maratych, ну вот тут Саша хорошо написал
http://testpilot.ru/review/aerouzel/error/orientation.htm
Из личного опыта - ловил иллюзию в ночных полетах над морем, когда шел по приборам, потом вывалился из облачности между ее слоями, через которые проглядывали звезды, естественно, посмотрел в закабинное пространство - красиво ведь и очень тяжело было себя заставить поверить, что внизу море, а не небо. Сильно тянуло дать РУС в борт, чтобы убрать безобразие. Но кросс-чек по приборам показал, что машина летит правильно, авиагоризонт не завалился, а завалилась крыша у меня. Тоже несколько секунд заняло, чтобы перебороть.
Аналогичные случаи были при снижении между слоями облаков, когда вечером начал идти дождь со снегом, забарабанило по кабине, взгляд в закабинное пространство (а что это там стучит? не обледеневаем ли?) в свете фар и опа....100% ощущение, что самолет падает. Взгляд на приборы - тангаж нормальный, вертикальная нормальная. И сразу отпустило.
В облаках в снижении один раз нагнулся к CDUшке, проверить данные, когда поднял голову, было 100% ощущение, что самолет резко перешел в набор. В этот момент просто машина отрабатывала поворот на новый участок с одновременным снижением. Возникла косая перегрузка, а я еще головой крутанул.
Секунды две понадобилось, чтобы войти в контур управления.