Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)

Модератор темы: Freddy
Продолжение обзоров по наиболее значимым артефактам Аэрофлота, собранным за 10-летие существования этой темы. На 113-й странице размещены обзоры основных билетов внутренних и международных авиалиний, а также чартерных, служебных, депутатских, воинских, студенческих авиабилетов; на 114-й - обзоры багажных квитанций, квитанций платного багажа, квитанций и ордеров разных сборов, квитанций доплаты за гостиницу, квитанций и жетонов камер хранения, квитанций доплаты за мягкое кресло, посадочных талонов и багажных бирок.


Бирки "Ручная кладь"
В советский период существовало 2 варианта оформления багажа к перевозке: как сдаваемый багаж и как багаж на руках / ручная кладь. Сдаваемый багаж оформлялся на международных авиалиниях, а также на внутрисоюзных рейсах магистральных газотурбинных самолётов и перевозился в изолированных от пассажиров багажных отсеках ВС. Перевозка багажа на руках практиковалась на внутрисоюзных рейсах поршневых самолётов и вертолётов, а также ближнемагистральных газотурбинных самолётов: после оформления весь багаж оставался на руках у пассажиров, доставлялся ими в самолёт и размещался на полках багажных отделений. При оформлении к перевозке сдаваемого багажа сначала применялись безномерные бирки, а с 1955 г. - номерные бирки с отрывными талонами; а при оформлении багажа на руках тоже сначала применялись безномерные бирки, а с 1961 г. - бирки "Ручная кладь".
Бирки "Ручная кладь" практически полностью повторяли по содержанию предшествовавшие им безномерные бирки, за исключением того, что на них было добавлено уведомление "пассажиров просим самим заботиться о сохранности ручной клади и других личных вещей" и было убрано поле для указания номера квитанции на ручную кладь. Бирки "Ручная кладь" использовались на местных авиалиниях, где эксплуатировались поршневые самолёты и вертолёты, а также на линиях союзного значения в случае выполнения рейсов поршневыми Ил-14. На фотографиях снизу - бирки формы К-10 для поршневых самолётов и вертолётов (слева направо): 1) начала 1960-х гг., 2) 1-й половины 1960-х гг., 3) 2-й половины 1960-х гг. и 4)1970-х гг.:


В 1962 г. на линии вышли ближнемагистральные турбовинтовые Ан-24, а в 1968 г. - ближнемагистральные турбореактивные Як-40, на рейсах которых также оформлялся багаж на руках. Для данных типов ВС был создан вариант бирки "Ручная кладь" без указания "для поршневых самолётов и вертолётов". Слева - бирка 1960-х гг., справа - 1970-х-1980-х гг.:



Бирки "В кабину"
На международных рейсах, а также на внутрисоюзных рейсах магистральных газотурбинных самолётов пассажир также мог перевозить при себе ручную кладь, только её вес был ограничен 5 кг. - вещи сверх этого лимита оформлялись как сдаваемый багаж. В удостоверение того, что ручная кладь взвешена и принята к перевозке в салоне самолёта на неё навешивали бирку "В кабину". В отличие от бирок "Ручная кладь", на обратной стороне бирок "В кабину" не было полей для указания имени пассажира и веса багажного места, так как салонная ручная кладь не сдавалась в багажное отделение и её вес, как правило, не превышал лимит в 5 кг. Так как бирки "В кабину" использовались не только на внутрисоюзных, но и на международных авиалиниях, текст уведомления на обратной стороне бирки был как на русском, так и на английском языках. На фото - бирка "В кабину" образца конца 1950-х - 1960-х гг.:


Далее - именная бирка "В кабину" необычного вида: по-видимому, это спецвыпуск для оформления ручной клади особо важных пассажиров, которые проходили отдельную регистрацию и посадку в салон. На обратной стороне бирки указаны сразу два контактных лица, адрес первого из которых был напечатан при изготовлении бирки, а второго - проставлен штампом перед поездкой: предположительно это делалось на случай потери ручной клади за рубежом или на территории СССР - чтобы найденная вещь была передана одному из указанных на бирке лиц:


К 1970-м гг. бирки "В кабину" были оформлены в едином стиле с новыми бирками "Ручная кладь", текст на их обратной стороне не изменился. В 1970-е гг. бирки "В кабину" данного вида применялись уже только на внутрисоюзных рейсах, а к середине 1980-х гг. вся ручная кладь, перевозившаяся на внутренних авиалиниях (салонная и багаж на руках), оформлялась с использованием бирок "Ручная кладь" (из РБП-85): "8.5.15. Бирка "Ручная кладь" является документом, дающим право на перевозку незарегистрированного багажа (ручной клади) в салоне воздушного судна или в багажном отделении воздушного судна".


