Да это (права и обязанности) я всё помню. А что он делать то будет на самолете? Конкретно? На стоянке обойти вокруг самолета и пнуть ногой по колесу? Дремать весь полет или заигрывать со стюардессами? Или насмотревшись фильм Экипаж верится что он полезет внутрь фюзеляжа ремонтировать двигатель в полете?Может, будет понятнее из классической литературы? НПП ГА-85:
2.4.13. Бортинженер (бортмеханик) подчиняется командиру воздушного судна и
вышестоящим прямым командирам (начальникам).
2.4.14. Бортинженер (бортмеханик) обязан:
– знать инструкцию и выполнять правила эксплуатации воздушного судна в со-
ответствии с НТЭРАТ ГА и РЛЭ;
– соблюдать предполетный отдых;
– отказаться от выполнения задания на полет, если он считает его непосильным
для себя или не уверен в безопасности его выполнения;
– принимать участие в подготовке воздушного судна к полету и контролировать
его готовность в соответствии с РЛЭ;
– проверять веред вылетом закрытие заправочных горловин, аварийных и грузо-
вых люков и дверей фюзеляжа;
– уметь устранять в полете появившиеся и доступные для устранения неисправ-
ности авиационной техники;
– выполнять своевременно команды командира воздушного судна по управлению
двигателями и системами воздушного судна;
– своевременно докладывать командиру воздушного судна о всех отклонениях и
неисправностях и давать предложения по их устранению;
– проявлять заботу о пассажирах, принимать по указанию (разрешению) коман-
дира воздушного судна мер по обеспечению их безопасности, сохранности судна и
находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной докумен-
тации;
– осмотреть в соответствии с РЛЭ воздушное судно после посадки и заруливания
на стоянку и доложить командиру воздушного судна свои замечания;
– оформить документацию и записать замечания по работе авиационной техники
и результатам осмотра, передать воздушное судно в установленном порядке.
2.4.15. Бортинженер (бортмеханик) имеет право требовать от специалистов ин-
женерно-авиационной службы устранения обнаруженных неисправностей.
2.4.16. Бортинженер (бортмеханик) несет ответственность:
– выполнение требований настоящего Наставления, НТЭРАТ ГА, РЛЭ и других
нормативных документов МГА и части, его касающейся;
– прием воздушного судна в исправном и подготовленном для полета состоянии;
– соблюдение правил эксплуатации воздушного судна на земле и в полете;
– закрытие заправочных горловин, аварийных и грузовых люков, дверей фюзе-
ляжа;
– наличие на борту установленной судовой документации, аварийно-
спасательных средств, необходимого для полета количества топлива, масла, жидко-
стей и газов;
– своевременную информацию командира воздушного судна о неисправностях
авиационной техники.
Я уже написал, что всё что ему было прописано, делает либо автоматика, либо наземный персонал, либо пилоты.
Например при незакрытии люков/дверей сейчас даже двигатели запустить нельзя без специальных процедур.
А вот в полете как его действия контролировать? Приборные панели пилотов находятся в зрительной видимости обеих пилотов. Если один что-то делает, то второй пилот всегда видит, что меняется, выключается и т.п. Панель бортмеханика всегда находилась за спиной пилотов, его никто не контролирует. Если он случайно ошибется и включит/выключит неправильный выключатель, то могут быть большие проблемы. На том же Ту-134 бортинженеры и сжигали ВСУ, и включали кран разгерметизации и прочее и прочее.