Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)

Модератор темы: Freddy
Талон сбора за предварительное бронирование места
Из "Правил применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР" (ППТ-84):
§ 63. За каждое предварительно бронированное место на перевозку от аэропорта пересадки или аэропорта обратного следования, указанное в билете пассажира, с отдельных граждан, организаций, учреждений, предприятий (в том числе при групповых перевозках) взимается сбор в размере 50 коп.
Если по маршруту следования имеется несколько пересадок и производится бронирование мест на полет от этих аэропортов, установленный сбор взимается за каждое забронированное место на полет от каждого аэропорта.
Сбор за бронирование взимается независимо от формы бронирования (через автоматизированную систему бронирования мест, в счет постоянной брони и брони по запросу на полет от аэропорта пересадки или обратного вылета и т.д.).
Этот сбор взимается также при продаже билетов на перевозку начальными рейсами от других городов (населенных пунктов).

Талон на бланке образца 1973 г. - такие талоны применялись как минимум до 1982 г.

Талон на бланке без указания датировки:



Талон на бесплатную перевозку ребёнка до 5 лет
Талон на бесплатную перевозку ребёнка до 5 лет (форма Д-1) был безномерным перевозочным документом и давал право провоза ребёнка без предоставления отдельного места. Из правил перевозки 1980-х гг.: "3.3.2. Пассажир может провезти бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет без предоставления ребенку отдельного места. Другие следующие с пассажиром дети в возрасте до 5 лет, а также дети в возрасте от 5 до 12 лет провозятся по детским билетам с предоставлением отдельного места." Каждый талон был действителен только на один рейс, поэтому если в ходе перевозки имелись пересадки, сразу оформлялось соответствующее количество талонов. Левая часть талона на ребёнка предназначалась для пассажира, а правая - для перевозчика; обратная сторона документа была чистой. Бланки талонов выпускались на местных типографиях, среди множества разновидностей известен даже бланк, напечатанный с помощью пишущей машинки:

Евпатория, 1988 г. (бланк с наиболее поздней указанной датой выпуска):

Минск:

Москва:

Николаев, 1974 г. (бланк с наиболее ранней указанной датой выпуска):

Республика Коми:

Сочи:

Туринск, 1982 г. (разновидность названия: "талон на бесплатный проезд ребёнка"):

Ужгород:

Якутск:

Издательство "ИРД", 1978 г. (использован на рейсе из Донецка):

Бланк неизвестного населённого пункта, напечатанный на пишущей машинке:



Квитанция за предварительный заказ авиабилета по телефону
Из "Правил применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР" (ППТ-84):
§ 59. За предварительный заказ билета (места) в агентстве (аэропорту) гражданской авиации, в том числе по телефону, при условии получения билета самим пассажиром в агентстве (аэропорту) взимается сбор в размере 50 коп. за каждый заказанный билет в прямом и отдельно в обратном направлении. При заказе группового билета этот сбор взимается с каждого пассажира.
Под предварительным приемом заказа билетов в этих случаях понимается организация групп приема предварительных заказов непосредственно от населения по телефону или лично. Заказанные билеты доставляются по адресу, указанному пассажиром (за дополнительную плату), или продаются в специальных кассах агентства в согласованный с пассажиром срок.
На фото, похоже, квитанция 1979 г.:



Талон/квитанция комиссионного сбора за оформление авиабилета
Комиссионным сбором называется плата агенту-посреднику за осуществление коммерческой операции, сделки, обычно исчисляемая в процентах от суммы сделки.
По правилам 1960-х гг. комиссионный сбор за оформление авиабилета не был фиксированным и взыскивался только при приобретении билетов вне аэропорта:
§ 5. Комиссионный сбор при продаже билетов
Главным управлением ГВФ установлен единый для всех подразделений ГВФ комиссионный сбор. Размер комиссионного сбора зависит от стоимости билета. При цене билета свыше 10 руб. комиссионный сбор взимается в размере 35 коп.; при цене билета от 3 до 10 руб. – 15 коп.; при цене билета до 3 руб. комиссионный сбор не взыскивается. Взыскание комиссионного сбора производится в случае продажи билета вне аэропорта (в агентствах, на железнодорожных станциях и т.д.). Комиссионный сбор взыскивается с пассажиров, приобретающих билеты за наличный расчет, по безналичному расчету и по воинским требованиям. С работников ГВФ, едущих по служебным билетам, комиссионный сбор не взимается
По правилам 1980-х гг. комиссионный сбор за оформление авиабилета был фиксированным и взыскивался вне зависимости от места приобретения билета:
§ 51. При продаже билетов на воздушный транспорт независимо от места продажи взимается комиссионный сбор за оформление перевозки с каждого пассажира в размере 50 коп. при цене билета 5 руб. и выше. При цене билета до 5 руб., в том числе льготного (если тариф со скидкой составляет менее 5 руб.), комиссионный сбор не взимается.

