Red Wings уже несколько лет принадлежит Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая, в свою очередь, с прошлого года входит в «Ростех». Ранее ОАК, будучи единственным в России производителем реактивных самолетов, не обращала особого внимания на наличие в своем периметре кэптивной авиакомпании. Все изменилось весной: «Ростех» разработал, а президент Владимир Путин одобрил программу поставки Red Wings в течение нескольких лет 60 гражданских самолетов SSJ100. Программа «Суперджет» испытывает острейший дефицит заказчиков, у ОАК в разной стадии готовности скопилось 59 таких лайнеров, в том числе 22 полностью построенных. Из этих 59 самолетов Red Wings получит 30, еще 30 будут построены для нее с нуля. Авиакомпания призвана стать эталонным эксплуатантом SSJ100 и вернуть авиационной отрасли веру в этот самолет. Гендиректор авиакомпании Евгений Ключарев в интервью «Ведомостям» рассказал, почему ключевым хабом SSJ100 выбран Екатеринбург и насколько серьезные меры господдержки нужны этой программе.
– Когда Red Wings начнет получать самолеты SSJ100? Программа поставки вам 60 лайнеров была одобрена президентом 13 мая.
– 31 августа мы подписали с ГТЛК контракт на поставку в лизинг первого самолета. С 15 сентября он начнет перевозки. В ближайшие дни будут подписаны соглашения на второй и третий лайнеры, они начнут оперирование с 24 сентября. И в октябре – декабре придут еще четыре лайнера, итого семь в 2020 г. Всего из 59 «Суперджетов», поставки которых наша авиационная промышленность запланировала в 2020–2021 гг., 30 самолетов предназначены для Red Wings. Еще 30 «Суперджетов», в соответствии с бизнес-планом, пополнят наш парк в 2022–2024 гг.
Такой быстрый рост флота связан с тем, что мы видим развитие рынка для этих самолетов не в одной точке, а в нескольких. Соответственно, в течение 3–4 лет мы организуем базирование и разлет SSJ100 из нескольких региональных аэропортов.
– Было же принято решение, что поставку нескольким авиакомпаниям всей или почти всей партии из 59 самолетов будет финансировать Промсвязьбанк и лизингодателем будет их дочерняя компания «ПСБ лизинг».
– ГТЛК поставит нам первые три «Суперджета». Последующие суда будет поставлять «ПСБ лизинг».
– Как Red Wings стала головной компанией этого проекта по эксплуатации 60 SSJ100? Ведь «Ростех» думал с нуля создать авиакомпанию, чтобы поставлять в нее российские самолеты. И название для нее было придумано: «РТ-авиа».
– Такой проект существовал. Но в какой-то момент внешние обстоятельства как на авиационном рынке, так и в экономике в целом повлияли на позицию руководства госкорпорации «Ростех». Я имею в виду в том числе и эпидемию коронавируса, и связанные с нею ограничения для многих отраслей. Было решено не создавать авиакомпанию с нуля, это длинный путь: надо формировать команду, получать сертификат эксплуатанта, за рубеж новый перевозчик два года не имеет права летать. Большие дополнительные затраты.
Уральский хаб
– Из каких городов планируете летать на «Суперджетах»?
– Окончательное решение по региональным базам еще не принято. Рассматриваются Минеральные Воды и Сочи – южные туристические направления, на которые существует огромный спрос. При этом Сочи уже является полноценным круглогодичным курортом, Минводы становятся таковым благодаря развитию горнолыжного кластера на Северном Кавказе и бальнеологии.
Дальше – Санкт-Петербург и Иркутск. В Санкт-Петербурге мы уже хорошо представлены, у нас там и сейчас постоянно забазированы два самолета, круглогодично выполняющие полеты, расширение географии не будет для нас проблемой. Иркутск также перспективен: с одной стороны, самодостаточная точка для региональных направлений – и некоторых международных направлений, прежде всего в Китай.
Также рассматриваем в качестве региональных баз [подмосковный] «Жуковский», который интересен из-за возможности получать назначение на востребованные зарубежные направления. А также Калининград: самый западный город России, он привлекателен для создания хаба с разлетом по европейским направлениям. Для этой цели как раз подойдет «Суперджет» с его оптимальной размерностью – потенциальный пассажиропоток через этот город значительно меньше, чем из Москвы.
