Предварительная колонка о истории Полярной авиации для реестра на первой странице:
комментарии приветствуются
◙
Полярное управление ГА
Приказом по Главсевморпути №10 от 19.02.1933 в составе Главсевморпути (ГУСМП) было образовано "Управление воздушной службы". Положением о Главсевморпути, Утверждённым Постановлением Совнаркома СССР №1100 от 22.06.1936 было преобразовано в "Управление Полярной авиации".
В созданную УПА вошли три авиагруппы и УТО:
=УТО-24 – а/п Захарково
● Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), а/п Захарково (600 м)
В 1931 году на окраине Тушина, рядом с деревнями Захарково и Алешкино, строится аэродром гражданского воздушного флота (ГВФ), названный Захарковским. В то время, когда Тушино приобрело, поистине мировую известность, Захарковский аэродром ГВФ, переданный Управлению полярной авиации Главсевморпути, почти не упоминался в печати.
Между тем, он стал центром огромной работы по развитию и освоению крайнего Севера. В 1937 году в Захаркове был организован учебный центр для летчиков ГВФ (УТО-24). Полярный аэродром приобретает известность среди авиаторов. На его базе проводятся выставки новейшей авиационной техники. С его площадки отправлялись в дальний путь самолеты с экспедициями, а на Химкинском водохранилище были созданы причалы для самолётов-амфибий. Гидроспуск – бетонное сооружение, по которому гидросамолеты спускались на воду и вытаскивались на сушу для ремонта и - после окончания летней навигации на зимний отстой, находился в бухточке напротив Речного вокзала на Химкинском водохранилище.
В июле 1934 года Президиум ВЦИК СССР принял решение об образовании рабочего посёлка Тушино, в состав которого вошёл и поселок Захарково-1. В 1938 году Тушино стало городом в составе Красногорского района, а с 1943 г. – городом областного подчинения. В 1960 году Московская кольцевая автомобильная дорога, став границей города, «вовлекла» и город Тушино и Захарковский аэродром в черту Москвы. Поэтому в 1962 году полёты прекратились. Сначала здесь хотели построить большой аэродром гражданской авиации заложили в честь этого камень, но затем перенесли его к северу от Москвы. Так возник аэропорт Шереметьево.
С начала 60-х годов территория Захарковского аэродрома стала застраиваться, на ее месте возникли бульвары - Химкинский и Яна Райниса, улицы - Аэродромная, Туристская, Свободы, Героев Панфиловцев, Планерная, Фомичевой.
И сейчас далеко не все жители Северного Тушина знают, что ходят по знаменитой земле пропитанной романтикой и героическим прошлым. Сегодня взлетная полоса застроена жилыми домами, а там, где самолёт резко взмывает ввысь, находится станция метро «Планерная».
● Игарская авиагруппа (а/п Игарка)
● Чукотская авиагруппа (а/п Черский)
На основании Постановления Совмина СССР №2-1 от 03.01.1960 и объединённого приказа ММФ и ГУ ГВФ при СМ СССР №39/012 от 10.02.1960 Полярная авиация была передана из ведения Главсевморпути ММФ СССР в ведение ГУ ГВФ при СМ СССР и впредь стала именоваться "Управление полярной авиации гражданского воздушного флота" (УПА ГВФ).
При передаче в ГВФ авиагруппы были переименованы, позднее созданы новые эскадрильи:
● Московский ОАО, был создан 247 ло, позднее в январе 1963-го – 254 ло.
«В январе 1963 года единый мощный 247 ло Полярной авиации, разделили на два. К нам начали поступать новые тяжелые самолеты Ан-12, Ил-18, объём транспортых и пассажирских перевозок рос не по дням, а по часам — Арктика осваивалась все интенсивнее. В то же время никто не снимал с нашего отряда обязанностей вести ледовую разведку, обслуживать Северный морской путь, высокоширотные экспедиции — объем этих работ тоже рос из года в год. Вот и решили «отпочковать» от 247-го новый 254 лётный отряд — с местом базирования в березовой роще на краю аэродрома, со своими экипажами, самолетами и т.д., и возложить на него все штучные виды авиационных работ в высоких широтах. Это решение продиктовала сама жизнь.»
● 251 ОАО (бывш. Игарская АГ) – с 1963 года в составе Норильского ОАО как 251 ло.
● Чукотский ОАО – был создан 248 ло.
● Тиксинская ОАЭ – создана в октябре 1963-го.
Указом Президиума Верховного Совет СССР от 27.07.1964 на базе ГУ ГВФ было образовано общесоюзное Министерство ГА СССР. УПА стало подчиняться МГА СССР.
Приказом МГА СССР №46 от 15.09.1964 территориальные управления и отдельные авиаотряды Министерства были переименованы. В частности Управление полярной авиации (УПА) было переименовано в Полярное управление ГА (ПУГА).
После преобразования в ПУГА, некоторые отряды были переименованы, появились новые эскадрильи (точные даты основания пока не известны):
● Шереметьевский ОАО – 247 ло и 254 ло (экс Московский ОАО)
● Нижнеколымский ОАО – 248 ло (экс Чукотский ОАО)
● Хатангская ОАЭ
● Мыс-Каменская ОАЭ
● Шмидтовская ОАЭ
Приказом МГА СССР №541 от 24.09.1970 ПУГА было расформировано. Отряды и эскадрильи «расфасованы» по управлениям МГА.