До конца 1950-х гг. оплата комиссионного сбора при покупке авиабилета удостоверялась штампом на бланке билета, в 1959 г. в левом верхнем углу бланка авиабилета появилась графа для указания взысканной суммы комиссионного сбора, а в 1980-е гг. при приобретении билетов через некоторых агентов пассажирам выдавались талоны комиссионного сбора. Так, если авиабилет приобретался в автовокзале, пассажиру выдавался талон Минавтотранса РСФСР:

Квитанция комиссионного сбора за оформление авиабилета без указания агента:
 
Реклама
Талон сбора за доставку багажа
На фото снизу - 2 талона "за доставку багажа" и билет с той поездки (1966 г.). Судя по штампам на билете, пассажир проходил процедуру регистрации на рейс в ленинградском городском аэровокзале на Невском проспекте, 7/9 ("Ленгораэровокзале") - к перевозке было принято 2 места сданного багажа, за доставку каждого из которых от гораэровокзала к самолёту был уплачен сбор по 20 копеек:

Городские аэровокзалы имелись практически в каждом городе СССР - они задумывались с целью снижения нагрузки на аэропортовые аэровокзалы. В гораэровокзале пассажиры проходили стандартную процедуру регистрации на рейс и оформления багажа, после чего их доставляли на "спецавтобусах" из города прямо к трапу самолёта.
В московском городском аэровокзале пассажирам выдавались билеты с заголовками "на провоз багажа в автобусе", "багажный", "багаж":



Талон аэропортового сбора
Аэропортовый сбор — плата аэропорту за стоянку и обслуживание воздушного судна, за работу персонала на стойке регистрации, за работу грузчиков и заправщиков, за обслуживание взлётно-посадочной полосы и т. п. Как правило, данный сбор включён в стоимость авиабилета - в этом случае его оплачивает перевозчик. Если аэропортовый сбор не включён в стоимость авиабилета, его оплачивает пассажир при регистрации на рейс.
В 1960-е гг. и в начале 1970-х гг. талоны аэропортового сбора Аэрофлота прикрепляли к авиабилетам пассажиров некоторых иностранных авиакомпаний на рейсах из международных аэропортов СССР (тогда таковыми являлись Москва-Шереметьево, Ленинград, Киев, Симферополь, Ереван, Ташкент, Иркутск, Хабаровск):

Талон аэропортового сбора Аэрофлота, прикреплённый к авиабилету румынской авиакомпании "Tarom" (1967 г.):

Талон аэропортового сбора с рейса Москва-Каир (1972 г.): к тому году на бланке талона был обновлён логотип Аэрофлота, номера перестали наноситься с использованием цветной типографской краски, корешок талона стал вытянутым по вертикали. Тем не менее, серия выпуска продолжала указываться тем же сочетанием букв, что и у талона на предыдущем фото - "ТУМ":



Талон на получение бесплатного прохладительного напитка
Такие талоны выдавались пассажирам зарубежных рейсов в случае продолжительной задержки вылета:
Из "Наставления по организации международных перевозок в гражданской авиации СССР" (НОМП ГА-83):
5.14.11. Пассажирам по истечении одного часа задержки предлагаются прохладительные напитки, а при задержке более трех часов - питание в зависимости от времени суток.

Талон из аэропорта Гаваны (Куба, середина 1980-х гг.):



Талон на посадку в такси
В 1970-е-1980-е гг. авиапассажирам предоставлялась платная услуга по заказу такси прямо во время полёта: бортпроводники оформляли талоны на внеочередную посадку в легковой таксомотор - в аэропорту прибытия пассажиры предъявляли эти талоны диспетчерам такси и отправлялись в город. Известно несколько видов талонов на посадку в такси:

1. На рижском и харьковском талонах изображены, соответственно, самолёты Ил-62 в окраске конца 1960-х-начала 1970-х гг. и Ту-134 в предсерийной окраске 1960-х гг., а также таксомоторы ГАЗ-24. На бланках этого вида имелись поля для указания даты, номера рейса и для подписи бортпроводника. Также на талонах присутствовало уведомление, что диспетчер такси вернёт пассажиру рубль, уплаченный бортпроводнику при оформлении заказа:

2. На лицевой стороне киевского талона 1970-х гг. справа от памятника гетману Сагайдачному изображён бориспольский аэровокзал, над которым пролетает Як-40 в окраске конца 1960-х-начала 1970-х гг. У бланка имелись отрывные корешки с указанием даты и номера рейса, однако отсутствовало поле для подписи бортпроводника и не было уведомления о возвращении пассажиру уплаченного рубля:

3. Ещё один харьковский талон - с фотографией аэровокзала этого города. Этот талон - номерной, без каких-либо полей для заполнения, на его обратной стороне размещена информация для пассажира с указанием суммы уплачиваемого бортпроводнику комиссионного сбора и упоминанием, что данная услуга предоставляется пассажирам не только воздушных, но также железнодорожных и автобусных рейсов:
 
