SuperJet опять задерживается
Из-за недопоставки двигателей
В конце прошлой недели глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров признал, что выход на рынок лайнера SuperJet 100 вновь может отложиться. На этот раз возможной причиной называется срыв сроков поставок двигателей Sam-146 рыбинского НПО «Сатурн». На сегодняшний день уже четыре лайнера должны быть оснащены двигателями, однако своевременно был поставлен комплект только для одного самолета, проходящего летные испытания.
«Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) должны были поставить первый самолет SSJ 100 «Аэрофлоту» в ноябре 2008 года, однако поставки лайнеров были отложены как минимум на конец 2009 года. У производителя уже есть более ста твердых контрактов на SSJ 100, в том числе твердый контракт на 30 самолетов и опцион еще на 15 с «Аэрофлотом». Сейчас планируется, что первый серийный самолет будет поставлен заказчику в сентябре 2009 года.
Двигателями обеспечен только один самолет SuperJet 100, который сейчас проходит летные испытания в Комсомольске-на-Амуре, говорит Алексей Федоров. «На второй самолет двигателей у нас нет, хотя по нашим планам сейчас уже четыре самолета должны были быть оснащены двигателями», — говорит он. По мнению главы ОАК, воздей*ствовать на производителя двигателей сегодня можно только экономическими методами, «как и во всем мире». По его словам, речи о том, чтобы найти другого поставщика двигателей для лайнера, сейчас не идет, так как «для привязки любого двигателя потребуется длительное время». Федоров не стал уточнять финансовые санкции, которые ОАК предъявит к НПО «Сатурн» как производителю двигателя.
По словам источника РБК daily в авиационных кругах, проблема возникла с российской частью двигателя. У двигателя два производителя: газогенератор производит Snecma, вентиляторный контур по француз*скому проекту — рыбинское НПО «Сатурн». Источник сообщил, что в двигателе «трещат лопатки турбины внешнего контура, есть помпажи», на нем опасно летать. «В силу того что есть проблемы в технике, сертификация двигателя затягивается», — отмечает собеседник РБК daily. По его словам, второй самолет будет готов не ранее марта 2009 года. Получить комментарий на НПО «Сатурн» не удалось. Однако представитель группы Safran (контролирует Snecma) Флоран Вильбер отвергает претензии к поставщикам двигателей. Он заявил РБК daily, что PowerJet (СП «Сатурна» и Snecma) полностью выполняет требования программы SuperJet 100 и поставка двигателей Sam-146 ведется в соответствии с графиком летной испытательной программы. По его словам, двигатели показали превосходные летно-техниче*ские характеристики во время проведения летных и наземных испытаний и в общей сложно*сти прошли 1600 ч испытаний. В пресс-службе ГСС уверены, что сроки поставки (третий квартал 2009 года) самолетов заказчикам останутся прежними.
Задержка с поставкой второго самолета повлияет на ход сертификационных испытаний лай*нера. Как рассказывал ранее РБК daily директор Центрального аэро*гидродинамического института (ЦАГИ) Сергей Чернышев, институт готов приступить к сертификационным испытаниям SSJ 100. «ГСС должны представить нам самолет для этих испытаний. Прибытия самолета из Комсомольска в Жуковский мы ожидаем буквально со дня на день», — говорил он в начале сентября. Всего на сертификацию потребуется ровно 12 месяцев с момента прихода второго лай*нера.
Отсутствие комплектов двигателей негативно влияет на сроки завершения сертификационных испытаний, констатирует руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «На ход программы по двигателю SaM-146 оказали негативное влияние и смена руководства, и трения «Сатурна» с «Оборонпромом». Если различные задержки продолжатся, то есть опасность не уложиться с получением сертификата в 2009 году, говорит эксперт. Он признает, что «Сатурн» и Snecma сами стали заложниками сложившегося положения, потому что Sam-146 пока ставится только на SSJ, а если нет самолета, нет и продаж двигателя.
