Очень интересный текст опять:
http://superjet.wikidot.com/wiki:history2
Вообще сайт становится все более интересным. Рекомендую полистать.
Так вот сам текст:
…. некоторые выдержки из интервью с заместителем Главного конструктора ГСС по аэродинамике Долотовским А.В., которого Евгений Коваленко хорошо знает.
Вопрос:
Расскажите о проекте и характеристиках самолета, о том как задумывалось и что получилось.
Ответ:
Сделаем небольшой экскурс в историю. Проект – первый, компания – новая. Обычно, когда происходит такое сочетание, никто выдающегося от проекта не ждет. Как ни странно, когда, как вы знаете, мы работали с Боингом, и ребята с Боинга (а ребята эти были убеленные сединами старые инженерные кадры, которые делали программы 737, 767 и 777) говорили нам, что это «Big challenge» (большой вызов) организовать в чистом поле нового игрока. Кроме того, это был вызов не только для нас, но и для французов, нашего партнера по двигателю,. ведь Снекма не имела опыта разработки гражданского двигателя, как ИНТЕГРАТОР. И на самом деле организовывалось две компании ГСС и PowerJet, и появилось два новых продукта, самолет и мотор. При этом даже не мотор, а силовая установка, потому что она включает в себя мотогандолу и все агрегаты навески внутри.
И как говорил Боинг, ребята, если Вам удастся сделать самолет на уровне, это уже большой шаг вперед, потому, что для Вас главное не построить выдающийся самолет, а научиться эти самолеты строить. Собственно по этому пути шла EADS, когда запустила программу Airbus А300, которому было далеко до конкурентов, в первую очередь по экономике.
Но здесь у нас было преимущество перед другими начинающими компаниями. Мы все-таки живем и работаем в великой авиационной державе под названием- Россия. И у нас мощный фундамент в лице авиационных научных центров, обладающих уникальными компетенциями, особенно в части разработки аэродинамики и конструкции самолета и двигателя. Я естественно имею ввиду ЦАГИ и СибНИИ ГА. Я буду говорить только про те центры, которые связаны с моей компетенцией, т.е. аэродинамикой.
Поэтому у нас появилась возможность вложить в проект определенную изюминку, используя опыт наших научных центров. Эта изюминка состоит в том, что мы, с точки зрения аэродинамики, сделали ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ САМОЛЕТ с характеристиками как у УЗКОФЮЗЕЛЯЖНОГО. Здесь мы опираемся почти на столетний опыт постройки самолетов в России и Советском Союзе.
Вопрос:
Далее, я так понимаю, мы и будем говорить о самом самолете.
Ответ:
Но сначала отвлекусь. Читал в каком-то издании, честно говоря точного названия уже не помню, был отчет из Фанборо, в котором резанула фраза, типа «стоя рядом с крылом сверхвысокого удлинения Боинга-787 и вдруг ощутил, как особенно куцым смотрится маленькое крыло Суперджета». А на само деле, наше крыло по своим геометрическим параметрам почти такое же, как и Боинга. Наше крыло тоже из современных материалов и имеет суперконфигурацию. Удлинение крыла у B787 чуть более 11, а у нас 10, кстати и то и другое рекордный показатель в своем классе. Здесь мы опираемся почти на столетний опыт постройки самолетов в России и Советском Союзе.
Но вернемся к теме.
Была поставлена задача получить самолет с уровнем комфортности сопоставимый с 320-ым семейством Аэрбасов. Это подразумевает большой диаметр фюзеляжа, поскольку комфорт – это, прежде всего, физический размер. И при этом уровень уровнем аэродинамического качества должен был быть не ниже, а даже выше чем у 190 Эмбрайера, который имеет диаметр фюзеляжа меньше.
И В ПРИНЦИПЕ ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ.
По факту мы сейчас имеем машину, у которой удельный диаметр фюзеляжа примерно на 30% больше чем у Эмбрайера и еще больше чем у Бомбардье, при этом у нас аэродинамическое качество выше чем у Эмбрайера на пол-единицы (у нас порядка 16.5 у Эмбрайера в районе 16) и немного хуже чем у CRJ. Но это, потому что у CRJ фюзеляж маленького диаметра при большом размахе крыла.
Все этого удалось добиться благодаря нашему сотрудничеству с ЦАГИ. За счет чего это удалось добиться?
Крыло, которое мы проектировали вместе с ЦАГИ, набрано из суперкритических профилей оптимизированных специальным образом. Для этого использовался, разработанный в ЦАГИ еще в 80-е годы, специальный программный комплекс расчета течения потока по полной компоновке (т.е. 3D с учетом всех элементов планера). Разработка этого метода ведется ЦАГИ с середины 70-х годов и совершенствуется по настоящее время. Этот комплекс позволяет оптимизировать профилировку по любому количеству опорных сечений, заданных конструктором, с учетом целого комплекса требований, не только аэродинамических, но и компоновочных и технологических. Обычно крыло, когда собирается, когда формируется геометрия крыла, на первое место ставится аэродинамика, на втором стоит требование гладкости геометрии и дальше в это начинает вписываться компоновка. Метод, который разработал ЦАГИ, позволяет учитывать все эти требования одновременно и варьируя весовые коэффициенты, при проведении оптимизации, делать то или иное требование приоритетным. И еще одно преимущество данного метода, это оптимизация сверхкритического профиля с точки зрения момента оттягивания сверхкритического волнового кризиса на заданном уровне Су, т.е уменьшение за счет управления местных разгоном скорости на поверхности профиля.
И как результат, мы смогли сделать достаточно толстое крыло, толщина по боковой нервюре порядка 15%, умеренной стреловидности и сужения, с удлинением до 10 единиц, что является рекордным для самолетов регионального класса, оптимизированное для полета на числе М=0.78…0.79 при реализации Кмах около 90%.
Простой пассажир это ощущает, когда самолет легко набирает высоту, легко разгоняется на больших высотах до чисел Маха 0.8-0.81. Большую часть крейсерских полетов мы осуществляем на этих скоростях.
Дополнительный нюанс, отсутствие волнового кризиса на крыле поверхности планера - это снижение акустических нагрузок и шумов ну и разумеется волнового сопротивления. Мы вместе с ЦАГИ потратили много времени на оптимизацию местной аэродинамики: это обтекатели механизмов закрылков, обтекатель стыка крыло-фюзеляж, форма носовой и хвостовой части фюзеляжа, законцовки крыла, пилон и т.д. В целом мы этим занимались наверно около трех лет. Поиски, расчеты… Относительно базовой геометрии Мы довольно много изменили, например, полностью переделали геометрию фюзеляжного обтекателя (2006 год), потому что поняли, что у нас есть зона сверхзвукового разгона до сверхзвуковых скоростей и нашли очень красивое решение. Подняв минделево сечение в одной зоне сечение мы уменьшили местные скорости потока в зоне стыка крыла с фюзеляжем и тем самым приблизили самолет к теоретическому максимуму известному «в народе», как правило площадей.