Вопрос чайника - ответ специалиста

Раз уж зашёл разговор про высоту полёта пассажирского самолёта, то у меня вопрос, почему все рейсы не забираются на высоту 12++ км, чтобы уменьшить сопротивление воздуха?
Почему 99% рейсов, на которых я летал, проходили на высоте 10 +/- км?
Сначала подумал, что на участке Ростов-Москва не успевают залезть на 12 км ,а потом снижаться ещё нужно. Но когда пару раз летал через всю Европу, то тоже было 10 км.
На 12+ км я летал всего дважды, и это были длинные рейсы (4-8 часов).
 
Сейчас мне опять подчеркнут, что я чайник, но, думаю, эшелон примерно 10000 метров выбран как наиболее оптимальный из-за соотношения уровня радиации и сопротивления воздуха. На меньшей высоте увеличивается время полёта, расход топлива . На эшелоне 12000-13000 метров время полёта и расход топлива сокращаются, зато доза радиации из-за солнечного излучения может быть выше примерно в 50-200 раз, если сравнивать с той, что мы получаем на уровне земной поверхности. Если летаешь так эпизодически, то ничего страшного. А если регулярно( экипажи), то ничего хорошего.
 
На выбор высоты полета в подавляющем большинстве случаев уровень радиации не влияет.

Радиацию учитывают только при планировании трансполярных маршрутов, только в районе полюса и только в периоды повышенной солнечной активности.
 
А какая доза облучения за час полёта на высоте 13000 км?

В начале 90-х мне жена подарила дозиметр. И несколько лет я интересовался уровнем радиации, измерял прибором от ГО (гражданской обороны). Там в основе - счетчик Гейгера.
Для начала проверил все места в квартире, оказалось 12-16 мкР/час. Прекрасно!
А дальше, по высотам, было так: сначала радиация даже уменьшалась, на высоте 1км бывала примерно 10-12 мкР/ч.
Потом росла, конечно.
Промежуточные значения в наборе и на снижении, к сожалению, уже забылись, скажу то, что хорошо помню.
На высотах порядка 9км было около 150-200.
На высотах 10-11км 200 - 250.
Еще замечал, что при полетах за полярным кругом (Воркута, Норильск) нужно прибавлять еще 20 - 50.
А на южных наших широтах (Сочи, Астрахань) нужно отнимать 20-50.
Видимо, это связано с толщиной атмосферы (на полюсах она меньше, чем на экваторе) и высотой тропопаузы.
Высота тропопаузы на экваторе порядка 16км, на полярном круге порядка 9-10км зимой и 10-11км летом.
Более 300 мкР/ч не встречал никогда, но я летал не выше 11600м.
Насколько знаю, в открытом космосе (высоты более 1000км над Землей) уровень порядка 400 мкР/ч.

Еще, если память не изменяет, после аварии на ЧАЭС в Гомельской области было заражение.Там, где уровень превышал 60мкР/ч, платили пособия, ну вроде как на молоко за вредность. В народе их прозвали - "гробовые".
Теперь еще можно посчитать.
При налете саннормы 90ч в месяц на дальнемагистральных самолетах летчик получает в 4-5 раз интенсивнее облучение, чем в Гомельской области. Но и "живет в небе" не круглыми сутками, а всего лишь трое суток в месяц. То есть, облучается в 2 раза меньше, чем житель зараженных участков Гомельской области. До "гробовых" не дотягивает, а пассажирам, летающим гораздо реже, вообще не стоит беспокоиться.

Tanita, радиация вообще никак не учитывается при выборе эшелона.
Летчики руководствуются РЛЭ (руководством по летной эксплуатации конкретного типа самолета).
Там есть таблицы, номограммы. В которых высота наивыгоднейшего эшелона в первую очередь зависит от расстояния полета.
Чем больше расстояние - тем выше эшелон.
Еще есть там обязательные для учета данные: полетная масса, температура относительно МСА (стандартной атмосферы).
Еще экипаж перед полетом и в полете учитывает струйные течения.
А радиация никак не учитывается. Да и в штатном оборудовании самолета такого прибора, измеряющего уровень радиации, просто нет.
 
Последнее редактирование:
Сейчас мне опять подчеркнут, что я чайник
А что в этом такого, если раздел для чайников?
Другое дело, что почитав форум специалистом не станешь, хотя в свете некоторых событий, начинаю сомневаться.
Андрей 65000, а бизнес-джеты, летающие на 14000 тоже только рлэ руководствуются или для них по другим соображениям эти эшелоны дают?
 
Не он, но рискну предположить. Биз-джеты тупо тяговооруженнее, дальнобойнее и быстрее, так что им выгоднее идти выше чтобы все эти плюсы реализовать. А борта класса 737 и 320, в отличие от конвэйра или 154 физически так высоко забраться не могут. Да и 154 вроде как крейсерски на 10к летал, потолком в 12к пользовался только при необходимости.
 
