Структура системы Аэрофлота в 70-80-е годы

Благодаря Александру Новику удалось восстановить все типы ВС, базировавшиеся в Тобольске в советские годы.
Ан-2В/П/ТП/Р, Ан-24Б, Ми-1, Ми-2, Ми-4А, Ми-8Т, Ми-10К, Як-12А.
Предполагаю что Ми-10К в Тобольском ОАО как тип лишний, вероятно было просто временное базирование тюменских машин. По поводу базирования Ан-24 такие же сомнения. Известен ли хоть один б/н? Есть ли какая-нибудь дополнительная информация?
 
Реклама
Относительно временно и Ми-10К и Ан-24. Ан-24 - два с половиной года. Номера известны. Ми-10 номера неизвестны.
 
Кстати, ошибка всплыла на другой ветке, а вот оказывается, откуда ноги-то растут!
01.01.1971 в результате разделения Северного УГА создано Архангельское УГА
Архангельское управление Гражданской Авиации создано 1 января 1973 года!
 
Амдерминский ОАО - не было такого?
Да, такого не было. В Амдерме базировался 72 гв. иап ПВО (в/ч 42135), с самолётами Як-25, с 1969-го Ту-128, с 1987-го Миг-31. Также аэропорт использовался для приёма гражданских рейсов. Вокруг аэродрома очень много бортов разбилось, как гражданских, так и военных.
AAA004.jpg
 
Вопрос по самому (на мой взгляд) интересному отряду.
Полярное управление:
Приказом по Главсевморпути №10 от 19 февраля 1933 года в составе Главсевморпути было образовано "Управление воздушной службы".
Положением о Главсевморпути, Утверждённым Постановлением Совнаркома СССР №1100 от 22 июня 1936 г. было преобразовано в "Управление Полярной авиации".
На основании Постановления Совмина СССР №2-1 от 3 января 1960 г. и объединённого приказа ММФ и ГУ ГВФ при СМ СССР № 39/012 от 10 февраля 1960 г. Полярная авиация была передана из ведения Главсевморпути ММФ СССР в ведение ГУ ГВФ при СМ СССР и впредь стала именоваться "Управление полярной авиации гражданского воздушного флота".
Указом Президиума Верховного Совет СССР от 27 июля 1964 года на базе ГУ ГВФ было образовано общесоюзное Министерство ГА СССР. УПА стало подчиняться МГА СССР.
Приказом МГА СССР №46 от 15 сентября 1964 года территориальные управления и отдельные авиаотряды Министерства были переименованы. В частности Управление полярной авиации было переименовано в Полярное управление ГА (ПУГА).
Приказом МГА СССР № 541 от 24 сентября 1970 года ПУГА было расформировано.

после я так понимаю всё это превратилось в Антарктический АО ?
 
после я так понимаю всё это превратилось в Антарктический АО ?

Нет. Прочитайте книгу Е.Кравченко "С Антарктидой только на Вы", там подробно расписано все что стало с летными отрядами Полярного управления после расформирования. Так, например 247 ЛО (Ан-12 и Ил-18) перевели в Домодедово и передали в МТУ Домодедовское ПО, 254-й ЛО (Ил-14) перевели в Быково, передали в УГАЦ, вскоре перевели в Мячкого и расформировали, 248-й ЛО (Черский) передали в Якутское УГА. После разгона ПУГА Антарктический авиаотряд, работавший в Антарктиде на Ил-14, Ми-8, Ан-2 (правильно он назывался летный отряд Советской Антарктической экспедиции) формировался в основном техникой и экипажами из Мячковского ОАО и экипажами из 248-го ЛО (Черский) - бывшего ранее в ПУГА. А из Москвы в Антарктиду летали Ан-12, а потом и Ил-76 ЦУМВС. Вот так просто было, летали строевые пилоты, а сейчас в Антарктиду летают только испытатели ГосНИИ ГА.
 
По Полярной Авиации получается примерно так:
Во времена ее принадлежности к Главсевморпути было три авиагруппы:
- Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН)
- Игарская авиагруппа
- Чукотская авиагруппа
Затем (после передачи в ГУ ГВФ или немного ранее) МАГОН именовался Московским ОАО, Игарская авиагруппа - 251 ОАО (а с 1963 года в составе Норильского ОАО как 251 летный отряд), Чукотская авиагруппа - Чукотский ОАО.
После преобразования в ПУГА - Московский ОАО назывался Шереметьевский ОАО, появилась также Тиксинская ОАЭ
После расформирования ПУГА - см пост выше.
 