СЕРГЕЙ КОЛОБКОВ
Из-за недопоставки двигателей
В конце прошлой недели глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров признал, что выход на рынок лайнера SuperJet 100 вновь может отложиться. На этот раз возможной причиной называется срыв сроков поставок двигателей Sam-146 рыбинского НПО «Сатурн». На сегодняшний день уже четыре лайнера должны быть оснащены двигателями, однако своевременно был поставлен комплект только для одного самолета, проходящего летные испытания.
«Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) должны были поставить первый самолет SSJ 100 «Аэрофлоту» в ноябре 2008 года, однако поставки лайнеров были отложены как минимум на конец 2009 года. У производителя уже есть более ста твердых контрактов на SSJ 100, в том числе твердый контракт на 30 самолетов и опцион еще на 15 с «Аэрофлотом». Сейчас планируется, что первый серийный самолет будет поставлен заказчику в сентябре 2009 года.
Двигателями обеспечен только один самолет SuperJet 100, который сейчас проходит летные испытания в Комсомольске-на-Амуре, говорит Алексей Федоров. «На второй самолет двигателей у нас нет, хотя по нашим планам сейчас уже четыре самолета должны были быть оснащены двигателями», — говорит он. По мнению главы ОАК, воздей*ствовать на производителя двигателей сегодня можно только экономическими методами, «как и во всем мире». По его словам, речи о том, чтобы найти другого поставщика двигателей для лайнера, сейчас не идет, так как «для привязки любого двигателя потребуется длительное время». Федоров не стал уточнять финансовые санкции, которые ОАК предъявит к НПО «Сатурн» как производителю двигателя.
По словам источника РБК daily в авиационных кругах, проблема возникла с российской частью двигателя. У двигателя два производителя: газогенератор производит Snecma, вентиляторный контур по француз*скому проекту — рыбинское НПО «Сатурн». Источник сообщил, что в двигателе «трещат лопатки турбины внешнего контура, есть помпажи», на нем опасно летать. «В силу того что есть проблемы в технике, сертификация двигателя затягивается», — отмечает собеседник РБК daily. По его словам, второй самолет будет готов не ранее марта 2009 года. Получить комментарий на НПО «Сатурн» не удалось. Однако представитель группы Safran (контролирует Snecma) Флоран Вильбер отвергает претензии к поставщикам двигателей. Он заявил РБК daily, что PowerJet (СП «Сатурна» и Snecma) полностью выполняет требования программы SuperJet 100 и поставка двигателей Sam-146 ведется в соответствии с графиком летной испытательной программы. По его словам, двигатели показали превосходные летно-техниче*ские характеристики во время проведения летных и наземных испытаний и в общей сложно*сти прошли 1600 ч испытаний. В пресс-службе ГСС уверены, что сроки поставки (третий квартал 2009 года) самолетов заказчикам останутся прежними.
Задержка с поставкой второго самолета повлияет на ход сертификационных испытаний лай*нера. Как рассказывал ранее РБК daily директор Центрального аэро*гидродинамического института (ЦАГИ) Сергей Чернышев, институт готов приступить к сертификационным испытаниям SSJ 100. «ГСС должны представить нам самолет для этих испытаний. Прибытия самолета из Комсомольска в Жуковский мы ожидаем буквально со дня на день», — говорил он в начале сентября. Всего на сертификацию потребуется ровно 12 месяцев с момента прихода второго лай*нера.
Отсутствие комплектов двигателей негативно влияет на сроки завершения сертификационных испытаний, констатирует руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «На ход программы по двигателю SaM-146 оказали негативное влияние и смена руководства, и трения «Сатурна» с «Оборонпромом». Если различные задержки продолжатся, то есть опасность не уложиться с получением сертификата в 2009 году, говорит эксперт. Он признает, что «Сатурн» и Snecma сами стали заложниками сложившегося положения, потому что Sam-146 пока ставится только на SSJ, а если нет самолета, нет и продаж двигателя.
СЕРГЕЙ КОЛОБКОВ