А нашим основным региональным хабом, ключевым для проекта SSJ100, станет Екатеринбург. Именно из «Кольцово» мы начинаем полеты на российских лайнерах. Уже открыты продажи в Саратов, Нижний Новгород и Волгоград с 15 сентября. На даты с 24 сентября в ближайшее время будут открыты продажи в Махачкалу, Воронеж, Оренбург, Красноярск, Кемерово, Ноябрьск. Почти все эти направления будут субсидироваться из бюджета.
– Сколько самолетов у Red Wings будет в Екатеринбурге?
– К 2022–2023 гг. мы собираемся довести группировку «Суперджетов» в Екатеринбурге до 20 штук, также там будут базироваться 4–5 среднемагистральных самолетов семейства Airbus 320, для того чтобы обеспечить полноценную хабовую трансферную модель – для тех направлений, на которых из-за более высокого спроса эффективнее более вместительные лайнеры. Всего количество направлений из Екатеринбурга составит 34 с учетом Москвы и Сочи.
– Я правильно понимаю, что из Москвы ваши «Суперджеты» летать не будут? «Домодедово» останется для вас базовым аэропортом?
– Да, мы рассматриваем «Домодедово» как наш базовый, родной аэропорт. Разлет из Москвы мы продолжим на самолетах Airbus 320/321, в том числе выполнение чартерных рейсов для наших партнеров-туроператоров. Планов летать на SSJ100 из столицы пока нет.
– Почему именно Екатеринбург?
– Екатеринбург сам по себе один из крупнейших и наиболее развитых городов России. И он расположен на границе европейской и азиатской частей страны, т. е. на перекрещении всех возможных воздушных путей. Это выгодное географическое расположение для транзитного узла между различными частями страны, для полетов с востока на юг и юго-запад, с востока в центр и на северо-запад. Все оптимальные маршруты проходят через Екатеринбург.
Плюс ко всему залогом успешного авиационного проекта являются взаимодействие и добрая воля аэропорта. И аэропорт Екатеринбурга «Кольцово» крайне позитивно и конструктивно настроен в отношении этого проекта.
– «Кольцово» обещает скидки?
– Скидки как новому перевозчику за открытие новых направлений, конечно, предусмотрены. Важна в целом поддержка со стороны аэропорта. Например, для развития хабовой модели нужно большое количество удобных слотов – чтобы между всеми рейсами были удобные стыковки.
– «Кольцово» – базовый аэропорт для «Уральских авиалиний», одной из крупнейших авиакомпаний страны. За счет чего будете конкурировать с ними?
– Конкуренция с кем бы то ни было для нас не самоцель. Мы создаем продукт транзитного регионального хаба. Если внимательно посмотреть на географию полетов и расписание «Уральских авиалиний», вы увидите, что у них немного стыковочных рейсов в Екатеринбурге. Большинство рейсов этой авиакомпании выполняются point-to-point и в меньшей степени рассчитаны на трансферных пассажиров. Мы же попытаемся создать некий аналог московских аэропортов, чтобы пассажиры могли воспользоваться одно– или двухволновым хабом.
Такую трансферную модель реализовала и успешно развивает в Новосибирске авиакомпания S7. Наша модель будет скорее схожа с их моделью, чем с «Уральскими авиалиниями».
Полноценное стыковочное расписание в Екатеринбурге мы запустим со стартом следующего летнего сезона – весной 2021 г. В первые месяцы полетов ставки на транзит не будет, так как наш парк SSJ100 будет в этот период невелик.
– S7 – вторая по величине авиакомпания страны и в последние годы наряду с лоукостером «Победа» считается самой эффективной в стране. С ними конкуренция будет еще тяжелее, чем с «Уральцами».
