Под Ростовом-на-Дону упал пассажирский самолет(обсуждение для новичков)

Для иллюзии необходимы отсутствие естественного горизонта, знакоопеременные ускорения, факторы, отвлекающие от контроля приборов, переутомление. В ветке эту тему уже со всех сторон рассмотрели. Иллюзии - это факт, и, если у кого-то таких мощных, кои приводили к инцидентам и катастрофам не было, то это не значит, что у всех не было, что это невозможно.
 
Последнее редактирование:
maratych, вы немного путаете наличие иллюзий и борьбу с ними. Если не отвлекаться от приборов и быть все время в контуре управления - то это способ борьбы. Поэтому можно и не заметить, разве только по легкому головокружению, что что-то эдакое было. Пример с тренажером - кстати - как раз хорошая иллюстрация, когда визуально получаемая информация расходится с акселерометрической, получаемой человеком от своих органов чувств. Результат - тошнота, головокружение и - самое неприятное - кратковременное или долговременное снижение работоспособности. О чем речь и идет. Причем, можно заметить, что чем сильнее усталость - тем неприятнее и долговременнее последствия таких "приколов".
Человек природой не создавался изначально, как летающий, поэтому нужной встроенной оснастки не имеет, вынужден приспосабливаться.
 
Как раз околонулевые перегрузки центрифуга может обеспечить, а если кабина/кресло центрифуги имеет две оси вращения, то полную имитацию иллюзии ровного горизонта при крене с циркуляцией. Можно и отрицательные перегрузки создать.
#автоудаление
 

Нужны не такие перегрузки - это имитация перегрузки ноги-голова путем переворота. А нужно 0.5 - 0g в течении секунд. Реальных.
Иначе человеческая вестибулярка так, как надо, не отреагирует.
К тому-же подвеска всего тренажера на центрифугу - это та еще задача
[HASHTAG]#автоyдaление[/HASHTAG]
 
Кто нибудь в ветке испытывал эти иллюзии? Что бы казалось, что самолет летит с креном при прямолинейном полете или первернут и что бы при этом непреодолимо хотелось это исправить это штурвалом? Напишите в двух словах как это произошло и чем кончилось? Может ссылка есть на эти рассказы?
В двух словах о сдвиге ветра, правда не при уходе на второй круг, а при взлете на полупустой машине с малым запасом топлива. Сдвиг ветра читался по направлению и скорости ветра в погоде, но самих слов о нем почему то не было. Я этого не учел ( может усталость, может раздолбайство). Доверил взлет начинающему второму пилоту, очень крепкому по комплекции. Взлетели, скорость очень быстро начала расти при обычном тангаже. Что бы не вылезти за ограничения по закрылкам задрали тангаж более 30 градусов. Сдвиг кончился, самолет остановился. Еле успел перехватить управление и примерно в три движения перевел самолет в горизонт. Повисли на ремнях. По прилету попросил снять расшифровку - нарушений не было. Но я после этого неделю не мог доверить взлет второму. PS Дело было на Ту-134.
И пару слов об уходе на второй круг в автомате. Тоже пустой самолет с малым запасом топлива - аэродромная тренировка. Самолет при нажатии кнопки TO/GA задирается до PLI ( pitch limit indication), те почти до шейкера. При уходе после команды set up missed approach второй пилот нарушил порядок нажатия кнопок - пропали бары, тангаж остался большим, а руды пошли на малый газ. Среагировал сразу, отключил а/п и сунул руды пересилевнием до взлетного. Наверное все заняло 1,5 сек, но скорость успела упасть до Vref.
Коллектив у нас небольшой и коллегиально приняли решение, что уход на второй круг с пассажирами только в ручном режиме.
 
Последнее редактирование:
maratych, ну вот тут Саша хорошо написал
http://testpilot.ru/review/aerouzel/error/orientation.htm

Из личного опыта - ловил иллюзию в ночных полетах над морем, когда шел по приборам, потом вывалился из облачности между ее слоями, через которые проглядывали звезды, естественно, посмотрел в закабинное пространство - красиво ведь и очень тяжело было себя заставить поверить, что внизу море, а не небо. Сильно тянуло дать РУС в борт, чтобы убрать безобразие. Но кросс-чек по приборам показал, что машина летит правильно, авиагоризонт не завалился, а завалилась крыша у меня. Тоже несколько секунд заняло, чтобы перебороть.

Аналогичные случаи были при снижении между слоями облаков, когда вечером начал идти дождь со снегом, забарабанило по кабине, взгляд в закабинное пространство (а что это там стучит? не обледеневаем ли?) в свете фар и опа....100% ощущение, что самолет падает. Взгляд на приборы - тангаж нормальный, вертикальная нормальная. И сразу отпустило.

