"Аэрофлот" учит летать
31 марта компания Superjet International (SJI), совместное предприятие ОАО "Компания "Сухой" и Alenia Aeronautica, завершила подготовку первых шести пилотов-инструкторов авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии". Учебный курс, начавшийся 21 февраля и продолжавшийся 24 учебных дня, включал теоретическую подготовку на компьютерном и процедурном тренажерах, а также отработку на летном тренажере пятого уровня, расположенном в Жуковском. Пилоты закрепили полученные навыки, налетав по восемь часов за штурвалом Sukhoi Superjet 100 (серийный номер 95005). В крайний день марта в офисе ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" генеральный директор SJI Карло Лольи вручил первым летчикам компании "Аэрофлот" свидетельства пилотов. Свидетельства получили Евгений Воронов, Алексей Анищенко, Олег Энгельс, Игорь Халимов, Сергей Бодров и Игорь Трейберт. Но вскоре подготовка пилотов для Superjet 100, поступающих национальному перевозчику, будет перенесена в учебный центр в "Шереметьево" и подмосковное Мелькисарово, где тремя неделями раньше открылась авиационная школа "Аэрофлота".
Первопроходцы "Аэрофлота"
Первая группа из шести пилотов прошла тщательный отбор с тем, чтобы обеспечить высокую безопасность летных операций при отсутствии подвижного летного тренажера (FFS) самолета SSJ100. Между тем, для ознакомления пилотов-инструкторов с особенностям пилотирования SSJ100 были использованы компьютерный тренажер (CBT), процедурный тренажер (FPTD) и летный тренажер класса 5 (FTD Level 5). По утверждению производителя самолетов, летный тренажер был аттестован специалистами Росавиации и их иностранными коллегами, и способен эмулировать условия реального полета, в том числе критические. Использование этого устройства и громадный летный опыт отобранной шестерки летчиков позволили им перейти к выполнению практических полетов на самолете SSJ100. "Многое по программе подготовки пришлось выполнять на реальном самолете, поскольку полноподвижный тренажер пока еще не готов", - говорит директор авиационной школы "Аэрофлота" (АША) Станислав Тульский.
Начальник отдела подготовки летного состава "Аэрофлота" Александр Мирошниченко рассказал, что не беспокоился по поводу недостатка в тренажерной подготовке своих летчиков, поскольку все они имеют за плечами большой опыт полетов на лайнерах семейства Airbus A320 и являются пилотами-инструкторами. Система дистанционного управления полетом и информационное поле кабины самолетов типа A320 и SSJ100 очень похожи. "Оба типа имеют боковую ручку управления полетом (sidestick) и стеклянные кабины (glass cockpit) на многофункциональных индикаторах (multifunctional displays, MFD) с жидкокристаллическими матрицами. Благодаря этому, летчики А320 без труда освоят SSJ100", - полагает он.
Собеседники в "Аэрофлоте" утверждают, что авиакомпания предпринимает все меры к тому, чтобы по ее вине задержек с вводом в эксплуатацию SSJ100 не было. В частности, по линии подготовки персонала. Пожалуй, сейчас самый актуальный и интересный вопрос - обучение следующей партии летчиков SSJ100. По определению, они не будут иметь столь богатого опыта, что имеется у шести специально отобранных инструкторов. "Вторая группа будет состоять из рядовых пилотов. Их будут обучать инструкторы "Аэрофлота", которые к тому времени сами закончат обучение, и достигнут определенного уровня, получив достаточную для обучения летную практику и опыт", - говорит А.Мирошниченко.
Источник в "Аэрофлоте" утверждает, что обучение второй группы пилотов начнется после майских праздников. Как много человек будет во второй группе? Никто из наших собеседников не дает точной цифры. С.Тульский заявляет: "Сколько будет самолетов, столько будет и летчиков. У нас расчет такой: на один самолет - пять с половиной экипажей, в каждом по командиру и второму пилоту. На первых рейсах за штурвалами SSJ100 будут находиться те самые шесть летчиков-инструкторов, которые в настоящее время обучаются на "Сухом". В ближайшее время у нас будет один самолет и шесть пилотов - достаточное число для начала эксплуатации. Так что, не волнуйтесь: все просчитано и организовано с таким расчетом, чтобы самолет не простаивал, раз уж он пришел в авиакомпанию".