В начале 1970-х гг. на международных авиалиниях началось применение бирок "В кабину" особого вида: они отличались от внутрисоюзных наличием на обратной стороне полей для указания фамилии пассажира, аэропорта назначения и номера рейса - эти поля предусматривались общемировым стандартом бирок "Cabin" для установления владельца ручной клади, оставленной в салоне ВС, либо на территории аэропорта. Первое время на международных бирках "В кабину" имелось указание класса салона, в котором перевозилась ручная кладь:


К 1975 г. международные бирки "В кабину" обрели свой окончательный вид: на них была помещена эмблема "Аэрофлот - Soviet Airlines", исчезло указание класса салона, а на обратной стороне бирки появилось изображение, указывавшее, что ручную кладь запрещается размещать в салоне на полках для верхней одежды, головных уборов и т. п. - по правилам перевозки тех лет ручная кладь размещалась либо под креслом, либо на руках у пассажира, либо в специально отведённом месте салона ВС:
 
Специализированные бирки для маркировки сдаваемого багажа на международных авиалиниях
Согласно п.15.2. , по состоянию на 1983 г. помимо номерных багажных бирок и бирок "В кабину" на международных авиалиниях также применялись бирки "VIP", "Group Movement", "Rush", а также именные адресные бирки. К началу 1990-х гг. к ним были добалены бирки "Business"/"First Class", "Limited Release" и "Transfer".

Именные адресные бирки предназначены для установления имени, адреса и телефона владельца найденного, невостребованного или засланного багажа. До появления именных адресных бирок имя владельца багажа указывалось в поле "фамилия" багажных бирок. 15 декабря 1972 г. была введена в действие 741-я резолюция IATA "Passenger Name and Address Label", определяющая формат именной адресной бирки, прикрепляемой к багажу в дополнение к багажной бирке. При оформлении багажа бирки-наклейки выдаются пассажирам с тем, чтобы те сами заполнили их и наклеили не только снаружи, но и изнутри каждого багажного места, поэтому на листе с бирками содержится по два стикера:


Бирки "RUSH" предназначены для оформления досылки найденного/невостребованного/засланного багажа (организация работы с таким багажом описана в пункте 5.21 ):


Номерные бирки "Багаж экипажа" ("CREW TAG") применялись на международных авиалиниях при оформлении сдаваемого багажа членов экипажа. Судя по наличию в конце номера характерных горизонтальных полосок, которые также имелись и у обычных багажных бирок 1980-х гг., экземпляр на фото снизу относится к тому же периоду:


Бирки ограниченной ответственности ("LIMITED RELEASE") предназначены для оформления багажа с условием ограниченной ответственности перевозчика(ов), когда к перевозке принимается сдаваемый багаж: хрупкий, скоропортящийся, повреждённый, зарегистрированный в последнюю минуту, неупакованный должным образом, превышающий допустимые размеры по массе и объему, а также ручная кладь, превышающая допустимые размеры для перевозки в салоне самолёта. Бирки ограниченной ответственности появились у Аэрофлота к концу 1980-х гг. - до их появления отметка о состоянии багажа ставилась на обычной номерной багажной бирке (из НОМП ГА-83): "5.23.1. Если пассажир заявляет о повреждении багажа, необходимо проверить наличие отметки "DAMAGED" в билете или на багажной бирке, указывающей на принятие багажа к перевозке в поврежденном состоянии в пункте отправления. При наличии такой отметки претензия отклоняется. Если такой отметки не имеется, то необходимо заполнить PIR или стандартную форму Акта о повреждении багажа (DBR)". Единственная из известных бирок ограниченной ответственности Аэрофлота СССР относится к 1989 г.:


Далее речь пойдёт об отличительных бирках, которые использовались для выделения багажных мест, которые должны загружаться в ВС таким образом, чтобы по прибытии их выгрузка производилась в первую очередь, а в некоторых случаях - и с особой осторожностью. Отличительные бирки - "зеркальные", т. е. на обеих сторонах у них изображено одно и то же.