То есть исключительно рлэ получается.
 
То есть исключительно рлэ получается.
Хм. Вопрос курицы и яйца. Все-таки, в первую очередь, на какую дальность летит, какое движение, какая атмосфера, какой тип борта и на что он заточен. Я сомневаюсь, что ограничения по РЛЭ не дадут гольфстриму трюхать на эшелоне 10к в общем трафике на тех же 0,8, но сжигая больше горючки, мешаясь трафику и теряя время.
 
Я как раз и имела в виду общий трафик. Ну да, в целом получается вопрос про яйцо и курицу.
Не подумала сразу когда спросила.
 
из обсуждения пока что делаю вывод, что те обычные 737 и 320, на которых мне приходилось летать, не забирались на 12+ км, из идейных соображений? так что ли ?
 
Ну Airbus A320 имеет потолок 12000, так что даже идейно на 12+ не полетит.
Boeing 737- потолок 12500.
Мои воспоминания говорят, что я не запоминал такую информацию, но вроде поднимались до 11 или около того.
P.S. Тип ВС не помню, но летал и на 320, и на 737.
 
Реакции: SDA
Про радиацию. Везем вахту на севера. Эшелон 9100. На дворе средина ночи. В эфир выходит какой то маленький "свисток" из Швейцарии и докладывает, что идет на головокружительном эшелоне (гораздо выше на то время наших самых самых). Ну разве можно такое упустить?
Диалог в эфире между бортами:
- Тебе не страшно?
- А чего бояться?
- Радиации.
- Какой?
- Солнечной!
Пауза...
- Парни, какая солнечная радиация! Летим то ночью!
Общее веселье в эфире
 
Датчик радиации актуален был для Конкорда и Ту-144, плюс есть такая вещь как радиоактивная пыль, оставшаясяя в атмосфере после массовых атмосферных испытаний яо полвека назад. Не помню на какой высоте был пояс. По-маленьку рассеялось и распалось. Вроде как раз сверхзвуковики туда залетали.

Облучение в 300-350 мкР/ч для пакса вообще не проблема. Суммарно за 100 часов в год, например, набежит ну 30 мР. За год человек получает 80-300 мР просто от фона. То есть даже обсуждать нечего. Ниже всяких норм. Пилотам может и надо учесть как факт, но не более того.

Есть большое различие между показаниями радиометра от чисто излучения и показаниями на местности, зараженной нуклидами. Не будем вдаваться в особенности того, как датчики реагируют на разные виды излучений, а там есть о чем поговорить, важно другое. На загрязненной местности фон создается не космосом, а свежеприбывшими частицами, которые могут попасть с пылью в лёгкие (важный фактор опасности - прямой контакт), воду и пищу. Так что 60 мкР на грязной местности и от чистого источника - очень разные вещи, вопрос не в самих дозах внешнего облучения, а в рисках попадания грязи внутрь. Если 60 на местности от гранитного фундамента под почвой, то тогда да, сравнимо.
 
Всем добрый день!

Мой вылет сильно задержали, авиакомпания объясняет это форс-мажором, но я решил разобраться детальнее .
Получил ответ из Шереметьево, но не могу понять что написано "между строк".
"Органами управления воздушным движением в связи с гроховой деятельностью вводились интервалы по вылету воздушных судов:
- с 12 ч по метеоусловиям .. установлен 3-минутный интервал на взлет по всем направлениям
- с 14 ч по метеоусловиям .. установлен 5-минутный интервал на взлет по всем направлениям"


Плиз хелп - не хватает понимания тонкостей отрасли:
1. Что это за интервал: Период между взлетами с 1 ВПП? или период между взлетами с 1 аэропорта?
2. Какой обычный интервал на взлет в минутах у Шереметьево/аналогичного? (гугл подсказывает про 55 операций в час - правильно понимаю, что тогда стандартный интервал составляет 1 мин. Или я путаю теплое с мягким?)
3. Увеличение интервала до 3 мин, а через 2 часа до 5 мин - это сильно критично?
4. В ответе не указано до скольки действовали эти значения интервала с 14 ч... У требований есть период действия, например 1/2/5 часов? или они могут действовать бессрочно?
 
По поводу радиации хотел бы поставить многоточие.
Отделы академических институтов занимались изучением влияния "сверхмалых доз", и единой простой модели их воздействия на живые организмы нет.
Некоторым, включая высших приматов, идёт на пользу.
 
Номер ЧЛП указывают на маршрутной квитанции к электронному билету авиакомпании (Аэрофлот, S7 и др.), маршрутная квитанция подтверждает приобретение авиабилета.
Вот тут забавно описано про ЧЛП: https://tgrigorenko.livejournal.com/107782.html