– Мы же как-то с S7 уже много лет уживаемся в одном базовом аэропорту, в «Домодедово». Здесь будет точно так же: надо делать свою программу, предлагать свой собственный, отличный от других продукт. Перелет из Екатеринбурга и перелет из Новосибирска – это все-таки разные вещи. Я не хочу сказать, что в Екатеринбурге погода лучше или аэропорт комфортнее. Но географически Екатеринбург расположен, на мой взгляд, удобнее для регионального хаба. Новосибирск все-таки сильно оттянут на восток – из Москвы это четыре часа полета, а не два с половиной. Екатеринбург ближе к южным курортам и Санкт-Петербургу, основным притягательным точкам помимо Москвы.
– За рубеж из Екатеринбурга планируете летать?
– Есть такие планы, конечно. Может, не в первый год, тем более что сейчас международные рейсы еще не разрешены. Но мы смотрим в эту сторону и рассчитываем на получение международных допусков.
Господдержка для SSJ100
– Red Wings должна вернуть доверие к программе SSJ100, стать, как сказал вице-премьер Юрий Борисов, эталонным эксплуатантом российских самолетов. Почти ни одной авиакомпании не удавалось обеспечить высокий налет на SSJ100, так как они много простаивают из-за отсутствия запчастей. Почему удастся вам?
– Нам в свое время, в 2015 г., это уже удавалось. У нас есть все шансы показывать высокий налет на SSJ100 в течение всего года и доказать, что этот самолет может зарабатывать. Мы создадим в «Кольцово» линейную станцию для обслуживания наших «Суперджетов». Также в периметре ОАК (производитель SSJ100. – «Ведомости») создается компания по техническому обслуживанием SSJ100 наших и других авиакомпаний.
Кроме того, мы рассчитываем на господдержку по постановлению правительства № 301: согласно ему на новый российский самолет бюджет выделяет авиакомпании 140 млн руб., 115 млн из них идут как раз на создание склада запчастей, 25 млн – на обучение экипажей. Это достаточные средства.
– На какие еще меры господдержки вы рассчитываете в этом проекте?
– Мы также закладываемся на постановление № 1212 [правительства от 25.12.2019 о субсидировании лизинговых платежей], по которому бюджет выделяет на каждый «Суперджет» 199 млн руб., которые идут на оплату лизинговых платежей; самолет на длительный период, больше года, становится для авиакомпании бесплатным.
И, конечно, мы рассчитываем на субсидирование ряда наших региональных маршрутов по постановлению № 1242 [правительства от 25.12.2013 о субсидиях на осуществление региональных воздушных перевозок]. Заявки на эти субсидии подаются и одобряются в начале года. В начале года нашего проекта еще не было, и заявки мы не подавали. Но летом на эту программу выделено дополнительно 3 млрд руб., и по ней будут субсидироваться почти все наши рейсы из Екатеринбурга в 2020 г.
– На какую сумму субсидий вы рассчитываете в этом году?
– Сумма небольшая – 200–300 млн руб., мы же только начинаем полеты на SSJ100.
– Пять лет назад Red Wings эксплуатировала пять «Суперджетов» всего год, а потом лайнеры забрал за неплатежи лизингодатель – ГТЛК. Это не назовешь удачным опытом. Что тогда пошло не так?
– Red Wings тогда была единственной авиакомпанией, которая эксплуатировала исключительно отечественные реактивные самолеты, лайнеры семейства Ту-204. В начале 2015 г. мы взяли в лизинг три SSJ100 и успешно на них отлетали, в высокий летний сезон стали мировым рекордсменом по налету на этом типе. Несмотря на то что российская авиация и экономика в целом были тогда в кризисе из-за резкой девальвации рубля. В конце 2015 г. мы взяли еще два SSJ100. Лизингодателем по всем судам выступал сам производитель – «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС; в декабре 2019 г. присоединены к корпорации «Иркут» в качестве филиала «Региональные самолеты»; «Иркут» входит в ОАК. – «Ведомости»). Мы заранее договорились с ГСС, что зимой за лизинг платить не будем, а рассчитаемся летом. Но зимой ГСС продала наши самолеты ГТЛК, та ждать лета не стала, забрала суда и поставила другим авиакомпаниям. Нам тогда не повезло: получилось, что мы отлетали на SSJ100 два зимних планово убыточных сезона и один высокий летний – авиакомпании никогда так не планируют. Но эксплуатировали мы эти лайнеры эффективно.
– Как Red Wings переживает кризис?