На форуме Полярной Почты выкладывали приказ о расформировании ПУГА. Я взял приложение к приказу, где расписано, куда и какие подразделения ПУГА передаются.
К моему предыдущему посту, таким образом, надо добавить Хатангскую, Мыс-Каменскую и Шмидтовскую ОАЭ, а Чукотский ОАО в ПУГА назывался Нижнеколымский ОАО

10004.jpg


10005.jpg
 
На форуме Полярной Почты выкладывали приказ о расформировании ПУГА. Я взял приложение к приказу, где расписано, куда и какие подразделения ПУГА передаются.
К моему предыдущему посту, таким образом, надо добавить Хатангскую, Мыс-Каменскую и Шмидтовскую ОАЭ, а Чукотский ОАО в ПУГА назывался Нижнеколымский ОАО
Спасибо! Давно хотел заняться историей УПА. В ближайшие дни сделаю отдельное добавление в реестр о истории Полярной Авиации.
 
Реклама
Я тут поднял старые записи о формировании территориальных управлений.
История Киргизского УГА. Выделилось из Среднеазиатского ТУ ГВФ 10.09.1945 г., как Киргизский отдельный авиаотряд на базе фрунзенского санитарного авиазвена. В 1952 году отдельный авиаотряд укрупнён в Киргизскую отдельную авиагруппу ГВФ. С февраля 1966 г. - Киргизское Управление Гражданской Авиации.
Остальное чуть позже.

И ещё. APKAH, информация о награждении ТУ ГА орденами, полагаю, тоже интересна? Потому, что официально после награждения управления именовались с упоминанием награды. К примеру: Латвийское ордена Трудового Красного Знамени Управление гражданской авиации.
 
Тогда пока по управлениям. По отрядам позже будет


Наименование управления дата награждения

Орден Ленина
Московское ТУ ГА 15.08.1966
235-й ОАО 08.02.1971

орден Октябрьской Революции
Западно-Сибирское 09.02.1973

орден Трудового Красного Знамени
Латвийское 15.08.1966
Украинское 15.08.1966
Казахское 08.02.1971
Тюменское 08.02.1971
Узбекское 09.02.1973
Казахское 09.02.1973
Приволжское 17.02.1976
ЦУМВС 17.02.1976

орден Дружбы Народов
Туркменское 12.03.1981
 
Вопрос не очень в тему, но: когда Минобороны СССР начало использовать в конспиративных целях наименования 223-й и 224-й лётный отряды?
Скупые интернет-источники говорят, что с началом войны в Афганистане, но нумерация наталкивает на мысль, что такие номера были специально оставлены для МО раньше?
 
Strannik, намного раньше. В январе 1973 года уже были.
223 ЛО и 224 ЛО нужны были для вылетов самолетов МО за границу, и это не значит, что все самолеты 223 и 224 ЛО были в Чкаловской. За 223 и 224 ЛО регистрировали все то, что вылетало за рубеж, вплоть до авиации ВМФ. Но это не значит, что в 223 и 224 ЛО были все самолеты с гражданской регистрацией в МО СССР. Таких самолетов было намного больше. А вот в Афганистан часто как раз летали самолеты, которых и не было в 223 и 224 ЛО.
 
Предварительная колонка о истории Полярной авиации для реестра на первой странице: комментарии приветствуются

Полярное управление ГА
Приказом по Главсевморпути №10 от 19.02.1933 в составе Главсевморпути (ГУСМП) было образовано "Управление воздушной службы". Положением о Главсевморпути, Утверждённым Постановлением Совнаркома СССР №1100 от 22.06.1936 было преобразовано в "Управление Полярной авиации".

В созданную УПА вошли три авиагруппы и УТО:

