19 июня 1955 г.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР дали поручение организациям Министерства общего машиностроения, авиационной промышленности и среднего машиностроения (ИАЭ, ФЭИ, ПНИТИ, Завод «2А») о проведении НИОКР по созданию
крылатой ракеты (проект «КАР») с ядерным двигателем. Генеральным конструктором объекта «КАР» был назначен А.М. Люлька (ОКБ-165 ГК по авиационной технике), научным руководителем —
А.П. Александров (ИАЭ).
Расчетно-теоретические, научно-исследовательские и экспериментальные работы в области использования ядерной энергии в силовых установках самолетов и ракет по инициативе академика
И.В. Курчатова, а с 1954 г. и по инициативе академика
А.И. Лейпунского и профессора
Д.И. Блохинцева в СССР начали проводиться с 1952 г. Расчеты показывали, что ракеты и самолеты с ядерными силовыми установками приобретают новые, значительно более высокие, тактико-технические качества по сравнению с ракетами и самолетами на химическом топливе: удельная тяга возрастает в несколько раз, а самолет получается практически неограниченного радиуса действия.
Он может облететь вокруг земного шара без посадки, тогда как бомбардировщик на химическом топливе можно было создать с дальностью полета не более 10 тыс. км.
В 1952-53 гг. впервые в СССР были проведены работы по исследованию практической возможности использования ядерного реактора в качестве источника тепла в системе реактивного двигателя, а также по созданию термостойких тепловыделяющих элементов. Анализ различных систем показал, что наиболее эффективным двигателем на ядерном «горючем» для сверхзвукового самолёта-снаряда дальнего действия с астронавигационной системой управления является прямоточный воздушно-реактивный двигатель.