Поскольку подходы к конструированию самолетов типа A320 и SSJ100 схожи, а архитектуры их бортовых систем во многом совпадают, учебные программы по данным типам сознательно унифицированы. Тренажер Superjet 100 будет иметь одинаковый с A320 уровень, - Flight Training Device Level D. После его установки в учебном центре, программы подготовки летчиков на SSJ100 и A320 станут "идентичными". Вот что об этом рассказывает А.Мирошниченко: "Благодаря программе А320, нами наработан колоссальный опыт подготовки летчиков на современные самолеты. Поэтому для нас задача освоить Superjet 100 - обычная, стандартная. Пока FFS не установлен, предполагается, что на Superjet 100 идут летчики только с опытом полетов на А320. Как только FFS будет установлен, мы сможем переучивать летчиков, которые не имеют опыта полетов на А320. Вся программа обучения займет 2-3 месяца максимум. Поэтому, если тренажер будет установлен в "Шереметьево-1" и настроен в конце года, через три месяца мы на нем выпустим летчиков, способных летать на SSJ100". При этом собеседник делает оговорку, что конкретные сроки на практике будут зависеть от времени поставки тренажера и самолетов.
С.Тульский говорит осторожнее: "Для нас SSJ100 ничего особенного в освоении не представляет. Пока тренажера SSJ100 нет, мы продолжим практику использования летчиков с опытом полетов на A320. Как только появится тренажер, мы начнем подготовку новых пилотов без опыта полетов на A320, и через три месяца они будут готовы".
Всего на 30 самолетов SSJ-100, заказанных "Аэрофлотом", понадобится 330 пилотов. Наличие и пропускная способность тренажеров - всегда "узкое горлышко", уверяет А.Мирошниченко. "Когда мы ведем речь о числе пилотов, которые проходят обучения на новый тип воздушного судна, следует помнить, что ранее обученным летчикам, которые работают в авиакомпании, необходимо поддерживать мастерство, регулярно проходить практику и проверки на тренажерах. Хотя у нас имеется два тренажера A320, один из них полностью загружен проверками и тренировками существующих экипажей".
Подвижный тренажер SSJ100 будет установлен в учебном центре "Аэрофлота", заняв место аналогичного устройства для Airbus A310. В настоящее время фирма-поставщик оборудования ведет работу сразу над двумя комплектами, которые должны достигнуть готовности с небольшим временным разрывом. Представители "Аэрофлота" надеялись, что смогут получить тренажер в июле-августе, - раньше, чем офис Superjet International в Венеции. Однако пока сохраняются в силе старые планы, согласно которым собственным тренажером "Аэрофлот" обзаведется к концу года или в первой половине следующего.
Наладка второго тренажера A320 компании CAE, отличающегося современной электрической системой подвижности, потребовала 80 рабочих часов инструкторского состава, и заняла десять календарных дней. "Я ожидаю, что тренажер SSJ100 не потребует большего времени для настройки, поскольку является продуктом известного мирового производителя, который ранее поставлял авиакомпаниям различные тренажеры", - сказал А.Мирошниченко.
Штурвальная подготовка второй и последующих групп будет вестись не на аэродроме ЛИИ им. Громова, который был задействован в первой фазе, полеты будут выполняться из "Шереметьево" - базового аэропорта "Аэрофлота", а также с аэродрома города Иваново. Задействовать "Шереметьево" предполагается, в основном, для проведения полетов ночью, с учетом современного оборудования столичного аэропорта. Однако его высокая загрузка в дневные часы заставляет использовать полосу в Иванове, где нет серьезных ограничений по использованию ВПП и прилегающего воздушного пространства.
Еще одна программа подготовки ориентирована на кабинные экипажи. В рамках курса "Аварийно-спасательная подготовка" (АСП) будет задействован процедурный тренажер для обучения экипажей SSJ100 технике штатного и аварийного покидания самолета. Данное устройство представляет собой отсек цилиндрической части фюзеляжа с дверным проемом. Он оборудован так, что позволяет выполнять открытие или аварийный сброс дверей, в зависимости от особенностей отрабатываемой штатной либо внештатной ситуации.
"Аэрофлот" проводит по курсу АСП различные тренировки. В том числе и такие, в ходе которых летный состав и бортпроводники учатся координировать совместные действия. В числе тренажерного имущества учебного центра авиакомпании в "Шереметьево-1" имеется специальное устройство - фрагмент фюзеляжа самолета Ил-96-300 на подвижной платформе. Оно позволяет отрабатывать аварийное покидание воздушного судна в случае поломки стойки шасси. "Такого рода ситуация - довольно сложная, требует слаженных коллективных действий и отработку специальных навыков", - комментирует С.Тульский. Хотя в данном случае речь идет о тренажере с использованием отсека фюзеляжа Ил-96-300, через него проходят экипажи не только этих воздушных судов.
Для проведения занятий по аварийно-спасательной подготовке в учебном центре имеются разные виды дверей, в том числе с самолетов типа Airbus A320, A330, Boeing 767, Ил-96-300 и Ту-154М. Кроме того, имеется водный бассейн, в котором экипажи отрабатывают навыки по аварийному покиданию самолета после приводнения, с использованием плотов.
полный текст здесь
http://www.aviaport.ru/news/2011/04/06/213448.html