А какая доза облучения за час полёта на высоте 13000 км?
В начале 90-х мне жена подарила дозиметр. И несколько лет я интересовался уровнем радиации, измерял прибором от ГО (гражданской обороны). Там в основе - счетчик Гейгера.
Для начала проверил все места в квартире, оказалось 12-16 мкР/час. Прекрасно!
А дальше, по высотам, было так: сначала радиация даже уменьшалась, на высоте 1км бывала примерно 10-12 мкР/ч.
Потом росла, конечно.
Промежуточные значения в наборе и на снижении, к сожалению, уже забылись, скажу то, что хорошо помню.
На высотах порядка 9км было около 150-200.
На высотах 10-11км 200 - 250.
Еще замечал, что при полетах за полярным кругом (Воркута, Норильск) нужно прибавлять еще 20 - 50.
А на южных наших широтах (Сочи, Астрахань) нужно отнимать 20-50.
Видимо, это связано с толщиной атмосферы (на полюсах она меньше, чем на экваторе) и высотой тропопаузы.
Высота тропопаузы на экваторе порядка 16км, на полярном круге порядка 9-10км зимой и 10-11км летом.
Более 300 мкР/ч не встречал никогда, но я летал не выше 11600м.
Насколько знаю, в открытом космосе (высоты более 1000км над Землей) уровень порядка 400 мкР/ч.
Еще, если память не изменяет, после аварии на ЧАЭС в Гомельской области было заражение.Там, где уровень превышал 60мкР/ч, платили пособия, ну вроде как на молоко за вредность. В народе их прозвали - "гробовые".
Теперь еще можно посчитать.
При налете саннормы 90ч в месяц на дальнемагистральных самолетах летчик получает в 4-5 раз интенсивнее облучение, чем в Гомельской области. Но и "живет в небе" не круглыми сутками, а всего лишь трое суток в месяц. То есть, облучается в 2 раза меньше, чем житель зараженных участков Гомельской области. До "гробовых" не дотягивает, а пассажирам, летающим гораздо реже, вообще не стоит беспокоиться.
Tanita, радиация вообще никак не учитывается при выборе эшелона.
Летчики руководствуются РЛЭ (руководством по летной эксплуатации конкретного типа самолета).
Там есть таблицы, номограммы. В которых высота наивыгоднейшего эшелона в первую очередь зависит от расстояния полета.
Чем больше расстояние - тем выше эшелон.
Еще есть там обязательные для учета данные: полетная масса, температура относительно МСА (стандартной атмосферы).
Еще экипаж перед полетом и в полете учитывает струйные течения.
А радиация никак не учитывается. Да и в штатном оборудовании самолета такого прибора, измеряющего уровень радиации, просто нет.