А обвинять Филева в том, что из-за него RRJ стал больше - это вообще какой-то 1984-й год.
Пожалуй, соглашусь с ув.
ogle, ту мою формулировку 12-летней давности сегодня можно рассматривать как не вполне корректную, но на тот момент она отражала официальную, "публичную" позицию ГСС про изменение размерности базовой версии RRJ: "Сибирь" в июле 2004 года стала стартовым заказчиком самолета, до второй половины 2005 года других заказчиков не было (ФЛК подписала контракт только в августе 2005, АФЛ - в декабре 2005), и ГСС тогда заявляла, что именно по желанию заказчиков размерность на 95 мест стала примерно к 2005 году основной вместо первоначально планировавшейся 75-местной.
По всей видимости, имели место некие "интриги", которые не выходили тогда в публичную плоскость, поэтому во всех официальных пресс-релизах о том предконтрактном соглашении Сибири с ГСС (в т.ч. в до сих пор
имеющемся на сайте самой Сибири) и соответствующих сообщениях в СМИ (например,
тут или
еще) в те дни говорилось о RRJ-95 (без однозначного указания числа мест) и 75-местный никак не упоминался. Почему Филёв не настоял тогда, чтобы в публичном пресс-релизе не было сказано, например, просто о 50 самолетах RRJ, а говорилось конкретно о 50 RRJ-95 сейчас уже вряд ли установить - ну, вероятно, таковы были "правила игры", могли "попросить", а мог и просто "недосмотреть". Кстати во всех публикациях тех дней (19-20 июля 2004) подчеркивалось, что Сибирь никаких дополнительных комментариев по подписанной сделке не дает. Очевидно, что эта сделка тогда нужна была в первую очередь ГСС, которая на тот момент остро нуждалась в стартовом заказчике, и первая в России по величине внутренних перевозок авиакомпания страны (и вторая на МВЛ) была отличным вариантом для дальнейшего продвижения программы.
Что же до непосредственных причин перехода от RRJ-75 к RRJ-95, то в т.н. "публичной плоскости", можно найти, например, такие свидетельства.
В "авиационном"
спецвыпуске "Коммерсанта" в августе 2007 года (к МАКС-2007):
В марте 2003 года RRJ победил в тендере Росавиакосмоса на лучший проект регионального самолета. "Сухой" получил первые бюджетные деньги — $54 млн, пообещав облетать прототип в 2005 году и выкатить серийный самолет в 2006-м. Основная модель RRJ-75B закладывалась в размерности 75 мест. Она служила базой для укороченного варианта на 55 кресел и удлиненного — на 95. По рекомендации консультантов приняли компоновку из пяти кресел в поперечном сечении фюзеляжа (блоки из двух и трех кресел, разделенные центральным проходом) — такую же, как на Boeing 717. При ширине салона "сушки" 3250 мм "жизненное пространство" отдельно взятого пассажира отличается от 717-го на 16 мм (ширина Boeing — 3110 мм).
В ноябре 2003 года предварительные варианты RRJ представили на суд созданного по рекомендации Boeing Консультационного совета авиакомпаний. Мнения его участников разделились. В 2005 году по настоянию Air France базовой моделью сделали 95-местную. Спецификацию к бортовым системам пересмотрели, приблизив их к уровню магистральных самолетов. Не согласившись с такими изменениями, авиакомпания "Сибирь" отказалась от предварительного соглашения по 50 RRJ-95B, подписанного летом 2004 года.
В процессе уточнения облика самолета геометрия крыла менялась несколько раз. Размах крыла последовательно рос: с 26,2 до 27,8 м, а его площадь — с 70 до 84 кв. м.
В настоящее время с подачи "Аэрофлота" и при содействии ОАК фактически происходит еще одна корректировка. Она выражается в отказе от укороченного 75-местного варианта (ранее с рассмотрения убрали 55- и 60-местные) при добавлении удлиненных — на 110 и 130 пассажиров. Сегодняшний базовый вариант чуть меньше 717-200, а 110-местный точно попадет в размерность Boeing. Президент ГСС Виктор Субботин полагает, что для удлиненного варианта потребуется усилить конструкцию крыла и центроплана. Есть все основания предполагать, что уточненные размах и площадь станут еще ближе к цифрам американского аналога (размах 28,4 м, площадь 93 кв. м). SSJ130 идет по дорожке 717-300X (130 мест). Однако Boeing так и не решился построить в металле эту модификацию. Впрочем, и по SSJ130 окончательного решения еще не принято.
А вот в 304-страничной книге-фотоальбоме "Sukhoi Superjet 100. Дорога в небо", изданной ГСС в 2016 году "к пятилетию первых пассажирских рейсов", говорится так (стр.17):
Подробнее об этом переходе в книге найти не удалось, равно как ничего не упоминается в ней и о сделке с Сибирью.
Исходя из всего этого рискну предположить, что Филёв действительно хотел именно 75-местные (об этом свидетельствует и обсуждавшееся ранее у нас на форуме его эмоциональное выступление на "космической" конференции в позапрошлом году), но ГСС "по совету старших товарищей" (с) (консультационного совета авиакомпаний), а также в условиях ожидаемого вскоре начала серийного выпуска на ВАСО Ан-148 приняла решение начинать с 95-местного варианта, и это решение и нашло отражение в публично подписанной в 2004 году сделке с Сибирью, а что уж там говорилось в самом тексте соглашения про вместимость и распределение по модификациям - тут увы мы знать, по крайней мере пока, доподлинно не можем...