Внедряемая в компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) ИТ-платформа для эффективной эксплуатации самолетов и их предиктивного (предсказательного) обслуживания была разработана при непосредственном участии экс-сотрудников Boeing, что позволило российской организации избежать ошибок этого американского авиагиганта и создать собственный продукт, не уступающий аналогичным, крайне немногочисленным решениям мировых грандов.
....
«Прежде чем начать делать свою собственную платформу эксплуатации, мы изучали опыт конкурентов, — отметил он. — На сегодняшний момент в мире есть еще три платформы, которые решают такие же задачи (о них позже; — прим. CNews). Это Skywise компании Airbus, Analytics компании Boeing и Aviatar разработки Lufthansa Technik».
...
«Поэтому мы в свое время планировали сотрудничество с Lufthansa Technik по подключению российских самолетов к платформе Aviatar, — вспоминает топ-менеджер. — Но возникшие санкции, огромные деньги за подключение, отсутствие помощи и консультаций привели нас к мысли, что продукт нужно делать самим. Мы нашли сотрудников компании Boeing, которые участвовали в создании системы Analytics, но вышли на пенсию. Они помогли нам в постановке задачи и помогли избежать тех ошибок, которые сделала компания Boeing при разработке платформы».
...
По данным Марковского, к ИТ-платформе ГСС уже подключены девять самолетов иркутской авиакомпании «Ираэро», восемь судов «Азимута», 37 самолетов «Ямала» и два «Русджета». В случае последних компаний речь идет не только об эксплуатации самолетов «Сухого» — SSJ100, но и машин производителей-конкурентов: Boeing, Bombardier и др.
...
«Авиакомпанию в конечном счете интересует надежный простой самолет, который не ломается, а просто летает, — рассуждает Марковский. — Свой ИТ-продукт мы сейчас запускаем, он развивается. И мы с его помощью планируем реализовать новые бизнес-модели: продажу непосредственно не воздушного судна как железа, а контракта жизненного цикла или летного часа».
Как отмечает Марковский, сейчас самолеты ставят на обслуживание преимущественно по факту свершившейся поломки. «Диагностируется неисправность, заказывается запчасть, ожидается ее поступление, потом осуществляется ремонт — все это время потеряно; самолет стоит, деньги не зарабатывает, — говорит он. — При предиктивном обслуживании мы работаем с данными, можем ими управлять и анализировать, понимаем, через какой период какой компонент может отказывать. Знаем, сколько у нас самолетов, сколько таких компонентов нужно держать на складе. На основании статистических данных, не дожидаясь выхода компонента из строя, его меняем».
Отметим, что о работе над улучшением взаимодействия с эксплуатантами самолетов SSJ100 и внедрении программы сбора и анализа эксплуатационных данных ISDAP (In-Service Data Analytics Program), разработанную российской компанией Connected Aircraft Enterprise, «Гражданские самолеты Сухого» сообщили в конце ноября 2018 г.
Кроме того, в сообщении подчеркивалось, что для подключения к ISDAP не требуется установка дополнительного оборудования на самолет: данные будут собираться и загружаться в систему при помощи специальных приложений, имеющих как версию для стационарного компьютера, так и мобильную.