В конце 2018 года компания Гражданские Самолеты Сухого (ГСС) презентовала новый «Оперативно-ситуационный центр» поддержки эксплуатантов самолета SSJ100. В современной мировой практике принято, что поддержкой жизненного цикла воздушного судна во многом лежит на производителе самолета. В СССР для авиакомпаний не существовало «единого окна», где авиакомпания могла бы получить разностороннюю поддержку, которая бы касалась разных аспектов эксплуатации самолета. Таким образом, опыт создания глобальной системы послепродажного обслуживания в России реализуется впервые в рамках проекта SSJ100. О новом центре и вновь создаваемой структуре поддержки эксплуатантов мы беседуем с Президентом ГСС Александром Ивановичем Рубцовым.
- Александр Иванович, можно ли так сказать, что новый ситуационный центр как бы реализует концепцию «одного окна»?
- На конец 2018 года в эксплуатации было 136 самолетов SSJ100. У нас работает терминал, на который стекается информация от всех наших клиентов. Мы его сделали совместно с нашими итальянскими коллегами. Сюда поступают различного рода сообщения, в первую очередь электронные. Некоторые наши авиакомпании предпочитают не заходить в терминал, а присылать свои запросы напрямую через электронную почту, некоторые звонят по телефону. В основном это запросы в электронном виде, которые приходят сюда, и мы распределяем эту работу по всем нашим подразделениям. Удобство в том, что сейчас все инженеры и круглосуточный ситуационный центр в одном здании. Они анализируют ситуацию и с теми самолетами, которые находятся на плановом техобслуживании, и с теми, которые находятся в эксплуатации. Этот центр поддержки заказчика, с резко расширившимися мощностями, примерно в 2,5 раза, по сравнению с тем, что было с точки зрения количества инженеров, количества экранов, с точки зрения связи, которая теперь достаточно хорошо обеспечивается. Конечно же, этого всего еще не достаточно, чтобы полностью удовлетворить наших клиентов. Но первые шаги сделаны и это начало серьезного движения вперед.
- Я так понимаю, что сама идея создания такого центра обсуждалась давно. Почему он был открыт только сейчас?
- Время пришло. Созрели технологии, созрела решимость в связи с переездом в новое здание. Я не скажу, что он уже полностью отвечает нашим чаяниям, мы в самом начале пути. Но это качественно меняет наши возможности. Старый центр был маленький, неудобный, там постоянно были проблемы со связью. Здесь мы смогли, инвестировав приличные деньги, сделать его достаточно удобным для круглосуточной работы. Есть комната отдыха, столовая для ночной смены. Этот сервис не останавливается ни в субботы, ни в воскресенья, ни в праздничные дни.
Вторая базовая информация, мы сейчас завершаем эту работу - информация о наличии запчастей на всех складах. Мы видим, что есть на складах в Венеции, в Мюнхене, в Жуковском. В этом году мы довольно много денег вложили в склады в России - порядка 3 млрд рублей, доведя их объемы с 6,5 млрд до 11 млрд рублей - 4 млн единиц хранения на складе в Жуковском. Это не считая тех, которые есть у наших зарубежных партнеров. За 8 месяцев нам удалось провести полное переоборудование склада в Жуковском без остановки его работы. Все это компьютеризировали, автоматизировали, навели порядок, поставили новые механизированные стеллажи. И мы сейчас практически все свели в единую информационную сеть, где наши операторы, получив запрос от заказчика могут буквально в течение нескольких минут запчасть либо у нас, либо в Венеции, либо в Мюнхене, со склада, который ближе всего к клиенту, и отправить ее.
Также мы организовали работу нового склада непосредственно в Шереметьево, под реализацию нового контракта с Аэрофлотом и подписали договор на долгосрочную аренду ангара в Жуковском, где у нас будет Центр поставок. У нас большая перегрузка центра в Жуковском, потому что мы больше чем в три раза увеличили объем работ по сервисным бюллетеням и техническому обслуживанию. Это все связано с тем, что идет работа по улучшению самолета и внедрению трудоемких сервисных бюллетеней за 2017-18 годы. Мы расширяем наши мощности по ремонту самолетов и обслуживанию в Жуковском. Мы добавляем еще дополнительный ангар для центра поставок, соответственно, освобождаются дополнительные мощности под две машины для обслуживания и ремонта, которые действительно очень востребованы.
Также в эту работу вовлечены техцентры наших коллег в Тулпар, S7 и SJI в Венеции. Мы подписали дополнительные соглашения и очень плотно работаем с независимыми провайдерами по ТОиР в России С7 Инжиниринг и Тулпар, которые тоже обслуживают наших клиентов.
По мере расширения географии продаж самолетов, будем создавать склад и организацию, которая будет обслуживать самолеты, в Юго-Восточной Азии. Также рассчитываем создавать центр MRO на Ближнем Востоке. И, поскольку у нас есть один клиент в Замбии, мы думаем об Африке. Не скажу, что мы уже окончательно определились где, есть несколько вариантов.
