Не знаю, было тут или нет
Члену коллегии Военно-промышленной
комиссии Российской Федерации,
председателю Совета по авиастроению
коллегии Военно-промышленной комиссии
Российской Федерации
А.Ф. ЕЛЬЧАНИНОВУ
«РЕК Аэроспейс» от 10.11.2020 г.
О критической ситуации с нормативной правовой базой
создания и сертификации гражданской авиационной техники
Уважаемый Андрей Федорович!
По сообщениям СМИ
Монополии Аэрофлота пришел конец. Путин поддержал проект Борисова | Путин сегодня, проект вице-
премьера Борисова Ю.И. по активному внедрению отечественных самолетов в российские
авиакомпании поддержал Президент России Владимир Владимирович Путин.
В соответствии с представленным проектом, уже с 2021 года должен выйти в серию
среднемагистральный самолет МС-21. До 2036 года спрос на данный тип лайнера в России
оценивается в 700-800 единиц. Планируется, что мощность производства МС-21 — 70-
72 машины в год. Только это даст российской экономике +0.5% ВВП.
Ранее, Президент РФ Путин В.В. поддержал идею Минпромторга о разработке
уменьшенной, 75-местной, версии самолета Sukhoi Superjet 100, согласившись с выделением
на проект около 85 млрд руб, а также одобрил предложение о переориентации авиакомпании
Red Wings на использование исключительно российской авиационной техники с целью
отработки новой, эталонной модели организация сервиса и ремонта.
Грандиозность поставленных задач, в сочетании с повышенным вниманием
Президента РФ Путина В.В. к достижению поставленных целей, налагает особую
ответственность на руководителей авиационной промышленности всех уровней, а также на
Правительство РФ и его Аппарат управления за контроль исполнения и объективное и
своевременное информирование вице-премьера Борисова Ю.И., ответственного за
выполнение представленного Президенту Путину В.В. проекта, о всех возможных рисках
недостижения поставленных целей, последствиях таких рисков, а также мерах по
устранению или снижению возможных негативных последствий.
Как Вы, Андрей Федорович, хорошо знаете, на заседании Совета по авиастроению
Коллегии Военно-Промышленной Комиссии Российской Федерации, состоявшемся
19.02.2020 г. под Вашим председательством, мне, генеральному директору ООО «РЕК
Аэроспейс, было поручено выступить на тему "О рисках в области создания и сертификации
современной гражданской авиационной техники и путях их преодоления Российской
Федерацией".
С момента проведения заседания Совета по авиастроению, развитие событий только
усиливает убежденность, что главным риском недостижения целей проекта вице-премьера
Борисова Ю.И. является то, что решения по созданию и внедрению российских самолетов
в авиакомпании, принимаемые в интересах поддержки авиационной
промышленности, не сбалансированы, в достаточной степени, мерами по обеспечению
уровня безопасности отечественных самолетов, равному уровню безопасности
иностранных самолетов. В процессе выполнения «Государственной программы «Развитие
авиационной промышленности на 2013-2025 годы» не обеспечивается комплексный
сбалансированный подход ко всем составляющим Программы, в частности, решению такой
приоритетной задачи, как «совершенствование нормативной правовой базы
авиационной промышленности» не уделяется достаточных внимания и объемов
финансирования.
Проблемы с российской нормативной правовой базой (НПБ) создания и
сертификации авиационной техники (АТ) в полной мере проявляются в ситуации с
самолетом типа RRJ-95, поставка которых в авиакомпании и эксплуатация продолжаются,
невзирая на отсутствие окончательного отчета комиссии по расследованию катастрофы
самолета RA-89098 в аэропорту Шереметьево 09.05.2019 г., жертвами которой стали 41
человек. Опубликованный на сайте МАК
Расследования авиационных происшествий и инцидентов | МАК
05-05-2019/ «Предварительный отчет по результатам расследования авиационного
происшествия с самолетом RRJ-95 RA-89098» содержит информацию о том, что
непосредственной причиной гибели людей стал пожар, вызванный утечкой топлива, из-за
разрушения основных опор шасси, из крыльевых баков в количестве, достаточном для
появления опасности пожара, как это определяется требованиями п. 25.721 авиационных
правил.
Как указано в п. 1.18.13 Предварительного отчета, комиссия по расследованию АП
продолжает исследование вопроса по соответствии конструкции самолета требованиям п.
25.721 авиационных правил, относящегося к конструктивным мерам по недопущению
утечек топлива в количестве, достаточном для появления опасности пожара в случае
разрушения стоек ООШ из-за превышения расчетных нагрузок на стойки шасси. В отчете
изложено версия компании разработчика о соответствии конструкции сертификационным
требованиям, полученным на основе анализ безопасности от утечки топлива из кессона
крыла при разрушении ООШ, выполненного расчетными исследованиями путем
моделирования процесса разрушения ООШ при превышении расчетных нагрузок на стойки
шасси.
В настоящее время вопрос соответствия конструкции самолета требованиям пункта
25.721 поставлен под сомнение публикацией на сайте МАК сообщения
https://makiac.
org/press-tsentr/arkhiv-za-2020-god/117481/ «О завершении расследования авиационного
происшествия с самолетом RRJ-95 RA-89011», произошедшего в аэропорту Якутск 09.10.18
г. (за 7 месяцев до катастрофы в аэропорту Шереметьево) , в ходе которого произошла утечка
топлива при разрушении ООШ в количестве, достаточном для возникновения пожара. АП в
Якутске произошло при наезде самолетом, выкатившемся за пределы ВПП на ступеньку
высотой примерно 40 см на скорости 50 км/ч. Вблизи вытекающего топлива не оказалось
источника его возможного возгорания (повезло), и трагедия отодвинулась на 7 месяцев до
момента грубой посадки в Шереметьево.
