Все точки над ё про расход топлива Суперджета. Pajero / лоханкин может быть счастлив
http://superjet.wikidot.com/wiki:fuel-real-flight
На форуме авиапорт.ру произошла небольшая дискуссия, в следствии
разбора статьи малыша Евгением Коваленко, где он, к слову, привел некоторые данные о расходе топлива из РЛЭ Ан-148.
Е.Н. Коваленко: ….И, наконец, ещё один миф, нашедший отражение в таблицах этих (и не только) авторов – это более низкая скорость полета RRJ по сравнению с Ан-148. Коль скоро Лётное руководство Ан-148 попало в Интернет, есть возможность сравнить эти самолеты и по этим параметрам (если оно соответствует действительности). Если верить таблице 6.3-2-1, максимальная скорость у Ан-148 = 862 км/час (вместо 870, указанных во многих презентациях), при часовом расходе топлива от 2221 кг/час до 2387 кг/час в зависимости от взлетного веса. Для SSJ — это нормальная крейсерская скорость, только часовой расход топлива на этом режиме на несколько сот килограмм меньше.
И это на самолёте, который перевозит почти на двадцать человек больше!
если не затруднит, укажите источники. хотелось бы сравнить на 0,78 М. вес, насколько я понимаю, сравнивался одинаковый, по-этому "на 20 человек больше" - не совсем корректная фраза
Е.Н. Коваленко: А я и приводил сравнение на 0.78М, что соответствует скорости 860 км/час на крейсерской высоте. Вес - разный. Для Ан-148 это при взлетном весе 36 т, а для SSJ - это 43 т. Для SSJ - данные по результатам летных испытаний. Просто аэродинамика SSJ на этих скоростях существенно лучше. Что касается конкретных цифр, извините, пока мне не позволяет говорить об этом корпоративная этика. Будет добро - обязательно сообщу.
Кстати, и на 0,81М у SSJ расходы не намного больше, чем на 0,78М. Что касается веса, то каждая лишняя тонна на SSJ увеличивает расход топлива не более, чем на 0,1 процента. Так что это все терпимо. На сегодня SSJ летает со взлетным весом 45,8 т. В вариантах загрузки AFL, это обеспечивает дальности в варианте Basic. Увеличение веса до 49,5 т полностью обеспечивает дальность в варианте LR на 0,78М при полной коммерческой загрузке. При равных весах с Ан-148 сравнения не проводил. Займусь после отпуска
сторонники Ан-148 пишут:
…речь, напомню, шла о том, что 36 тонный ан-148 потребляет при 0,78М больше топлива, чем 43 тонный SSJ (якобы при прочих равных условиях)… без убедительных доказательств поверить в это сложно…
…Я наконец-то добрался до компа где у меня полное РЛЭ Ан-148 и посмотрел графики, увиденное мной, и то что написанно Вами, мягко говоря, не совпадает…
Инженер2010 пишет: Если верить таблице 6.3.2.1 «Характеристики ГП при работе двух двигателей» (стр. 1/2, разд. 6.3.2. РЛЭ Ан-148 от 20 декабря 2006г),
то при весах 36…38т на высоте FL380 (11600м), на режиме макс. скорости (831…839км/ч), получаются расходы - 1809 и 1820кг/ч, соответственно.
Для «лёгкого» веса 34т - 1757кг/ч, а для максимального 44т (возможно, Ан-158) на FL360 (10970м), расход - 1931 кг/ч.
Для сравнения - фото FMS
1 «другого самолёта», сделанное во время не очень давнишнего длительного перелёта:
оригинал фото
Видно, что начальная заправка была полной - 12,3 т. Хотя, на момент фотосъёмки, машина уже «лёгкая», текущий вес - 33,4 т, но по оставшейся дистанции 727Nm (1340км), можно понять, что это горизонтальный полет (ГП) на эшелоне (FL380-390). Если накинуть к текущему расходу по 35кг, на каждую дополнительную тонну веса, то в сумме, «на круг», выйдет порядка 1800, а для макс. веса - около 1850кг/ч. Так что, на равных скоростях М = 0.78…0.79, и при одинаковых полётных весах, расходы топлива у «другого самолёта» получаются лучше, и как раз, благодаря хорошей аэродинамике планера и оптимизированном под него двигателе. На днях, Садиф поместил
интересный рассказ о разработке SSJ, в котором обращает на себя внимание одна фраза: «…с точки зрения аэродинамики, сделали ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ САМОЛЕТ с характеристиками как у УЗКОФЮЗЕЛЯЖНОГО…».
Владимир, из Ваших расчётов в дискуссиях с Лоханкиным, следует, что Ан-148 получает преимущество перед SSJ при неполной загрузке салона (около 60 пассажиров), т.е. на линиях с малым пассажиропотоком и на малых плечах (менее 1000км, типа Москва-Питер, или Москва-Нижний), т.к. из-за низких эшелонов уравниваются и числа М полёта. Но подобные линии всё-таки не для сравниваемого нами класса лайнеров, а подходят скорее для турбопропов, которые при этом раскладе оказываются гораздо выгоднее. Не зря все нынешние турбопропы упорно пытаются «дорасти» до 70-75 пассажиров, а Ан-148 перескочить в нишу SSJ, т.е - на 85-95 мест. Так что, и с аэродинамикой, и с размерностью машины, наши конструктора определились очень хорошо. Что обеспечивает высокие конкурентные преимущества и успешные продажи, даже не смотря на «младенческий» возраст проекта, и на несущиеся изо всех углов шаманские заклинания «якобы не-ПИАРасов».
