Я не профи, вроде большинства тут присутствующих, поэтому ссылками на документы первоисточники похвастаться не смогу,
но насколько я помню ту историю, картина складывалась следующая:
1) AirBaltic поставил на Bombardier (CS-300) и уже имел как твердый контракт на поставку партии самолетов, так и "мягкий" на еще дополнительное количество. Очень возможно, что условия канадцы там давали просто сказочные.
2) для покупки большой партии CS-300 требовались деньги, которых, в общем, и не было. Финансовые возможности основного акционера (государства) ограничены, плюс существовал риск, что евробюрократы в этом усмотрят искажение рынка и Балтику крылья пообрежут. Нескольким авиакомпаниям в Европе примерно в то же время предписывали вернуть влитые государствами деньги, от чего им становилось совсем плоховато.. ЕМНИП, например, так прекратил существование Estonian Air..
3) AirBaltic обязательно требовался инвестор со стороны. А его долго не могли найти
4) наконец частный инвестор, вроде бы, ура!, нашелся - вроде бы, серьезный, - Ральф Дитер Монтаг-Гирмес. Немец, как и CEO AirBaltic Гаусс. От него требовалось просто стать владельцем части акций авиакомпании и принести в нее какую-то сумму денег.
5) господин Монтаг-Гирмес оказался не совсем простым немцем, он немало поработал с Ильюшин Финанс, и по слухам продолжал иметь кой-какие связи. Вот тогда и появилась идея, что AirBaltic мог бы денег на CS-300 заработать, взяв себе сначала SSJ - и самим полетать и в мокрый лизинг посдавать (стать что-то типа балтийского CityJet). И, вроде как, Гаусс в поддержку этой идеи даже высказывался. Тоесть, выходит - инвестор вместо денег собрался вложиться в AirBaltic самолетами..
6) вот уже такой поворот событий (фактически отказ от первоначальных планов в отношении CS-300 в пользу SSJ) не понравился основному акционеру, который всеми ему доступными способами этому помешал.
7) в итоге господин Монтаг-Гирмес вложил-таки в AirBaltic около 50М еур, позже довольно быстро перепродав свою долю авиакомпании датчанину Ларсу Туэсену. А AirBaltic довольно неплохо летает себе на CS-300/А-220
Честно говоря, глядя на опыт того же CityJet, не знаю, что было бы, если бы в Балтик продавили бы SSJ.. Сам самолет, возможно, и неплохой, но вот все что вокруг него..