Про перспективы, провалы и сияющие перспективы в далеком будущем. Все же если мы говорим о гражданской авиатехники - это планирование надолго. Ковида пройдет как прошел гонконгский грипп (вы помните о таком?). А ведь попал в Балладу об уходе в Рай Высоцкого - мы живем в мире "где побежден гонконгский грипп". Каналы Венеции от ковида не высохнут, бутики Милана откроются снова, заводы в Мюнхене и Штутгарте все так же будут делать BMW и мерсы, Октоберфест все равно будет проводится и собрать на порядок больше народу чем праздник пива в Чебоксарах. Анекдот: В Италии за час можно доехать из Болоньи до Флоренции, а за два — до Пизы. Из Уфы ты за час доедешь до Чишмов, а за два — потеряешься и сопьешься. - не потеряет своей актуальности.
Восстановится европа, куда она денется.
А вот на долгосроке спрос на перевозки определяется только двумя вещами:
- числом потенциальных пассажиров (тупо численность населения страны)
- наличием у них средств
С первым в РФ все плохо, половозрастная пирамида не даст соврать. Да, есть еще количество рождений на одну женщину - но и эта цифра после отскока дохлой кошки в 2000х и 2010х начала искать второе дно, вернувшись на 12 лет назад. Росстат дает три прогноза до 2035 (всего лишь 15 лет) - низкий 134 (-12 млн), средний 142 (-4 млн) и высокий 150 (+4). Понятно что даже простое сдерживание численности населения возможно только за счет внешнего притока - но и тут по сравнению с "тучными нулевыми" все уже не тат хорошо даже в части самых дремучих гастарбайтеров.
Что касается экономики - так она зависела, зависит и будет зависеть исключительно от внешних цен на энергоносители. А тут все, приплыли. Могут быть конечно спекулятивные всплески - но тренд однозначен - уровень технологии уже позволяет вывести производство энергии ВИЭ на экономически оправданный уровень. И тут с нашими патриотами приключилась смешная история - они много говорили о том что государство должно быть самодостаточно и не зависеть в критических вещах от других. И их услышали! Только не в родной стране - а за бугром. И решили быть независимы от поставок энергоносителей из РФ. Все по Жеке и товарищу из пулково - да, может солнечная панель в Берлине дороже газпромовского газа - только фиг ее газпром отключит
Шутки про "чем там немцы согреваться будут, @$@ паром" остались в прошлом, Газпром платит штрафы и кается, лишь бы покупали. Электромобиль зависит от работы ветряка в Северном море - а вот на поставки нефтюшки кормилицы ему пофиг. И чем дальше тем больше - как бы не заботила судьба дождевых червей некоторых политиков - нет проблемы ни с наращиванием ни ветра ни тем более солнца. Так что на горизонте в 10 и более лет ждут РФ "отрицательные темпы роста" - что мы и наблюдаем с 2014 года когда надутый пузырь в нефти приказал долго жить.
2008 | 1,502 |
2009 | 1,542 |
2010 | 1,567 |
2011 | 1,582 |
2012 | 1,691 |
2013 | 1,707 |
2014 | 1,75 |
2015 | 1,777 |
2016 | 1,762 |
2017 | 1,621 |
2018 | 1,579 |
2019 | 1,504 |
Ну и напоследок пару картинок. Московская область и Мурманск
Можете взять вместо МО краснодарский край а вместо мурманска омскую область - ничего глобально не поменяется, просто крутизна график будет меньше (но не направление). Население постепенно собирается в десятке более-менее нормальных регионов в которых есть работа и жизнь, остальные потихоньку превращаются в малонаселенные территории. Кому и зачем туда летать? Сейчас немалую долю ВВЛ составляют поездки "к родне". Но эта родня есть только у переезжающих, у их потомков уже не будет. Моему сыну незачем будет ехать в Оренбург, а для внука это будет не более чем точка на карте про которую он может даже не знать.