва/ШРМ 42528+(708+620 выбор мест)=43856 р., проживание в гостинице (5 ночей) 27410 р./145000 KZT. Итого: 71266 р.