Вспомнилось...
Ночь, Амдерма, чужой аэродром (я ещё ни разу на нём не был), 11 марта 1980 года.
Только что сел, заруливаю за хвостами стоящих на ЦЗ самолётов, а прямо перед глазами на заходе разворачивается событие, вмешаться в которое я не в силах, а оно неотвратимо...
Над самим посёлком с левым креном 35-40 градусов Тушка вываливается из низкой облачности и пытается выйти на посадочный курс.
Слышу, как РСП и РП пытаются угнать её на второй круг, но она правым разворотом выходит прямо на БПРС, много выше глиссады и буквально почти пикирует на полосу.
Доклад: "Полосу наблюдаю, разрешите посадку".
РП: "Заход надо уточнять заранее! Садись".
Через секунды Тушка, пытаясь создать посадочный угол, бьётся передней стойкой о полосу, ломает её, ударяется основными колёсами о ВПП и с большим углом отходит от неё, выходя из прожекторов.
Вдруг в тёмном небе всплеск каких-то искр - только потом я узнал, что это от катапультного кресла штурмана.
Как-то внезапно из темноты на освещаемую прожекторами полосу рушится Тушка. Всплеск искр, дыма! С левого пилона срывается ракета и мчится сначала по полосе, а потом и по снегу в сторону ЦЗ.
Сход с полосы вправо,подламывается правая стойка шасси, крыло цепляет слой наметённого снега - целый снежный всплеск...
И всё вдруг гаснет на аэродроме - как потом оказалось Тушка порвала силовой кабель.
А Тушка, поднимая вихрь снега и пара, разворачиваясь на 180 градусов, уже задом несётся на РСП.
Останавливается в нескольких метрах от антенн РЛС и вдруг - опять над Тушкой всплеск искр!
Стою за самолётными хвостами и не знаю, куда рулить. Все бегут к полосе прямо перед носом самолёта и я никому не нужен.
Выключаю двигатели, через фонарь штурмана на фюзеляж, на крыло, на пилон, на ракету и бегом туда, к Тушке.
В кабину заглянул безо всяких усилий - приборы горят красным светом и никого в кабинах нет. В штурманской кабине только два синих мешка от ЗШ с шапками.
Смотрю - лучи фонариков начинают "кучковаться" в одном месте. Бегу туда и вижу катапультное кресло на правом боку, вытянутые стропы парашюта, сам купол "колбасой"...
Спрашиваю: - "Кто?"
НО это местные, они никого из наших не знают.
Очищаю каску ЗШ-3 (большая вмятина слева на алюминии), пристёгнутую маску - не могу понять кто это.
"Давайте перевернём кресло все вместе на спину" - перевернули, отстегнули маску. Узнал - Валеев.
И вдруг все услышали вздох-хрип ( я не знаю, почему это было).
Пальцами пощупал на шее пульс - не прощупывается...
Подъехала санитарка, тело положили на железные носилки и увезли.
И только потом вспомнил, что у Валеры Матюкина был ЗШ-5.
"А где штурман? Что с ним?" Кто-то сказал, что его подобрала пожарная машина и отвезла на метео.
Где это? Куда идти?
Подсказали.
Захожу на метео, а Валера Матюкин сидит в спаренном кресле от того, разбившегося недавно, Ан-24. Сидит без ботинка.
"Как ты?"
"Да вроде нормально, что-то только спина немного побаливает. А как Саня, где он?"
"Его отвезли в госпиталь, что с ним - не знаю."
Ну, а дальше все всё знают - что и как потом было.
А у Валеры в этот день был день рождения, настоящий, а теперь, после этого, уже и второй.
Валера, я поздравляю тебя с обоими Днями рождения!
Будь таким, каков ты есть, на радость близким и нам, твоим друзьям!
Удачи тебе в жизни, ЗДОРОВЬЯ и долгих лет!
Олег