Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета (МАК) может продолжить сертификацию гражданской авиационной техники как минимум по договорам, заключенным до принятия постановления правительства о передачи функций ведомства, а также, по запросу Минпромторга, в переходный период перераспределения полномочий в течение не менее года, следует из документов, имеющихся в распоряжении RNS.
Факт продолжения экспортной сертификации Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) подтвердил источник, близкий к МАК.
"Признано возможным продолжение выполнения Авиационным регистром МАК работ по сертификации авиационной техники, договоры на выполнение которых заключены до принятия постановления, по перечню, согласованному с Минпромторгом России, Минтрансом России и Росавиацией", - следует из протокола совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича, копия которого есть в распоряжении RNS.
По словам источника, близкого к МАК, создание нового федерального органа займет не менее года.
"Год - это оптимистичный срок для создания нового Авиарегистра РФ. За четыре месяца (с начала 2016 года. - RNS) объявлено о создании (ФАУ. - RNS) и сейчас готовится проект устава", - отметил источник, близкий к МАК.
В конце марта Росавиация объявила о создании нового федерального органа сертификации в гражданской авиации - Авиарегистра РФ, которому переданы полномочия МАК. Перераспределение полномочий МАК, сообщала газета "Коммерсантъ", могло стать причиной срыва экспортных поставок самолета SSJ-100. Авиавласти Италии (ENAC) не принимают экспортные сертификаты летной годности, выданные Росавиацией, до заключения ими с новым органом по сертификации соответствующих соглашений после успешного прохождения аудита, подтверждающего соответствие вновь созданной системы сертификации общемировым нормам.
С целью решения этих проблем, сообщал руководитель Росавиации Александр Нерадько, в период с 17 по 18 марта 2016 года в Риме в штаб-квартире ENAC прошла встреча представителей Минтранса, Минпромторга, Росавиации, МИД с авиационными властями Италии и Европейского союза (EASA). По итогам встречи, заявлял Нерадько, было согласовано проведение аудита ENAC в июне 2016 года в Москве в рамках очередного аудита компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) в Комсомольске-на-Амуре.
По словам источника, близкого к МАК, в ходе встречи был рассмотрен вопрос о том, кто и как будет осуществлять выдачу экспортных сертификатов на самолеты SSJ-100 в переходный период.
"В первой числах марта ГСС обратилась в Авиарегистр МАК с просьбой выдать экспортный сертификат летной годности на очередной самолет RRJ-95 (Russian Regional Jet, SSJ-100. - RNS), планируемый к поставке в Италию. Минпромторг на основании информации ГСС и руководствуясь статьей 3 Воздушного кодекса РФ, которая говорит о том, что международное соглашение превалирует над национальными, направил в адрес Авиарегистра МАК письмо поддержки обращения ГСС. Авиарегистр МАК выдал сертификат, и итальянцы его приняли", - сообщил RNS источник, близкий к МАК. В Минпромторге на запрос RNS не ответили. В "Гражданских самолетах Сухого" подтвердили, что сертификацией самолетов продолжает заниматься МАК.
"Нам оказывают (в МАК. - RNS) определенное содействие по сертификации", - сообщил RNS представитель ГСС.
Согласно проекту протокола итальянских авиавластей, на встрече в марте авиавласти РФ сообщили, что для начала функционирования Авиарегистра РФ требуется два месяца, тем временем Авиарегистр МАК продолжит экспортную сертификацию SSJ-100. В конце марта Нерадько заявил, что со специалистами АР МАК ведутся переговоры о переходе в Авиарегистр РФ.
Смена полномочий по сертификации последовала за конфликтом между Росавиацией и МАК в ноябре 2015 года, когда комитет опубликовал отзыв сертификата типа на самолет Boeing 737 из парков российских авиакомпаний. В Росавиации с данным решением МАК не согласились, подчеркнув, что "оснований для прекращения полетов Boeing 737 не имеется".
В декабре 2015 года правительство передало часть полномочий МАК профильным ведомствам. Постановление правительства внесло изменения, необходимые для предоставления Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации функций и полномочий по сертификации воздушных судов, которые ранее были возложены на МАК.