В окончательном отчете о расследовании АП в Якутске показано, что, несмотря на
неоднократные попытки моделирования произошедшей ситуации посредством
математических моделей, использованных для доказательства соответствия авиационным
правилам при сертификации, подтвердить идентичность модели поведению реальной
конструкции не удалось. Результаты моделирования не выявили разрушения топливных
баков, которые реально имели место. Следовательно, доверять в полной мере мнению
компании разработчика о том, что пожар в Шереметьево не вызван несоответствием
конструкции самолета требованиям п. 25.721 авиационным правилам, нельзя.
Учитывая, что грубая посадка в Шереметьево была не первой в истории эксплуатации
самолетов RRJ-95 (например, в отчете по расследованию упомянут случай грубой посадки
самолета RA-95032 с вертикальной перегрузкой около 4 g, в результате которой были
разрушены предохранительные штифты правой основной опоры шасси), что возможно,
может быть связано с перечисленными в отчете повторяющимися случаями отказов системы
управления самолетом с переходом в режим «минимальный (Direct mode)», создающий
сложности пилотам на этапе посадки, очевидно, что необходимо провести анализ ситуации
с уровнем безопасности полетов самолетов RRJ с тем, чтобы убедиться, что внедрение
самолетов этого типа в российские авиакомпании не явятся миной замедленного действия,
подложенной под проект, представленный вице-премьером Борисовым Ю.И. Результаты
анализа, по нашему мнению, следует распространить и на самолет МС-21, чтобы избежать в
будущем возникновения проблем, аналогичным имеющимся проблемам с самолетами RRJ.
Информация, приведенная в документе «Окончательный отчет по результатам
расследования авиационного происшествия с самолетом RRJ-95 (модель RRJ-95B) RA-89011
АО «Авиакомпания Якутия», свидетельствует, что типовая конструкция самолета RRJ-95
первоначально была сертифицирована АР МАК 28.01.2011 на соответствие российским
авиационным правилам и стандартам с учетом ряда требований норм EASA, но затем,
постоянно дорабатывалась, чтобы соответствовать, во все большей степени, требованиям
EASA и зарубежным стандартам, не принятым официально в России. В сфере НПБ в России
«господствует смешенье языков – французского с нижегородским», как пророчески написал
А.С. Грибоедов в «Горе от ума».
Такой же подход к проектированию и сертификации применяется в настоящее время
и к самолету МС-21. Из-за значительного отставания российской НПБ создания и
сертификации АТ, никто сегодня не может сказать, по каким документам создается и
сертифицируется надежда российского авиастроения, в конструкцию которого заложено
значительное число инноваций. Официально утвержденные в России стандарты и
авиационные правила не позволяют создавать лайнеры такого уровня с приемлемым
уровнем безопасности полетов.
Союз авиапроизводителей (САП) проявил инициативу и запросил компании
авиапромышленности представить перечень зарубежных стандартов, сертификационных
требований, методов соответствия, циркуляров, которые «по-партизански» используются на
свой страх и риск разработчиками АТ, с намерением их узаконить. Перечень документов,
включенных в заявки компаний, представленные в САП, составляет примерно 500 таких
документов. Неясно, кто и как их переводит на русский язык, трактует, отслеживает
изменения, обеспечивает взаимодействие заложенных в них требований.
Письмо генеральному директору САП Горбунову Е.А. с нашими предложениями
приведено в приложении.
В качестве подтверждения настоятельной необходимости принятия мер по
исправлению ситуации, сложившейся с НПБ создания и сертификации АТ, ниже, приводится
рекомендация комиссии по расследованию авиационных происшествий с самолетом RRJ-95
(модель RRJ-95B) RA-89011 АО «Авиакомпания Якутия»:
«Росавиации, как уполномоченному органу по сертификации
5.34. Рассмотреть целесообразность:
− разработки процедур, устанавливающих порядок разработки и введения в действие
документов (циркуляров), описывающих приемлемые методы определения соответствия
(МОС) образцов авиационной техники применимым к ним требованиям Норм летной
годности.
− разработки МОС для установления соответствия требованиям п. 25.721 и п.
25.963(e), гармонизированных с актуальными действующими AMC EASA и AC FAA.
− о создании рабочей группы с участием представителей промышленности,
отраслевых профильных институтов и сертификационных центров для реализации
настоящего пункта рекомендаций».
Прошу Вас поддержать наши предложения и направить их в Росавиацию и
Минпромторг России для оценки рисков, связанных с внедрение российских самолетов в
авиакомпании и принятия необходимых мер по снижению уровня этих рисков.
Приложение: Письмо генеральному директору САП Горбунову Е.А. (от 05.10.2020 г.
№ 0042/20), на 6 листах.
С уважением,
Генеральный директор А . В . Я в к и н
И я с ним согласен.
UPD не согласен только, что директ мод создает сложности. Денис вон посадил, говорит проблем нет. Проблема значит в другом.