Иванчин пишет: …есть видео от Ваима, где Ан-148 на М0.75 и высоте 10100 (надеюст по высоте не ошибся), кушает 1450-1500 кг. Что касается 35 кг топлива на тонну, а врать то так зачем??? Или то РЛЭ которое всплыло неверное???
antidote пишет: …не врать, а грубо прикидывать в нужную сторону. Отнеситесь с пониманием…
Инженер_2010 отвечает: В этом вся «петрушка» (в смысле - аэродинамика планера) и заключается, что представленный на видео полёт Вадима выполняется на М = 0.75, а не на 0.78 или 0.80. На этом видео, на индикаторах хорошо видны параметры полёта - М = 0.75, Н = 10100м (FL330), расход - 2 х 730…750 кг/ч. Если посмотреть на обсуждавшуюся табл. 6.3.2-1 из РЛЭ Ан-148, то режиму МД при весе 34т, на Н = 10360м ИС = 759км/ч, получается часовой расход - 1486 кг/ч. Вполне похоже на те цифры, которые мелькают на видео.
Если «подняться» до FL380, то при 769км/ч получим расход 1454 кг/ч. Однако, лететь на этом эшелоне с таким М долго не дадут.
Впрочем, разогнавшись до режима МС (847км/ч) на FL330, с тем же полётным весом, Ан-148 придётся расходовать уже 1987кг/ч, а на FL380 (при 839км/ч) - 1757 кг/ч. На выложенном на днях фото FMS (см выше), приведен именно такой режим полёта SSJ: текущий вес - 33,4т на FL380 и расход 1437 кг/ч. Таким образом, при одинаковых с АНом полётных весах и эшелонах, на больших махах (М = 0.78-0.79), SSJ выигрывает в расходе топлива целые 300 кг/ч, а если АН летит на режиме МД (максимальной дальности), то при одинаковых часовых расходах, SSJ может лететь на 70-80 км/ч быстрее.
Если не ограничивать искусственно весь ареал полётов только короткими линиями типа Москва-Питер или Москва-Нижний, а рассмотреть перевозки на «нормальные» расстояния (для подобного класса машин) - 2000-2500км, то такая разница в скорости даёт выигрыш в 12-18 мин времени полёта, парный рейс туда/обратно - уже 24-36 мин, а при 2-3 парных рейсах в сутки, выигрыш составит 1-2 часа. Почему-то, при сравнении прямых эксплуатационных расходов двух машин, очень много внимания уделяется стоимости аэропортового трапа, но совершенно игнорируется выигрыш за счёт снижения времени полёта (при практичски одинаковых расходах топлива). А ведь в сумме набегает и на несколько трапов, с автобусами впридачу.
Понимаю, что это не согласуется с расчётами «специалистов», в том числе,
определивших дальность полёта нашего самолёта в 750 км, но реальность опровергла уже многие подобные фантазии. А практика, как говорится, критерий истины. В подтверждение, привожу ещё один кадр той самой FMS и из того же полёта, точнее - перед его началом:
Это не моё «враньё» или «грубая прикидка в нужную сторону» (кому как больше нравится), а штурманский расчёт «по штилевому», выполненный бортовым компьютером.
Видно, что двигатели ещё не запущены - FUEL FLOW = 0 KG/HR. Заправка - BLOCK = 12.3т, расчётный посадочный вес - LDG = 31.8т. Взлётный вес, засвечен солнечным бликом, но его очень легко вычислить по значениям посадочного веса, заправки и остатка топлива на посадке - TOGW = 31.8т + 12.3т - 3.1т - 0.2т = 40.8т (где 0.2т - вычтенное FMS топливо для запуска и руления). Полная дистанция составляет DTG = 2450nm (4537км), расчётное полётное время - ETE = 5ч 34мин, расход топлива до точки назначения - FUEL TO = 9000кг. После посадки, с учётом АНЗ - RESERVES = 1.6т, останется «лишнее» топливо - EXTRA = 1.5т. С учётом этого излишка, самолёт мог пролететь 2860nm (5300км). Естественно, FMS выполнила расчёт, назначив оптимальный профиль полёта, с точки зрения дальности - FL380 и М = 0.79-0.78.
Какие цифры получаются в итоге? Средний часовой расход - 9000кг / 5.57ч = 1615кг/ч, уд. дальность - 0.504, средняя скорость - 815 км/ч. Эти средние величины, которые включают в себя ВЗЛЁТ, НАБОР, ГП, СНИЖЕНИЕ, ЗАХОД и ПОСАДКУ, т.е. - это блоковые показатели.
Без учёта этапов взлёта-набора-снижения-посадки, получаем, что ГП на эшелоне занимает около 4.7ч времени и потребует 7.1т топлива. При усреднении весов и расходов на этапе ГП, получаем 35.5т и 1510кг/ч, соответственно. Учитывая, что на предыдущем фото FMS, при весе 33.4т расход составлял 1440кг/ч, то каждая лишняя тонна добавила к расходу примерно по 35кг/ч. Даже округлив эту дельту до 40кг/ч (с учётом макс. начальных весов), то при начальном полётном весе на эшелоне - 44.4т, получим суммарную прибавку около 400кг/ч и расход - около 1850кг/ч. Обращаю внимание, что Я всё время округлял в бОльшую сторону, так что никаких натяжек.
Резюме - ни Евгений Коваленко, ни я, никого не обманывали и
расходы у SSJ действительно прекрасные. Всё дело в тщательном выборе компоновки и расчёте а/д характеристик, а так же отличных ВСХ двигателя, что и позволило достичь нужного результата - получился скоростной, высотный и очень экономичный лайнер.