У диспетчера есть канал связи с коллегой в смежном FIRе. А вот прослушивание связи бортов со смежным FIRом в его должностные обязанности не входит.
Как уже здесь было показано, Ryanair не приступил с снижению на обычном для посадки в Вильнюсе рубеже. О том, какой АД был у него запасным по плану, никто не сказал, но то, что Ryanair запрашивал информацию о ближайших аэродромах - вспоминали не раз. Если экипаж выполнял рейсовый полет, то он к нему готовился.
И не мог не знать, что для Вильнюса ближайшие АД, где возможен инструментальный заход, это: Каунас (46,2 NM), Шауляй (99,6 NM), Минск (106,6 NM) и Гродно (75,9 NM). Что помешало экипажу Ryanair в последний момент выбрать для внеплановой посадки один из двух АД находящихся в ЕС? Собственная заметность на FR24?
Если не будет доказано, что текст письма с угрозой составлен белорусским диспетчером УВД, находившимся на связи с бортом Ryanair, информация диспетчера носит рекомендательный характер, мало того, исходя из текста угрозы является логически правильным предложением помощи, дающим снижения вероятности применения ВУ в воздухе. Наличие и возможности для быстрого развертывания спецсил и средств на АД Минска, а так же однозначность маневра в сторону от территории ЕС во избежание "игры на нервах" вблизи ее границы с потерей высоты для снижения возможности контроля за местом самолета неизвестным оператором также оптимизировали выбор Минска, как наилучший из возможных. Создавать на этих фактах миф об угрозе для безопасности полетов - можно, если хочется и очень нужно для решения задач, не связанных с авиацией. Но это - уже совсем другая история (с)... И не про авиацию.