Бирки "Групповое движение" ("GROUP MOVEMENT") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к багажным биркам для обозначения и выделения багажа, принадлежащего группам пассажиров. Для сортировки багажа групп пассажиров по пунктам назначения, как и в случае с багажными бирками, использовались бирки разных цветов. Судя по логотипу, бирки этого вида появились ещё до обновления эмблемы Аэрофлота в 1973 г.:


Далее - бирка "GROUP" 1980-х гг., выпущенная западногерманской типографией "Bartsch International" (см. логотип "rb"). "555" - 3-значный код-префикс Аэрофлота в системе IATA, который был использован вместо двухбуквенного кода "SU", что нехарактерно для бирок:


Бирки "Особо важный пассажир" ("VIP") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к багажным биркам для обозначения багажа пассажиров, проходящих регистрацию на рейс и посадку в самолёт отдельно от остальных пассажиров. Цитата из (подробнее об обслуживании VIP - в п. 5.7.): "Сотрудники группы VIP осуществляют регистрацию пассажиров и обработку багажа, каждое место которого оформляется дополнительно отличительной биркой "VIP"; "багаж особо важных пассажиров (VIP) оформляется отдельной сопроводительной документацией и сдаётся под ответственность бригадиру бортпроводников. Загрузка багажа осуществляется в салон (при возможности) или в багажно-грузовой отсек с таким расчетом, чтобы багаж можно было разгрузить первым после прилета"; "обслуживание пассажиров VIP после прилета предусматривает встречу у трапа воздушного судна, сопровождение в специально предназначенное для их обслуживания помещение. По окончании прохождения всех формальностей после прилёта и погрузки багажа в транспорт пассажиры VIP приглашаются к выходу".


Бирки "Первый класс"/"Бизнес-класс"("FIRST CLASS"/"BUSINESS") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к обычным багажным биркам для обозначения багажа пассажиров, следующих в салонах соответствующих классов. Разделение салонов на первый и туристический классы существовало на международных рейсах Аэрофлота с тех пор, как в 1956 г. на линии вышел Ту-104. В апреле 1988 г. у Аэрофлота появился промежуточный бизнес-класс. Таким образом, бирки "FIRST CLASS" начали использоваться на международных авиалиниях Аэрофлота не ранее 1984 г. (они не были упомянуты в НОМП ГА-83), а "BUSINESS" - не ранее 1988 г.:


Бирки "Хрупкий багаж"/"Не бросать" ("FRAGILE") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к обычным багажным биркам для обозначения хрупкого багажа:


Бирки "Трансфер" ("TRANSFER") - отличительные бирки, прикрепляемые дополнительно к штрихкодовым багажным биркам в целях обозначения багажа трансферных пассажиров. Трансферный пассажир - тот, который прибыл в аэропорт (пункт) трансфера одним рейсом и продолжает полёт другим рейсом того же или иного перевозчика. До начала 1990-х гг. багаж трансферных пассажиров можно было выделить из всего багажа по навешенным номерным багажным биркам: на прямых рейсах использовались кодовые бирки, а при трансферных перевозках - бескодовые (трансферные). В начале 1990-х гг. на некоторых рейсах из Шереметьево-2 помимо номерных бирок начали использоваться штрихкодовые багажные бирки рукописного и машинописного заполнения, которые внешне уже не различались в зависимости от вида перервозки, поэтому при использовании таких бирок для выделения трансферного багажа стала необходима дополнительная бирка "Трансфер":
 
Последнее редактирование:
С наступающим Новым годом!







Две следующие открытки обычных многотиражных выпусков 1966 и 1969 гг., но на их внутренних разворотах имеются надпечатки, сделанные по заказу Аэрофлота:






40 лет минуло:


Новогодние открытки: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
 
Форма Аэрофлота? Свой духовой оркестр??

А что здесь удивительного? В советское время оркестры были на многих предприятиях. А в Магадане находилось управление ГА. Они тем более должны были иметь его.
 
Талон сбора за предварительное бронирование места

Талон на бланке образца 1973 г. - такие талоны применялись как минимум до 1982 г.