- Можно ли Вас понять так, что создаваемая для Суперджета сеть технического обслуживания также пригодиться и для МС-21?
- Естественно. Например, новый склад в Шереметьево, который пока будет заполняется запчастями для Суперджета, по мере подхода к началу поставок МС-21 в Аэрофлот мы начнем заполнять запчастями и для МС, при этом планируем удвоить площади склада. Второе - мы договорились с Аэрофлотом, что берем в значительной степени на себя инвестиции в строительство ангарного центра и центра MRO в Шереметьево, в районе третьей полосы. С тем, чтобы дефицит ангарных мощностей, который сейчас есть у Аэрофлота, и который тоже влияет на ситуацию с исправностью парка, закрыть. Мы надеемся, что в ближайшее время выйдем на контракт и начнется строительство этих ангаров, с таким расчетом, чтобы к 2020 году имели возможность там обслуживать порядка 6 SSJ100 и 2-3 МС-21 одновременно.
- С учетом того, что будет унификация, можно ли считать, что оперативно-ситуационный центр, недавно созданный для поддержки Суперджета, будет обслуживать и клиентов МС-21?
- Мы стараемся все, что касается математики, все, что касается программного обеспечения, отработать на проекте SSJ100. Ясно, что будет пересечение по клиентам, и делать два разных центра, с учетом будущей унификации, это явная глупость. Поэтому, скорее всего, мы будем создавать единую платформу. Тот центр, который сейчас создан, сделан с запасом по мощности и он рассчитан на удвоение мощностей. Соответственно, если все будет нормально, то в ближайшие несколько лет мы вполне можем обслуживать программу МС-21, используя тот центр, который уже есть. Мы работаем над его усовершенствованием с тем, чтобы информация была всеобъемлющей, чтобы инженеры видели и чувствовали, что происходит с флотом, и все время работали на опережение.
До этого мы работали в реактивном режиме. А про-активный режим - когда мы видим online информацию, которая позволяет нам быстрее реагировать. И вторая часть, которую мы думаем использовать в будущем, это, так называемые, виртуальные помощники инженеров - электронные подсказчики. Есть специальные очки - дополненной виртуальной реальности, которые позволяют проецировать через интернет-сеть данные о том, как исправлять дефект на месте. Для наших инженеров и инженеров авиакомпаний, которые будут сталкиваться с проблемами, когда они приходят на борт, кроме подсказок инженера из центра, что надо сделать, будет и электронный подсказчик. Была демонстрация этой новой технологии и нашим инженерам она очень понравилась. В нынешнем году мы испытаем данную технологию по согласованию с одной или двумя авиакомпаниями. Если мы получим положительную обратную связь, будем внедрять. Ясно, что это кратно облегчает эксплуатантам нашей техники работу по устранению неисправностей и быстрому поиску решения проблемы.
- Вы как-то упомянули про электронный паспорт самолета. Что это такое?
- У нас подписан контракт с одной из российских компаний, которая предложила нам услугу под условным называем «электронный паспорт самолета». Ранее этот сервис был у нас реализован на другом программном продукте. Сейчас коллеги сделали более современный вариант, который фактически описывает состояние всего самолета, всех ПКИ с даты выпуска, и прослеживает его жизнь, все отказы, все ремонты. Он более современный, быстрый, более приспособленный к работе с базами данных наших зарубежных поставщиков. И эта информация в режиме online стекается к нам в ГСС. Вы видите историю машины изнутри, историю каждого электронного блока, каждой детали, ресурсные остатки. Соответственно мы имеем возможность мониторить состояние самолета, его систем.
Это дает очень важную информацию для наших инженеров с точки зрения статистики, что чаще всего отказывает, на что обратить внимание. Дает информацию для наших закупщиков, что покупать, какие запасные части. И информацию для центров поддержки - они видят, что произошел отказ, они видят, что нужно срочно отреагировать, нужен либо ремонт, либо поставка запасных частей, либо и то, и другое. Концепцию электронного паспорта мы только начинаем реализовывать на двух авиакомпаниях. В перспективе, если все пойдет успешно, мы весь флот переведем на такой электронный паспорт, что позволит постоянно иметь информацию о состоянии самолетов и быстрее реагировать на реальные задачи, которые ставит нам эксплуатация. Вы видите когда у вас очередной ремонт или замена. Можно заранее планировать. Если вы этого не видите, если все это у вас в бумажном виде, представляете у вас 150 самолетов в эксплуатации, каждый день кто-то должен смотреть, сколько самолет налетал, сколько у него остатков ресурсов, соответственно, для плановиков это кошмар. Электронный паспорт позволяет это делать кратно быстрее и эффективнее.
РконÑе 2018 года ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐÑажданÑкие СамолеÑÑ Ð¡ÑÑого (ÐСС) пÑезенÑовала новÑй «ÐпеÑаÑивно-ÑиÑÑаÑионнÑй ÑенÑÑ»
www.aex.ru