Где SuperJet-100 испытывают на прочность
Сергей Иванов ознакомился с работой Центрального аэрогидродинамического института
Первый заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов на прошедшей неделе побывал в крупнейшем авиационном научном центре - Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), расположенном в Жуковском. Сегодня здесь проводятся испытания нового регионального самолета Sukhoi SuperJet-100. Это стартовый проект "Гражданских самолетов Сухого" - дочерней компании холдинга "Сухой".
Самолет Sukhoi SuperJet-100 придет на смену устаревшим Ту-134 и Ту-154. Эта программа стала одной из крупнейших, среди готовящихся сейчас Объединенной авиастроительной корпорацией. Новый региональный самолет рассчитан на перевозку от 75 до 95 человек. Взлетная масса в зависимости от модификации составит 35,6-45,9 тонны. Дальность полета - от 2690 км до 4800 км.
Проводимые наземные испытания лайнера в ЦАГИ должны подтвердить необходимые характеристики для получения сертификации по типу статической прочности. Директор института Владимир Каргопольцев познакомил первого вице-премьера Сергея Иванова с работой лаборатории статической и динамической прочности, где отрабатываются нагрузки первого полета SuperJet-100". Крылья, оперение, фюзеляж, шасси поочередно с помощью специальных устройств испытываются на прочность. Каждый из узлов должен выдерживать определенную нагрузку в течение трех секунд. Все, что самолет будет испытывать во время взлета, полета и посадки, имитируется в ЦАГИ. И даже то, с чем лайнеру предстоит столкнуться и в возможных ЧП в полете. После всех испытаний в лаборатории проведут своеобразный краш-тест, определяя предельные нагрузки самолета.
Сергею Иванову продемонстрировали, как в ходе испытания пилона - приспособления, прикрепляющего двигатель к крылу, - искусственно создается критическая ситуация, при которой силовое воздействие, инерционные и воздушные нагрузки объединяются и прикладываются к самолету. Так происходит поиск резервов самолета. "В этом ангаре не только проходили испытания на прочность отечественные самолеты, но и тестировались автомобили и даже комбайны", - дополнил свой рассказ директор института Владимир Каргопольцев.
На другой экспериментальной площадке института, в отделении аэродинамики силовых установок летательных аппаратов, первый заместитель председателя правительства увидел самую мощную в мире трансзвуковую аэродинамическую трубу Т-128, занесенную в Книгу рекордов Гиннесса, задействованную в отработке и подготовке к сертификации силовой установки SuperJet-100, а также истребителя пятого поколения. Потребляемая мощность этой "трубы" сравнима с мощностью ДнепроГЭС! За 25 лет эксплуатации здесь проводились исследования аэродинамических характеристик всех типов гражданских, сверхзвуковых маневренных и неманевренных самолетов, беспилотных ЛА, ракет. Отделение аэродинамики обладает уникальной системой адаптивной перфорации, ее оснащение сменными рабочими частями обеспечивает проведение всех известных видов аэродинамических экспериментов и существенно сокращает затраты времени на замену моделей и подготовку самих экспериментов. Кстати, кроме макетов отечественных самолетов, здесь "продуваются" и образцы зарубежных лайнеров. На этой установке в ближайшее время пройдут испытания бразильского пассажирского самолета марки Embraer.
А на макете SuperJet-100 Сергею Иванову продемонстрировали, как "ведут себя" резонансные колебания, возникающие из-за неверной проработки аэродинамики и прочности элементов самолета или выходов из строя рулевых элементов. Это может привести к разрушению лайнера, поэтому специалисты ЦАГИ работают над тем, чтобы скорость, на которой возникает это явление, была заведомо выше, чем максимальная скорость лайнера. Ученые подтвердили, что к началу летных испытаний, которые планируются в ноябре 2007 г., выдадут все необходимые заключения по прочностным и аэродинамическим испытаниям этого самолета. По словам директора ЦАГИ Владимира Каргопольцева, все проведенные на сегодняшний день испытания SuperJet-100 подтверждают его заявленные характеристики.
Планируется, что этот лайнер получит сертификацию и будет запущен в серийное производство в ноябре-декабре 2008 г. Тогда же первая машина фирмы "Гражданские самолеты Сухого" будет поставлена ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". Авиакомпания уже начала финансирование контракта. Цена одного самолета - 25 млн. долларов. Прогнозируемый спрос до 2010 года на международных и внутренних рынках составляет примерно 800 машин. Российские авиакомпании, как ожидается, могут приобрести до 2010 г. более 150 таких самолетов.
http://www.aviaport.ru/digest/2007/08/29/127249.html