– Мы в апреле снизили активность до самого минимума: до снятия ограничительных мер летали 1–2 лайнера с невысокой частотностью. В июне начали энергичное восстановление полетов, с середины июля летают все наши самолеты. Но кризис отрасль еще не пережила, самое страшное еще впереди, ведь количество самолетов у российских авиакомпаний не изменилось, а в прошлом году они перевезли 128 млн пассажиров, из которых примерно 50% на международных линиях. Этим летом вся эта армада бросилась на внутренние направления – представляете, насколько объем предложения превысил и так пошатнувшийся спрос!
Рынок очень тяжелый для авиакомпании. Мы, например, планировали в этом году пополнение парка еще шестью судами Airbus 320/321, но договорились о переносе этих поставок на следующую весну. Также заморозили часть контрактов с туроператорами – мы ведь всегда большой объем чартерных программ выполняем. Туристические программы по международным направлениям заморозили наши крупнейшие клиенты, среди которых «Библио глобус», «Интурист», TUI, Coral Travel – на них и были рассчитаны новые самолеты. С открытием Турции мы начали возить россиян в Анталию по заказу «Интуриста». Сохранилась российская часть программ – например, с «Библио глобусом» в Сочи и Симферополь из регионов.
– Ваши лизингодатели сейчас – иностранные компании. Вы договорились о реструктуризации лизинговых платежей?
– Со всеми договорились. На разные сроки перенесены платежи. Все наши лизингодатели – люди разумные.
– Многие российские авиакомпании говорили, что идеальным был бы вариант платежи за самые тяжелые месяцы – апрель, май, может июнь – не перенести на будущее, а вообще отменить. Например, продлить сроки лизинговых контрактов на 2–3 месяца без увеличения суммарных размеров платежей, – эти месяцы, таким образом, просто выпали бы.
– С некоторыми партнерами именно так и договорились.
– Red Wings потребуется внешнее финансирование, чтобы пережить кризис, – например, кредиты?
– Скорее всего, потребуется. К авиационной отрасли финансовые институты всегда относились осторожно, а в период пандемии тем более. Но у нас есть партнеры, с которыми существует хорошая история кредитных отношений, мы рассчитываем на их поддержку.
– Red Wings же входит в перечень системообразующих предприятий. Для таких предусмотрено в том числе льготное кредитование, под госгарантии.
– Мы входим в перечень, наши заявки на получение льготных кредитов сейчас рассматриваются банками.
– Единственная утвержденная правительством мера для авиакомпаний – это субсидии в 365 руб. за каждого пассажира, потерянного в период пандемии по сравнению с прошлым годом. Red Wings сколько субсидий досталось?
– За февраль – июль мы получили около 370 млн руб.
– Суммы выглядят смешными для авиакомпании. Достаточны ли они?
– Для преодоления кризиса, конечно, недостаточны. Но серьезно помогли поддержать структуру авиакомпании в период практически полной остановки полетов.
– Ни одна более-менее крупная авиакомпания в мире не остановилась. Но иностранные перевозчики получили от своих государств существенную помощь – миллиарды долларов. Российские авиакомпании на этом фоне не получили ничего. Сумеет ли отрасль избежать банкротств?
– Выходить из кризиса, если не будет второй волны, мы будем минимум 1,5–2 года. В этом году отрасль, наверное, перевезет половину от объемов 2019 г. При таком раскладе я не представляю, как можно пройти такой кризис без потерь. Потери, боюсь, будут – если не остановки авиакомпаний, то серьезное сокращение размеров бизнеса.
– Как вырастет Red Wings в случае реализации полностью проекта SSJ100?
– Этот проект, безусловно, будет серьезным шагом в развитии авиакомпании, позволит занять более заметное место на рынке, выведет нас, так сказать, в высшую лигу российских перевозчиков. Он поможет подержать репутацию российского авиапрома и подготовит компанию к приему и эффективной эксплуатации среднемагистрального российского лайнера МС-21, который сейчас разрабатывается. Напомню, что Red Wings стала первой российской авиакомпанией, которая подписала твердый лизинговый контракт на получение МС-21: на авиасалоне МАКС-2017 мы заказали 16 МС-21.