Воспоминания, которые, на мой взгляд, могут быть интересны для истории серии Ми-26 (из интернета и на основании общения с ветеранами)
Телави
"войсковые испытания МИ-26 проводились в период с августа 1988 по август 1989 г. на базе отряда Ёлкина Жени. В основном по программе испытаний летали вертолёты № 68, 69, 70, 71, а второй отряд участвовал , когда летали строем 8 бортов сразу.
Перед выводом из Кахетии больше десятка Ми-26 были заблаговременно в течение 91-92 годов перегнаны на хранение в Торжок. Затем часть бортов мы перегнали в К.-Черкассы, а часть так и осталась там.
Крайний вылет из солнечного Телави остатками 793 ОТБВП был осуществлён 4 декабря 1992 года на глазах удивлённой "охраны" из числа местных жителей-недавних наших сослуживцев. 3 борта Ми-26 долетели к новому месту дислокации сел К.-Черкассы лишь в конце января 93 г. по причине раскачек оборотов СТ.Но по маршруту с этим эффективно боролись благодаря заранее приготовленным запасам агрегатов 4019, 4018 и 436 двигателей, которые постоянно приходилось переставлять.
В июле-августе 93 года после получения нами ещё 5-ти новых вертолётов № 44, 45, 73, 74, 508 ( раскрашен под ГА) с комэском Гариным А.Н.начали планово успешно осваивать небо ПриВО . До момента перевооружения бывшего Цулукидзенского (Егорлыкского) полка на Ми-26 почти 3 года наш полк был чуть ли не единственным в АА и ВВС РФ, где на вооружении стояли МИ-8Т, Ми-8МТ и 2 ВЭ Ми-26".
Цулукидзе
"В 1991-ом году произошёл развал СССР, из Цулукидзе (Грузия) по приказу командующего армейской авиации Виталия Павлова экипажи без разрешения просто украли шесть "Ми-26" и перегнали их своим ходом в г. Торжок. Но, так как на них не было документов, возникли большие проблемы с эксплуатацией. Пока разбирались, у них закончился ресурс, после чего было принято решение Вертолёты с истекшими сроками отдать на капремонт. И тогда мы провели уникальную операцию, на внешней подвеске брали облегчённые "Ми-26" со снятыми двигателями и редукторами, из г. Торжок "таскали" их в г. Тверь, ставили их на баржу и отправляли их по реке Волге в г. Ростов-на-Дону на Вертолётный Завод."
Возможно, здесь автор путает Цулукидзе с Телави, либо эти 6 телавских Ми-26 действительно долгое время базировались в Цулукидзе.
Ибо другой авиатор вспоминает, что, по крайней мере до конца 1990 года, в Цулукидзе собственных Ми-26 не было и полк на них не переучивался.
А в 1991 году поставок Ми-26 в ЗакВО уже не было.
А Цулукидзенский (Егорлыкский) полк переучился на Ми-26 только в 1994 году (см. выше).
Каган
"Ми-6 я перегонял в Каган начиная с 1985 года, а с марта 1986 года начал летать на Ми-26, но Ми-6 еще в полку были, а в марте 1987 года уже выполнили ЛТУ полка двумя ВЭ на Ми-26".
"В 1985-ом году, выпустившись из академии, я попал в город Каган, Туркестанский военный округ. Вся подготовка к Афганистану шла через Каган, там нам пришлось летать на всех типах Вертолётов - "Ми-6", "Ми-8", "Ми-24". Меня вызвал командир полка полковник Михайлиди и говорит: "Собирай группу учиться на новый Вертолёт "Ми-26". Приехали мы в г. Торжок, прошли курс теоретического обучения, а переучивались уже непосредственно в части - в Кагане. Идея была завести "Ми-26" в Афганистан, поскольку по высотно-скоростным характеристикам и по грузоподъемности они гораздо лучше других Вертолётов. Да и температуры они так не боялись, как "Ми-6". И вот мы с Ростова начали перегонять в Каган первые 12-ть машин. Освоение шло в условиях жары, пыли, высокогорья".
"Наши борта№10,11,12, а № от 01 до 09 были тоже у нас, и мы на них подлётывали. А после расформирования мы все борта перегнали в Джамбул".
"Бортовые соответственно 10, 11, 12. Налёт только в 85 и 86 годах был по 300 часов. Затем с небольшим остатком борта остановили из за выработки ресурса ВР26 (300)часов. В 1989 году перегнали эти борта в Джамбул. О дальнейшей судьбе не знаю. По идее им должны были заменить редуктора".
Джамбул
Переучивание экипажей (теория) проходило в Торжке в 1989 году.
В 1991 во время ГКЧП году полк в полном составе планировали перебазировать в Подмосковье для перевозки спецназа. Но потом эту задачу сняли.
В 1992 году хотели всем составом полка перелететь в Россию, во Владимир. Для этого планировали провести учения с реальным подъемом по тревоге. Однако их проведение в последнюю минуту запретил МО РК.
Норильск (Алыкель)
"Речь идёт об 50-ой отдельной транспортной авивэскадрильи ВВС (сокращенно 50 отаэ ВВС), примерно, с 1981 г. дислоцировавшейся в аэропорту Алыкель (Норильск). На её вооружении состояли самолёты Ан-12, Ан-26, вертолёты Ми-8, Ми-26. В задачи эскадрильи входили транспортные и пассажирские перевозки с целью обеспечения деятельности многочисленных воинских частей и "точек", разбросанных по всему Таймырскому полуострову вплоть до арктических островов Северного Ледовитого океана. Кроме того, в задачи в/ч 02017 входило обеспечение поисково-спасательных операций в различных экстремальных случаях.
С 1993 года 11-ый авиационный поисково-спасательный отряд (11 апсо), на вооружении которого остались Ан-26 и Ми-8, так как Ан-12 передали в Толмачёво, а Ми-26 списали".
«МИ-26 базировались в Кяхте. В1990 расформированы. три борта переданы в ПВО Норильск-Алыкель. Командир отряда МИ-26 п-п-к. Жилков. В 1994 расформирован.
Аральск
1 аральский Ми-26 угнали в Джамбул в 1992 году прямо во время построения эскадрильи в Аральске.
Кяхта
По воспоминаниям очевидцев тех событий причина расформирования вэ на Ми-26 в Кяхте для них так и осталась загадкой. Они на то время летали достаточно много и спрос на перевозки на Ми-26 был высок.
Просто пришел приказ о расформировании, который довели до личного состава. Большинство вертолетов передали в авиацию ПВО.