Колекционер
Коллекционер
Серия 11
C-11 (Як-11), заводской № 171101
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в августе 1955 года и передан ВВС ЧССР, где получил бортовой номер «1101».
До 1958 года самолет эксплуатировался в 1 эскадрильи 16 ИАП.
В 1963 году прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был экспортирован в в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
До 1964 года находился в эксплуатации в качестве учебно-тренировочного самолета в одном из авиационных училищ ВВС Египта на аэродроме Эль-Ариш (Северный Синай) в окрестностях Каира с бортовым номером «590».
19 января 1964 года 26-летний лётчик-инструктор воздушной академии капитан Махмуд Аббас Хильми дезертировал и угнал этот самолет в Израиль. Свой поступок он мотивировал политическими причинами.
Угнанный самолет некоторое время содержался на авиабазе Хацор. Так как технический персонал базы не имел опыта обслуживания машин этого типа, самолет был признан непригодным к летной эксплуатации.
Позже он был передан в музей ВВС Израиля "Хейль Авир" (IsraeliAirForceMuseum) на авиабазе Хацерим, вблизи Беер-Шевы (BeerSheva).
В 1976 году Як-11 был отправлен в Великобританию морским путем в обмен на North American T-6 "Harvard".
Самолет приобрел Роберт Джон Лэмплаф (RobsLamplough), British Aerial Museum, Даксфорд, Великобритания.
С 1978 по 1981 годы самолет восстанавливали в Даксфорде (Duxford) до летного состояния. После проведения восстановительного ремонта первый полет был совершен 29 апреля 1981 года. На самолет были нанесены советские опознавательные знаки, его окраска копировала Як-3 командира полка "Нормандия-Неман" майора Луи Дельфино.
Самолет был зарегистрирован в Управлении гражданской авиации Соединенного Королевства и получил регистрационный код G-KYAK.
21 октября 1984 года при выполнении демонстрационного полета на аэродроме Даксфорд самолет совершил аварийную посадку за пределами аэродрома. Як-11 пилотировал Джон Ларкомб. При выполнении фигур высшего пилотажа, в том числе бочки, на высоте 70 м и скорости около 250 км/ч произошла остановка двигателя. Выполнив левый разворот, пилот попытался вернуться на аэродром, но высоты не хватило. Он совершил вынужденную посадку не выпуская шасси на небольшом поле восточнее Хантс-Роад. Прокатившись "на брюхе" около 70 м, самолет развернулся на 180 градусов и остановился. Пилот получил незначительные травмы и смог самостоятельно покинуть кабину. У самолета был поврежден воздушный винт и нижняя часть обшивки фюзеляжа.
Расследование происшествия показало, что причиной отказа двигателя послужило одновременное наложение двух факторов: неконтролируемая утечка масла через задний подшипник двигателя в картер, вызванная износом подшипника, усугубленная неприспособленностью маслосистемы самолета к длительному перевернутому полету.
Новым владельцем стал Кристоф Жаккар (C. Jacquard), SARL Spitfire Warbird Ltd, Даруа, Дижон (Dijon), Франция.
11 мая 1992 года самолет был зарегистрирован в Организации по безопасности гражданской авиации, получив регистрационный код F-AZHQ.
С 11 мая 1992 года был в составе коллекции "Летающие легенды" (FlyingLegends), базировался в Дижоне (Dijon).
С 1993 по 1994 год принадлежал компании "Yak Warbird" (Dijon-Longvic) во Франции.
Самолет был перекрашен, его окраска копировала Як-1б командира 152 ГвИАП майора С.Д. Луганского. На борту была нанесена надпись на псевдорусском языке с примесью латиницы: "Серген Лугакскоку от комсомольцев U молодежU Алма Ата". Бортовой номер – "36" белого цвета.
В июне 1994 года самолет был продан Стивену Грею в "Коллекцию истребителей" (The Fighter Collection, Даксфорд, Великобритания), где 4 января 1995 года получил новый регистрационный код G-KYAK.
Затем самолет приобрел Жан-Люк Ланжар (Association Aviantik, Карпике, Кан, Франция).
С 1 апреля 1996 года самолет находился в составе организации "Assoc. Aviantik" в Кине.
1 апреля 1996 года он был зарегистрирован в OSAC, получив регистрационный код F-AZQI.
В 1999 году самолет перешел в собственность Макси Гейнза (Норт-Уилд, Великобритания).
24 февраля 1999 года он был зарегистрирован в CAA, снова получив регистрационный код G-KYAK. Базировался на аэродроме Норт-Уилд, участвовал в различных авиашоу.
В начале 2008 года был куплен MaxAlphaAviationGmbH и переправлен в Германию.
С 2009 года самолетом владел Ахим Майер (MeierMotors GmbH, Фрайбург-им-Брайсгау, Баден-Вюртемберг, Германия). Базировался на аэродроме в Bremgarten, расположенном на территории бывшей авиабазы НАТО.
Самолет был зарегистрирован в Федеральном агентстве гражданской авиации Германии, получив регистрационный код D-FMAX.
С 2009 по 2010 гг. самолет прошел капитальный ремонт. Для восстановления поврежденных участков обшивки старая краска была полностью удалена. Было принято решение отказаться от покраски. Металлические поверхности были отполированы до зеркального блеска, полотняная обшивка покрыта серебрянкой.
В 2015 году на самолет были нанесены опознавательные знаки ГДР.
В июле 2015 года новым владельцем стал Герберт Аллиманн (Швейцария).