Талон на бланке без указания датировки:



Талон на бесплатную перевозку ребёнка до 5 лет
Талон на бесплатную перевозку ребёнка до 5 лет (форма Д-1) был безномерным перевозочным документом и давал право провоза ребёнка без предоставления отдельного места. Из правил перевозки 1980-х гг.: "3.3.2. Пассажир может провезти бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет без предоставления ребенку отдельного места. Другие следующие с пассажиром дети в возрасте до 5 лет, а также дети в возрасте от 5 до 12 лет провозятся по детским билетам с предоставлением отдельного места." Каждый талон был действителен только на один рейс, поэтому если в ходе перевозки имелись пересадки, сразу оформлялось соответствующее количество талонов. Левая часть талона на ребёнка предназначалась для пассажира, а правая - для перевозчика; обратная сторона документа была чистой. Бланки талонов выпускались на местных типографиях, среди множества разновидностей известен даже бланк, напечатанный с помощью пишущей машинки:

Евпатория, 1988 г. (бланк с наиболее поздней указанной датой выпуска):

Минск:

Москва:

Николаев, 1974 г. (бланк с наиболее ранней указанной датой выпуска):

Республика Коми:

Сочи:

Туринск, 1982 г. (разновидность названия: "талон на бесплатный проезд ребёнка"):

Ужгород:

Якутск:

Издательство "ИРД", 1978 г. (использован на рейсе из Донецка):

Бланк неизвестного населённого пункта, напечатанный на пишущей машинке:



Квитанция за предварительный заказ авиабилета по телефону
На фото, похоже, квитанция 1979 г.:



Талон/квитанция комиссионного сбора за оформление авиабилета
Комиссионным сбором называется плата агенту-посреднику за осуществление коммерческой операции, сделки, обычно исчисляемая в процентах от суммы сделки.
По правилам 1960-х гг. комиссионный сбор за оформление авиабилета не был фиксированным и взыскивался только при приобретении билетов вне аэропорта:
По правилам 1980-х гг. комиссионный сбор за оформление авиабилета был фиксированным и взыскивался вне зависимости от места приобретения билета:

До конца 1950-х гг. оплата комиссионного сбора при покупке авиабилета удостоверялась штампом на бланке билета, в 1959 г. в левом верхнем углу бланка авиабилета появилась графа для указания взысканной суммы комиссионного сбора, а в 1980-е гг. при приобретении билетов через некоторых агентов пассажирам выдавались талоны комиссионного сбора. Так, если авиабилет приобретался в автовокзале, пассажиру выдавался талон Минавтотранса РСФСР:

Квитанция комиссионного сбора за оформление авиабилета без указания агента:
 
Талон сбора за доставку багажа
На фото снизу - 2 талона "за доставку багажа" и билет с той поездки (1966 г.). Судя по штампам на билете, пассажир проходил процедуру регистрации на рейс в ленинградском городском аэровокзале на Невском проспекте, 7/9 ("Ленгораэровокзале") - к перевозке было принято 2 места сданного багажа, за доставку каждого из которых от гораэровокзала к самолёту был уплачен сбор по 20 копеек:

Городские аэровокзалы имелись практически в каждом городе СССР - они задумывались с целью снижения нагрузки на аэропортовые аэровокзалы. В гораэровокзале пассажиры проходили стандартную процедуру регистрации на рейс и оформления багажа, после чего их доставляли на "спецавтобусах" из города прямо к трапу самолёта.
В московском городском аэровокзале пассажирам выдавались билеты с заголовками "на провоз багажа в автобусе", "багажный", "багаж":



Талон аэропортового сбора
Аэропортовый сбор — плата аэропорту за стоянку и обслуживание воздушного судна, за работу персонала на стойке регистрации, за работу грузчиков и заправщиков, за обслуживание взлётно-посадочной полосы и т. п. Как правило, данный сбор включён в стоимость авиабилета - в этом случае его оплачивает перевозчик. Если аэропортовый сбор не включён в стоимость авиабилета, его оплачивает пассажир при регистрации на рейс.
В 1960-е гг. и в начале 1970-х гг. талоны аэропортового сбора Аэрофлота прикрепляли к авиабилетам пассажиров некоторых иностранных авиакомпаний на рейсах из международных аэропортов СССР (тогда таковыми являлись Москва-Шереметьево, Ленинград, Киев, Симферополь, Ереван, Ташкент, Иркутск, Хабаровск):

Талон аэропортового сбора Аэрофлота, прикреплённый к авиабилету румынской авиакомпании "Tarom" (1967 г.):

Талон аэропортового сбора с рейса Москва-Каир (1972 г.): к тому году на бланке талона был обновлён логотип Аэрофлота, номера перестали наноситься с использованием цветной типографской краски, корешок талона стал вытянутым по вертикали. Тем не менее, серия выпуска продолжала указываться тем же сочетанием букв, что и у талона на предыдущем фото - "ТУМ":