=УТО-24 – а/п Захарково
● Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), а/п Захарково (600 м)
В 1931 году на окраине Тушина, рядом с деревнями Захарково и Алешкино, строится аэродром гражданского воздушного флота (ГВФ), названный Захарковским. В то время, когда Тушино приобрело, поистине мировую известность, Захарковский аэродром ГВФ, переданный Управлению полярной авиации Главсевморпути, почти не упоминался в печати.
Между тем, он стал центром огромной работы по развитию и освоению крайнего Севера. В 1937 году в Захаркове был организован учебный центр для летчиков ГВФ (УТО-24). Полярный аэродром приобретает известность среди авиаторов. На его базе проводятся выставки новейшей авиационной техники. С его площадки отправлялись в дальний путь самолеты с экспедициями, а на Химкинском водохранилище были созданы причалы для самолётов-амфибий. Гидроспуск – бетонное сооружение, по которому гидросамолеты спускались на воду и вытаскивались на сушу для ремонта и - после окончания летней навигации на зимний отстой, находился в бухточке напротив Речного вокзала на Химкинском водохранилище.
В июле 1934 года Президиум ВЦИК СССР принял решение об образовании рабочего посёлка Тушино, в состав которого вошёл и поселок Захарково-1. В 1938 году Тушино стало городом в составе Красногорского района, а с 1943 г. – городом областного подчинения. В 1960 году Московская кольцевая автомобильная дорога, став границей города, «вовлекла» и город Тушино и Захарковский аэродром в черту Москвы. Поэтому в 1962 году полёты прекратились. Сначала здесь хотели построить большой аэродром гражданской авиации заложили в честь этого камень, но затем перенесли его к северу от Москвы. Так возник аэропорт Шереметьево.
С начала 60-х годов территория Захарковского аэродрома стала застраиваться, на ее месте возникли бульвары - Химкинский и Яна Райниса, улицы - Аэродромная, Туристская, Свободы, Героев Панфиловцев, Планерная, Фомичевой.
И сейчас далеко не все жители Северного Тушина знают, что ходят по знаменитой земле пропитанной романтикой и героическим прошлым. Сегодня взлетная полоса застроена жилыми домами, а там, где самолёт резко взмывает ввысь, находится станция метро «Планерная».

● Игарская авиагруппа (а/п Игарка)
● Чукотская авиагруппа (а/п Черский)

На основании Постановления Совмина СССР №2-1 от 03.01.1960 и объединённого приказа ММФ и ГУ ГВФ при СМ СССР №39/012 от 10.02.1960 Полярная авиация была передана из ведения Главсевморпути ММФ СССР в ведение ГУ ГВФ при СМ СССР и впредь стала именоваться "Управление полярной авиации гражданского воздушного флота" (УПА ГВФ).

При передаче в ГВФ авиагруппы были переименованы, позднее созданы новые эскадрильи:

● Московский ОАО, был создан 247 ло, позднее в январе 1963-го – 254 ло.
«В январе 1963 года единый мощный 247 ло Полярной авиации, разделили на два. К нам начали поступать новые тяжелые самолеты Ан-12, Ил-18, объём транспортых и пассажирских перевозок рос не по дням, а по часам — Арктика осваивалась все интенсивнее. В то же время никто не снимал с нашего отряда обязанностей вести ледовую разведку, обслуживать Северный морской путь, высокоширотные экспедиции — объем этих работ тоже рос из года в год. Вот и решили «отпочковать» от 247-го новый 254 лётный отряд — с местом базирования в березовой роще на краю аэродрома, со своими экипажами, самолетами и т.д., и возложить на него все штучные виды авиационных работ в высоких широтах. Это решение продиктовала сама жизнь.»
● 251 ОАО (бывш. Игарская АГ) – с 1963 года в составе Норильского ОАО как 251 ло.
● Чукотский ОАО – был создан 248 ло.
● Тиксинская ОАЭ – создана в октябре 1963-го.

Указом Президиума Верховного Совет СССР от 27.07.1964 на базе ГУ ГВФ было образовано общесоюзное Министерство ГА СССР. УПА стало подчиняться МГА СССР.
Приказом МГА СССР №46 от 15.09.1964 территориальные управления и отдельные авиаотряды Министерства были переименованы. В частности Управление полярной авиации (УПА) было переименовано в Полярное управление ГА (ПУГА).


После преобразования в ПУГА, некоторые отряды были переименованы, появились новые эскадрильи (точные даты основания пока не известны):

● Шереметьевский ОАО – 247 ло и 254 ло (экс Московский ОАО)
● Нижнеколымский ОАО – 248 ло (экс Чукотский ОАО)
● Хатангская ОАЭ
● Мыс-Каменская ОАЭ
● Шмидтовская ОАЭ

Приказом МГА СССР №541 от 24.09.1970 ПУГА было расформировано. Отряды и эскадрильи «расфасованы» по управлениям МГА.
 
Реклама
АРКАН, про ПУ ГА вроде все правильно.


---------- Добавлено в 11:03 ----------


●2-й Краснодарский ОАО: а/п Энем (550 м), до 1968 года базировался на а/п Пашковский
отряд был крупнее 1-го ОАО и имел три лётных отряда, против двух в 1-м Краснодарском ОАО
=81 ло – Ан-2/М
=266 ло – Ми-2
=393 ло – Ан-2

Ан-2 были и в 266 ло.
http://www.airdisaster.ru/database.php?id=1777
 
Назад