В облаках в снижении один раз нагнулся к CDUшке, проверить данные, когда поднял голову, было 100% ощущение, что самолет резко перешел в набор. В этот момент просто машина отрабатывала поворот на новый участок с одновременным снижением. Возникла косая перегрузка, а я еще головой крутанул.
Секунды две понадобилось, чтобы войти в контур управления.
 
Самолет при нажатии кнопки TO/GA задирается до PLI
Не задирается. Только если второй раз нажать, и тр, если ещё АТ включен ко всему прочему

При отключенном АТ тягу регулирует пилот.

Мои коллеги по 737, имеющие опыт полетов в истребительной авиации, такие иллюзии испытывали.
 
Реакции: KVG
Насчет иллюзий - у меня письмо лежит от пилота одной из почивших в бозе авиакомпаний, который боролся однажды с КВС, схватившим иллюзию.
 
Я не летал на Б737. Мои типы G-IV, 550, 650. На них именно такой алгоритм. Я описывал мой реальный случай.
 
Последнее редактирование:
Реакции: A_Z
Тоже хватал несколько раз, в основном это было ночью, либо во время полетов между слоями, либо над слоистой облачностью, на моем типе из-за геометрии остекления кабины, у многих возникало ощущение крена, при появлении световых пятен на облаках от уличного освещения. Приходилось тупо упираться взглядом в приборы, а очень хотелось "убрать" крен, Перетерли в курилке, нашли простой и эффективный метод, закрывались боковой шторкой.
 
Денис Сергеевич, можно попросить автора о публикации письма в Вашем блоге без имен и названий?
[HASHTAG]#autoremove[/HASHTAG]
 
Пятисотый, после вылета в темное время суток, в низкую облачность, и после начала уборки механизации, ВП, отвлекшийся на ведение радиообмена, почувствовал, что что-то не в порядке. Затем увидел значительный тренд скорости... КВС не реагировал на доклады ВП. ВП начал тянуть "на себя", КВС сопротивлялся, продолжая отдавать "от себя". Тут в разрывах облачности показались огонечки. Стало совсем невесело. Сработала сигнализация Don't Sink, после чего КВС "проснулся" и дернул "на себя".

Свое поведение разъяснил как "Затмение какое-то нашло".

Я знаю также как минимум еще один схожий случай.

[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
 
denokan, я понимаю, что есть CRM и стандарты общения между пилотами... Хм, но мне кажется совсем странным, что "КВС не реагировал на доклады ВП" и "сопротивлялся". Разве вот в такой ситуации нельзя было просто спросить сидящего на расстоянии вытянутой руки коллегу: ты куда рулишь???!!! Неужели до такой степени заформализовано общение, что два человека в кабине молча борются между собой?
 
А вот чем не случай (из Ершова, снесу через пару дней - не знаю, как на АУ ставить)...

Вот так взлетел экипаж и потопал на Москву. Что уж у них там приключилось перед взлетом -- да примерно то же, что и у нас нынче -- но забыли включить ППД, и в полете никто внимания не обратил...
...Вот они и снижались в облаках, докладывая занимаемые эшелоны, задерживаясь на них до команды и снова снижаясь. И никто не заметил, что скорость стала тихонько идти к нулю. Пилотировал по командам штурмана второй пилот, а капитан отвлекся в локатор, чтобы убедиться, нет ли впереди гроз.
Второму пилоту показалось, что скорость мала, и он отдал штурвал от себя. Нет, мало -- он отдал еще. Скорость не росла! Он сунул штурвал чуть не до упора вперед. Скорость шла к нулю!

...Капитану показалось, что что-то не так. Шестое чувство заставило оторваться от локатора и бросить привычный взгляд на приборы. Он сразу не врубился: скорость?... скорость?... вариометр показывает набор высоты... авиагоризонт... почему цвет шара коричневый? Высота... Высота -- слишком быстро вращаются стрелки...
И тут самолет вывалился из облаков, почти в отвесном пикировании. И все показания приборов заняли во вспыхнувшем мозгу капитана свои места: вариометр "перекрутил" снижение так, что стал показывать набор высоты, авиагоризонт это снижение подтвердил -- и вот она, матушка-земля!

...Увидев несущуюся на него землю, капитан хватанул штурвал...
Высоты 1800 метров хватило на вывод из пикирования. И сели благополучно. Но на стоянке, когда подключили шланги заправки, из крыльев фонтаном начало течь топливо. При более внимательном рассмотрении оказалось: по всему самолету пошли гофры деформации: машина чуть не разрушилась в воздухе.

[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
 
Последнее редактирование:
Sibiryak, это из другой оперы, тут отдавали от себя не по причоне иллюзииб

Кстати, КВС этого Ту154 через 17 лет стал и моим КВС)

Для т.н. "автоудаления" надо просто набрать: [HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]
 
Заметили, но их больше занимало падение скорости. На Ту154 падения скорости боялись больше, чем все остальные страхи вместе взятые.

[HASHTAG]#автоудаление[/HASHTAG]