Специализированные бирки для маркировки сдаваемого багажа на международных авиалиниях
Согласно п.15.2. , по состоянию на 1983 г. помимо номерных багажных бирок и бирок "В кабину" на международных авиалиниях также применялись бирки "VIP", "Group Movement", "Rush", а также именные адресные бирки. К началу 1990-х гг. к ним были добалены бирки "Business"/"First Class", "Limited Release" и "Transfer".
Именные адресные бирки предназначены для установления имени, адреса и телефона владельца найденного, невостребованного или засланного багажа. До появления именных адресных бирок имя владельца багажа указывалось
в поле "фамилия" багажных бирок. 15 декабря 1972 г. была введена в действие 741-я резолюция IATA "Passenger Name and Address Label", определяющая формат именной адресной бирки, прикрепляемой к багажу в дополнение к багажной бирке. При оформлении багажа бирки-наклейки выдаются пассажирам с тем, чтобы те сами заполнили их и наклеили не только снаружи, но и изнутри каждого багажного места, поэтому на листе с бирками содержится по два стикера:
Бирки "RUSH" предназначены для оформления досылки найденного/невостребованного/засланного багажа (организация работы с таким багажом описана в пункте 5.21 ):
Номерные бирки "Багаж экипажа" ("CREW TAG") применялись на международных авиалиниях при оформлении сдаваемого багажа членов экипажа. Судя по наличию в конце номера характерных горизонтальных полосок, которые также имелись и у обычных
багажных бирок 1980-х гг., экземпляр на фото снизу относится к тому же периоду:
Бирки ограниченной ответственности ("LIMITED RELEASE") предназначены для оформления багажа с условием ограниченной ответственности перевозчика(ов), когда к перевозке принимается сдаваемый багаж: хрупкий, скоропортящийся, повреждённый, зарегистрированный в последнюю минуту, неупакованный должным образом, превышающий допустимые размеры по массе и объему, а также ручная кладь, превышающая допустимые размеры для перевозки в салоне самолёта. Бирки ограниченной ответственности появились у Аэрофлота к концу 1980-х гг. - до их появления отметка о состоянии багажа ставилась на обычной номерной багажной бирке (из НОМП ГА-83):
"5.23.1. Если пассажир заявляет о повреждении багажа, необходимо проверить наличие отметки "DAMAGED" в билете или на багажной бирке, указывающей на принятие багажа к перевозке в поврежденном состоянии в пункте отправления. При наличии такой отметки претензия отклоняется. Если такой отметки не имеется, то необходимо заполнить PIR или стандартную форму Акта о повреждении багажа (DBR)". Единственная из известных бирок ограниченной ответственности Аэрофлота СССР относится к 1989 г.:
Далее речь пойдёт об отличительных бирках, которые использовались для выделения багажных мест, которые должны загружаться в ВС таким образом, чтобы по прибытии их выгрузка производилась в первую очередь, а в некоторых случаях - и с особой осторожностью. Отличительные бирки - "зеркальные", т. е. на обеих сторонах у них изображено одно и то же.
Бирки "Групповое движение" ("GROUP MOVEMENT") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к багажным биркам для обозначения и выделения багажа, принадлежащего группам пассажиров. Для сортировки багажа групп пассажиров по пунктам назначения, как и в случае с багажными бирками, использовались бирки разных цветов. Судя по логотипу, бирки этого вида появились ещё до обновления эмблемы Аэрофлота в 1973 г.:
Далее - бирка "GROUP" 1980-х гг., выпущенная западногерманской типографией "Bartsch International" (см. логотип "rb"). "555" - 3-значный код-префикс Аэрофлота в системе IATA, который был использован вместо двухбуквенного кода "SU", что нехарактерно для бирок:
Бирки "Особо важный пассажир" ("VIP") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к багажным биркам для обозначения багажа пассажиров, проходящих регистрацию на рейс и посадку в самолёт отдельно от остальных пассажиров. Цитата из (подробнее об обслуживании VIP - в п. 5.7.):
"Сотрудники группы VIP осуществляют регистрацию пассажиров и обработку багажа, каждое место которого оформляется дополнительно отличительной биркой "VIP"; "багаж особо важных пассажиров (VIP) оформляется отдельной сопроводительной документацией и сдаётся под ответственность бригадиру бортпроводников. Загрузка багажа осуществляется в салон (при возможности) или в багажно-грузовой отсек с таким расчетом, чтобы багаж можно было разгрузить первым после прилета"; "обслуживание пассажиров VIP после прилета предусматривает встречу у трапа воздушного судна, сопровождение в специально предназначенное для их обслуживания помещение. По окончании прохождения всех формальностей после прилёта и погрузки багажа в транспорт пассажиры VIP приглашаются к выходу".
Бирки "Первый класс"/"Бизнес-класс"("FIRST CLASS"/"BUSINESS") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к обычным багажным биркам для обозначения багажа пассажиров, следующих в салонах соответствующих классов. Разделение салонов на первый и туристический классы существовало на международных рейсах Аэрофлота с тех пор, как в 1956 г. на линии вышел Ту-104.
В апреле 1988 г. у Аэрофлота появился промежуточный бизнес-класс. Таким образом, бирки "FIRST CLASS" начали использоваться на международных авиалиниях Аэрофлота не ранее 1984 г. (они не были упомянуты в НОМП ГА-83), а "BUSINESS" - не ранее 1988 г.:
Бирки "Хрупкий багаж"/"Не бросать" ("FRAGILE") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к обычным багажным биркам для обозначения хрупкого багажа:
Бирки "Трансфер" ("TRANSFER") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к штрихкодовым багажным биркам в целях обозначения багажа трансферных пассажиров. Трансферный пассажир - тот, который прибыл в аэропорт (пункт) трансфера одним рейсом и продолжает полёт другим рейсом того же или иного перевозчика. До начала 1990-х гг. багаж трансферных пассажиров можно было выделить из всего багажа по навешенным номерным багажным биркам: на прямых рейсах использовались
кодовые бирки, а при трансферных перевозках -
бескодовые (трансферные). В начале 1990-х гг. на некоторых рейсах из Шереметьево-2 помимо номерных бирок начали использоваться штрихкодовые багажные бирки
рукописного и
машинописного заполнения, которые внешне уже не различались в зависимости от вида перервозки, поэтому при использовании таких бирок для выделения трансферного багажа стала необходима дополнительная бирка "Трансфер":