Система улучшения устойчивости по скорости (Speed Trim System)
Данная система является встроенной функцией цифровой системы управления самолетом (DFCS). Система управляет стабилизатором с помощью сервопривода автопилота для обеспечения устойчивостипо скорости. Её срабатывание возможно вскоре после взлета или при уходе на второй круг. Условиями, способствующими срабатыванию, являются малый вес, задняя центровка и высокий режим работыдвигателей.
Система улучшения устойчивости по скорости работает на скоростях 90 – 250 узлов. Если компьютерулавливает изменение скорости, то система автоматически включается при отключенном автопилоте, выпущенных закрылках (на 400/500 независимо от закрылков), оборотах двигателей N1 более 60%. Приэтом должно пройти более 5 секунд после предыдущего ручного триммирования и не менее 10 секундпосле отрыва от ВПП.
Принцип работы заключается в перекладывании стабилизатора в зависимости от изменения скоростисамолета, таким образом, чтобы при разгоне самолет имел тенденцию к задиранию носа и наоборот. (Приразгоне 90 – 250 узлов стабилизатор автоматически перекладывается на 8 градусов на кабрирование). Кроме изменений скорости компьютер учитывает обороты двигателей, вертикальную скорость иприближение к сваливанию.
Чем выше режим двигателей, тем быстрее начнет срабатывать система. Чем больше вертикальнаяскорость набора высоты, тем больше стабилизатор отрабатывает на пикирование. При приближении куглам сваливания система автоматически отключается.
Система двухканальная. При отказе одного канала полет разрешается. При двойном отказе вылетатьнельзя. Если двойной отказ произошел в полете, QRH не требует никаких действий, но логично было быповысить контроль за скоростью на этапах захода на посадку и ухода на второй круг.