Крыльевые плоскости Як-40 СССР-87622 и СССР-87797 (источники
https://ok.ru/group/49700969971957/album/54172123267317/838278327797 и
https://ok.ru/group/49700969971957/album/54172123267317/838269143029)
"Фоторепортаж о ветряной эл.установке на пер. Чормагзак. Стоит заметить, что это Изделие было выполнено на вертикальном валу. тогда как в Канаде уже действовала подобная эл.установка на горизонтальном валу мощностью 4000 кВт. Нурек."
"Комлектующими деталями для этой электроустановки послужили плоскости от самолёта Як-40 (ТУГА)...По техническим соображениям было решено применить такой вариант. В предыдущем материале я изложил подробности этого нововведения..."
"Этим проектом занимался Доктор Технических Наук В.Н. Лятхер (Москва)...Не дождавшись испытания этой установки, он успел заключить контракты с несколькими странами, в частности, с Израилем, Вьетнамом (Северным) и ещё где-то...Здесь же при испытании (при запуске) не сработала система торможения, кронштейны не выдержали...И эл.установка в дальнейшем требовала доработки...Помешала война...А задумка с использованием ветряной энергии была занятной и, впрочем, перспективной...Стоит заметить, что в Канаде в то время применялись, т.е. действовали, подобные изделия, но у них они были сконструированы на горизонтальном валу, да и мощность была раз в 40 выше этой установки и составляла 4000 кВт...У меня в то время проходил фоторепортаж о ветряных эл.установках в журнале "ДН" "Дружба Народов".."
"Вы правы, что с установкой этой конструкции было много непродуманного...Тем более автор этого проекта очень спешил с "внедрением" своего "детища", а потому мало с кем согласовывал действия. И вместе с тем тогда и время было почти смутного направления...Соседние станции и дом снимать не запрещалось, просто всё внимание было нацелено на эту "легендарную" эл.установку...Сейчас по этой дороге (через перевал) движение ограничено, дело в том, что под перевалом Чормагзак проложен тоннель длиной около 4500 м. и там неплохая по нынешним временам дорога, её сооружали преимущественно китайские народные умельцы...Это сократило время в пути и да и меньше стало поворотов со спусками и подъёмами, т.е. дорога стала ровнее и безопаснее..."
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ВЕТРЯКА
http://altay-krylov.ru/vetro_magaz_vozrozdenie.html