Н И А
Старожил
3. Козление (отскок) происходит за счет упругой реакции шасси - в данном случае самолет совершенно точно не имел подъемной силы равной весу.Тут на соседнем форуме всплыл интересный отчет по аварии Боинга-777 Бритиш Эйрвэйз в Хитроу 17 января 2008 г.
В конце рейса из Пекина при приближении к Хитроу двигатели начали терять тягу (какая-то проблема с подачей топлива). Перед самой ВПП тяга упала настолько, что скорость стала меньше скорости сваливания и самолет буквально упал на землю из-за недостатка подъемной силы.
К счастью, падение произошло уже за оградой аэропорта. Из-за мокрого мягкого грунта перегрузка при падении было всего 2.9. Тем не менее, самолет отскочил от земли и упал еще раз и проскользил по земле то торца ВПП. Самолет был поврежден до неремонтируемого состояния, был разлив топлива, стойки подломились, топливный бак в кессоне крыла был поврежден. Пожара не было, один пассажир (из 136) получил серьезную травму.
Отчет здесь:
В отчете подробно разбирается момент с параграфом 25.721(а). Например стр. 29
Посмотреть вложение 675460
Разбор идет в разделе 2.13.
Заключение невнятное, но, судя по рекомендациям комиссии, конструкция крепления шасси признана не соответствующей требованиям ЕАСА (у ФАА таких требований нет). Другая интерпретация текста - конструкция соответствует, но в ограниченных условиях эксплуатации.
Очень интересны Приложения (Appendix J, Appendix H, Appendix K).
Мои комментарии после не очень внимательного прочтения отчета.
1. Наше обсуждение здесь было в верном направлении.
2. Время разрушения шасси играет ключевую роль в процессе разрушения. Если бы Боинг приземлился на бетон, то время было бы близко к нашим 55 мс, все могло пойти (у Боинга) как предполагали конструкторы.
3. Козление (отскок) происходит за счет упругой реакции шасси - в данном случае самолет совершенно точно не имел подъемной силы равной весу.
4. Расследователи считают, что шасси разрушились (частично) при первом ударе (здесь было два удара). Это "частично" - класс - понимай как хочешь.
5. Оправданий, что самолет на рассчитан на второй удар, я не увидел.
6. Я бы интерпретировал Рекомендации как подтверждение соответствия. Тогда и случай с Суперджетом в Якутске законно признается "не сертификационным" (но при этом дефект конструкции никуда не исчезает).
Короче, этот отчет - хороший пример разбора происшествия. Рекомендую ознакомиться.
====
Подробнее можно, о чём это?