Талон на получение бесплатного прохладительного напитка
Такие талоны выдавались пассажирам зарубежных рейсов в случае продолжительной задержки вылета:

Талон из аэропорта Гаваны (Куба, середина 1980-х гг.):



Талон на посадку в такси
В 1970-е-1980-е гг. авиапассажирам предоставлялась платная услуга по заказу такси прямо во время полёта: бортпроводники оформляли талоны на внеочередную посадку в легковой таксомотор - в аэропорту прибытия пассажиры предъявляли эти талоны диспетчерам такси и отправлялись в город. Известно несколько видов талонов на посадку в такси:

1. На рижском и харьковском талонах изображены, соответственно, самолёты Ил-62 в окраске конца 1960-х-начала 1970-х гг. и Ту-134 в предсерийной окраске 1960-х гг., а также таксомоторы ГАЗ-24. На бланках этого вида имелись поля для указания даты, номера рейса и для подписи бортпроводника. Также на талонах присутствовало уведомление, что диспетчер такси вернёт пассажиру рубль, уплаченный бортпроводнику при оформлении заказа:

2. На лицевой стороне киевского талона 1970-х гг. справа от памятника гетману Сагайдачному изображён бориспольский аэровокзал, над которым пролетает Як-40 в окраске конца 1960-х-начала 1970-х гг. У бланка имелись отрывные корешки с указанием даты и номера рейса, однако отсутствовало поле для подписи бортпроводника и не было уведомления о возвращении пассажиру уплаченного рубля:

3. Ещё один харьковский талон - с фотографией аэровокзала этого города. Этот талон - номерной, без каких-либо полей для заполнения, на его обратной стороне размещена информация для пассажира с указанием суммы уплачиваемого бортпроводнику комиссионного сбора и упоминанием, что данная услуга предоставляется пассажирам не только воздушных, но также железнодорожных и автобусных рейсов:
 
Последнее редактирование:
Городские аэровокзалы имелись практически в каждом городе СССР
Мне кажется, тут Вы погорячились. Наличие таких аэровокзалов было, скорее, исключением, нежели правилом. В 79-80-е я был в большинстве городов от Владивостока до Новосибирска включительно, но городской аэровокзал знаю только в Алма-Ата.
 

Из СНиП 2.07.01-89: "В городах, обслуживаемых аэропортами с пассажиропотоком не менее 2 млн. чел. в год, следует создавать городские аэровокзалы, а в остальных случаях - агентства воздушных сообщений или пункты отправления и прибытия авиапассажиров."

Мне попадалось довольно много печатных материалов, в которых упоминались гораэровокзалы разных городов - вот некоторые, что попались под руку:








Томский городской аэровокзал (1954, архитектор М. Бренфо): О стране :: Турагентство "Вокруг света"
Калининградский городской аэровокзал ( пл.Калинина3/2 ): Об утверждении комплексного плана по санитарной охране территории г.Калининграда от завоза особоопасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений на 1995-1998гг (фактически утратило силу), Постановление Администрации городского округа "Город Калининград" Калининградской области от 16 февраля 1995 года №250
в 1965 году в городе Петрозаводске открылся городской аэровокзал (ныне – агентство воздушных сообщений ОАО «Кола-Тавс»): Хроника исторических событий: 20 июня (2). Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
1965 год, 5 августа во Владивостоке открылся городской аэровокзал с большим залом ожидания, помещением для приёма и регистрации багажа, камерой хранения и другими службами. К 80-летию Приморского края: Хасанские события 1938 года, приезд Жака Дюкло, селекционное достижение СССР пшеница «Приморская-14»…
 
Последнее редактирование:
В городах, обслуживаемых аэропортами с пассажиропотоком не менее 2 млн
Вот это может быть. Во Владивостоке никогда не было городского аэровокзала, по крайней мере, сколько я себя помню, но агентство воздушных сообщений было. Однако, никаких других услуг, кроме продажи билетов оно не оказывало. Правда, оттуда ходили экспрессы в аэропорт, но только до аэровокзала, до самолётов они не довозили.
 
Последнее редактирование:
Томский городской аэровокзал (1954, архитектор М. Бренфо):
В Томске никогда не было городского аэровокзала. А в приведенной ссылке вообще информация о вокзале в Брюсселе.А вот Агентство воздушных сообщений было и есть до сих пор в том же здании..