По вине этих вредителей Россия оказалась практически в патовой ситуации. Замена импортных комплектующих SSJ100 требует привлечения большого количества ресурсов, включая временные, а перезапуск проекта Ту-334 является утопией. Андрей Кутепов и другие романтизаторы туполевского самолёта опускают серьёзные недостатки, которые не позволяют назвать Ту-334 современным и конкурентноспособным пассажирским самолётом.
Рыночные перспективы туполевской машины напрочь хоронит хотя бы трёхместная компоновка кабины пилотов. Все ведущие коммерческие авиакомпании очень давно эксплуатируют лайнеры, которыми управляют только два лётчика. Логику перевозчиков понять несложно — чем меньше экипаж, тем ниже затраты на его содержание.
Кроме того, на Ту-334 установлено архаичное по современным меркам радиоэлектронное оборудование и украинский двигатель Д-436Т1
Гипотетическому запуску серийного производства туполевского самолёта будет обязательно предшествовать этап модернизации электронной начинки и ремоторизации. Сколько он займёт времени? Какой объём средств необходимо привлечь на неизбежное обновление Ту-334? Потянет ли страна в текущих условиях такой финансовый груз? Ни Кутепов, ни другие противники SSJ100 ответов на данные вопросы не дают.
Необходимо отметить, что Ту-334 — это машина, чей концептуальный облик родом из первой половины 1990-х годов. Sukhoi Superjet 100 молодым тоже не назовёшь, но по своим характеристикам этот лайнер намного ближе к новейшим западным ближнемагистральным аналогам. Поэтому совершенно обосновано глава Минпромторга РФ Денис Мантуров признал ранее туполевское детище бесперспективным.
«Если кратко, то у этой машины был тупик развития. То есть мы бы не получили никаких компетенций и международную кооперацию, которая, хотя сегодня нас в каких-то вопросах и ограничивает уже, но по другим причинам и факторам», — заявил Мантуров в июле прошлого года.
Возрождение проекта Ту-334 станет таким же преступлением для гражданской авиации России, как и отказ высокопоставленных чинов от локализации производства иностранных комплектующих для SSJ100. В нынешней ситуации нашим властям ничего не остаётся, как приложить максимум усилий для того, чтобы сделать самолёт «Сухого» полностью отечественным.