C-11 (Як-11), заводской № 171101
Построен по лицензии на чехословацком предприятии «Let» в Куновице в августе 1955 года и передан ВВС ЧССР, где получил бортовой номер «1101».
До 1958 года самолет эксплуатировался в 1 эскадрильи 16 ИАП.
В 1963 году прошёл капитальный ремонт на авиаремонтном предприятии в Тренчине и был экспортирован в в Египет через внешнеторговую корпорацию OMNIPOL a.s.
До 1964 года находился в эксплуатации в качестве учебно-тренировочного самолета в одном из авиационных училищ ВВС Египта на аэродроме Эль-Ариш (Северный Синай) в окрестностях Каира с бортовым номером «590».
19 января 1964 года 26-летний лётчик-инструктор воздушной академии капитан Махмуд Аббас Хильми дезертировал и угнал этот самолет в Израиль. Свой поступок он мотивировал политическими причинами.
Угнанный самолет некоторое время содержался на авиабазе Хацор. Так как технический персонал базы не имел опыта обслуживания машин этого типа, самолет был признан непригодным к летной эксплуатации.
Позже он был передан в музей ВВС Израиля "Хейль Авир" (IsraeliAirForceMuseum) на авиабазе Хацерим, вблизи Беер-Шевы (BeerSheva).
В 1976 году Як-11 был отправлен в Великобританию морским путем в обмен на North American T-6 "Harvard".
Самолет приобрел Роберт Джон Лэмплаф (RobsLamplough), British Aerial Museum, Даксфорд, Великобритания.
С 1978 по 1981 годы самолет восстанавливали в Даксфорде (Duxford) до летного состояния. После проведения восстановительного ремонта первый полет был совершен 29 апреля 1981 года. На самолет были нанесены советские опознавательные знаки, его окраска копировала Як-3 командира полка "Нормандия-Неман" майора Луи Дельфино.
Самолет был зарегистрирован в Управлении гражданской авиации Соединенного Королевства и получил регистрационный код G-KYAK.
21 октября 1984 года при выполнении демонстрационного полета на аэродроме Даксфорд самолет совершил аварийную посадку за пределами аэродрома. Як-11 пилотировал Джон Ларкомб. При выполнении фигур высшего пилотажа, в том числе бочки, на высоте 70 м и скорости около 250 км/ч произошла остановка двигателя. Выполнив левый разворот, пилот попытался вернуться на аэродром, но высоты не хватило. Он совершил вынужденную посадку не выпуская шасси на небольшом поле восточнее Хантс-Роад. Прокатившись "на брюхе" около 70 м, самолет развернулся на 180 градусов и остановился. Пилот получил незначительные травмы и смог самостоятельно покинуть кабину. У самолета был поврежден воздушный винт и нижняя часть обшивки фюзеляжа.
Расследование происшествия показало, что причиной отказа двигателя послужило одновременное наложение двух факторов: неконтролируемая утечка масла через задний подшипник двигателя в картер, вызванная износом подшипника, усугубленная неприспособленностью маслосистемы самолета к длительному перевернутому полету.
Новым владельцем стал Кристоф Жаккар (C. Jacquard), SARL Spitfire Warbird Ltd, Даруа, Дижон (Dijon), Франция.
11 мая 1992 года самолет был зарегистрирован в Организации по безопасности гражданской авиации, получив регистрационный код F-AZHQ.
С 11 мая 1992 года был в составе коллекции "Летающие легенды" (FlyingLegends), базировался в Дижоне (Dijon).
С 1993 по 1994 год принадлежал компании "Yak Warbird" (Dijon-Longvic) во Франции.
Самолет был перекрашен, его окраска копировала Як-1б командира 152 ГвИАП майора С.Д. Луганского. На борту была нанесена надпись на псевдорусском языке с примесью латиницы: "Серген Лугакскоку от комсомольцев U молодежU Алма Ата". Бортовой номер – "36" белого цвета.
В июне 1994 года самолет был продан Стивену Грею в "Коллекцию истребителей" (The Fighter Collection, Даксфорд, Великобритания), где 4 января 1995 года получил новый регистрационный код G-KYAK.
Затем самолет приобрел Жан-Люк Ланжар (Association Aviantik, Карпике, Кан, Франция).
С 1 апреля 1996 года самолет находился в составе организации "Assoc. Aviantik" в Кине.
1 апреля 1996 года он был зарегистрирован в OSAC, получив регистрационный код F-AZQI.
В 1999 году самолет перешел в собственность Макси Гейнза (Норт-Уилд, Великобритания).
24 февраля 1999 года он был зарегистрирован в CAA, снова получив регистрационный код G-KYAK. Базировался на аэродроме Норт-Уилд, участвовал в различных авиашоу.
В начале 2008 года был куплен MaxAlphaAviationGmbH и переправлен в Германию.
С 2009 года самолетом владел Ахим Майер (MeierMotors GmbH, Фрайбург-им-Брайсгау, Баден-Вюртемберг, Германия). Базировался на аэродроме в Bremgarten, расположенном на территории бывшей авиабазы НАТО.
Самолет был зарегистрирован в Федеральном агентстве гражданской авиации Германии, получив регистрационный код D-FMAX.
С 2009 по 2010 гг. самолет прошел капитальный ремонт. Для восстановления поврежденных участков обшивки старая краска была полностью удалена. Было принято решение отказаться от покраски. Металлические поверхности были отполированы до зеркального блеска, полотняная обшивка покрыта серебрянкой.
В 2015 году на самолет были нанесены опознавательные знаки ГДР.
В июле 2015 года новым владельцем стал Герберт Аллиманн (Швейцария).