Катастрофа Ту-22 УД №48-04 ,23 марта 1968 года.
Военные летчики-испытатели Борис Чуненков, Николай Хмыров и штурман-оператор Леонид Данченко выполняли испытания ресурсной машины Ту-22УД № 4804. В конце контрольно-приемного полета производилось «обжатие» самолета, то есть проверял поведение самолета на максимально допустимой скорости на высоте 3000 метров. В этом случае включаются двигатели на форсаж, то есть сектора газа – до упора вперед и самолет разгоняется – «обжимается». Полет длился два часа 50 минут. При выполнении предпосадочных маневров самолет разрушился. В результате ошибки экипажа самолет вошел в режим флаттера, после чего хвостовое оперение отвалилось и началось общее разрушение машины. Самолет упал в Николаевском лесу неподалеку от деревни Сухая река. Кабина с пилотами падала отдельно. Экипаж был очень сильно изуродован.
Комиссия признала усталостность конструкции ресурсного бомбардировщика, которая и привела к разрушению и последующей катастрофе самолета. При переходе на сверхзвук разрушился демпфер стабилизатора.
Ведущий инженер по летным испытаниям завода №22 А.Г.Липин уточняет причины катастрофы. При выполнении проверки на «обжатие» произошло флаттерное разрушение сначала руля направления, а затем самого киля. До этого производилась проверка управления самолетом на ручном управлении, то есть полости гидроусилителей руля направления и элеронов были закольцованы выключателями кольцевания. После проверки выключатели должны были быть выключены, однако в кабине после падения самолета выключатели остались во включенном положении. Получалось, что самолет находился при «обжатии» на ручном управлении как бы с отключенными гидроусилителями рулей. Это привело к флаттеру руля направления, его разрушению, а затем и разрушению киля. Экипаж не успел катапультироваться и погиб.
Впоследствии проверка на «обжатие» стала производиться на высоте 4000 метров, так как на высоте 3000 метров максимальная допустимая скорость по Маху была близка к единице, что могло привести к «маховой» тряске.