Последнее редактирование:
491212
491213


Посадочный талон а/п Одесса
Посадочные талоны а/п Донецк и Запорожье (конец 70-х)
Посадочный талон а/п Львов
Посадочный талон а/п Заводское (Симферополь)
Посадочный талон а/п Полтава
Посадочный талон Московский городской аэровокзал - а/п Быково
Посадочный талон Московский городской аэровокзал - а/п Внуково
Посадочный талон Московский городской аэровокзал - а/п Домодедово
Посадочный талон а/п Пулково
Посадочный талон а/п Таллин
Посадочный талон а/п Ростов-на-Дону, 1951 г.
Посадочный талон а/п Быково, 1970

711280


711281


711282


711283
 
Городские аэровокзалы имелись практически в каждом городе СССР
Мне кажется, тут Вы погорячились. Наличие таких аэровокзалов было, скорее, исключением, нежели правилом. В 79-80-е я был в большинстве городов от Владивостока до Новосибирска включительно, но городской аэровокзал знаю только в Алма-Ата.
 
Мне кажется, тут Вы погорячились. Наличие таких аэровокзалов было, скорее, исключением, нежели правилом. В 79-80-е я был в большинстве городов от Владивостока до Новосибирска включительно, но городской аэровокзал знаю только в Алма-Ата.

Из СНиП 2.07.01-89: "В городах, обслуживаемых аэропортами с пассажиропотоком не менее 2 млн. чел. в год, следует создавать городские аэровокзалы, а в остальных случаях - агентства воздушных сообщений или пункты отправления и прибытия авиапассажиров."

Мне попадалось довольно много печатных материалов, в которых упоминались гораэровокзалы разных городов - вот некоторые, что попались под руку:
711421


711422


711424


711425


Томский городской аэровокзал (1954, архитектор М. Бренфо): О стране :: Турагентство "Вокруг света"
Калининградский городской аэровокзал ( пл.Калинина3/2 ): Об утверждении комплексного плана по санитарной охране территории г.Калининграда от завоза особоопасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений на 1995-1998гг (фактически утратило силу), Постановление Администрации городского округа "Город Калининград" Калининградской области от 16 февраля 1995 года №250
в 1965 году в городе Петрозаводске открылся городской аэровокзал (ныне – агентство воздушных сообщений ОАО «Кола-Тавс»): Хроника исторических событий: 20 июня (2). Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
1965 год, 5 августа во Владивостоке открылся городской аэровокзал с большим залом ожидания, помещением для приёма и регистрации багажа, камерой хранения и другими службами. К 80-летию Приморского края: Хасанские события 1938 года, приезд Жака Дюкло, селекционное достижение СССР пшеница «Приморская-14»…
 
Последнее редактирование:
В городах, обслуживаемых аэропортами с пассажиропотоком не менее 2 млн
Вот это может быть. Во Владивостоке никогда не было городского аэровокзала, по крайней мере, сколько я себя помню, но агентство воздушных сообщений было. Однако, никаких других услуг, кроме продажи билетов оно не оказывало. Правда, оттуда ходили экспрессы в аэропорт, но только до аэровокзала, до самолётов они не довозили.
 
Последнее редактирование:
Томский городской аэровокзал (1954, архитектор М. Бренфо):
В Томске никогда не было городского аэровокзала. А в приведенной ссылке вообще информация о вокзале в Брюсселе.А вот Агентство воздушных сообщений было и есть до сих пор в том же здании..
 
...но городской аэровокзал знаю только в Алма-Ата.
Был, да весь вышел... Здание осталось, большие буквы с надписью "Аэровокзал" на нем тоже остались, но внутри там теперь уже много лет находится куча бутиков по продаже сотовых телефонов и аксессуаров к ним.
 
Да, знаю, увы. В 18-м имел счастье лицезреть остатки былой роскоши. Но то, что он вообще сохранился - уже хорошо.
Да, я помню Ваше повествование о пребывании в Алма-Ате. Особенно запомнился выбор месторасположения гостиницы, в которой Вы проживали - на пр.Рыскулова, если не ошибаюсь. Неужели в таком большом городе не было более приемлемых с точки зрения цена-качество-транспортная доступность вариантов?
 
Реклама
В Новосибирске Гоголя, 3 - это был в современном понимании ЦАВС.

И оттуда ходил автобус до Толмачево. И говорят, даже багаж какое-то время сдавали прямо на Гоголя... Тема нераскрытая.

Вот тут фото есть Городской аэровокзал Новосибирска 1960х

711729
 
Неужели в таком большом городе не было более приемлемых с точки зрения цена-качество-транспортная доступность вариантов?
Как говорится, дела давно минувших дней... Тема подзабылась, но, фактически, да, так оно и было. Ничего более приемлемого найти тогда не удалось. Наш бюджет на проживание составлял порядка 2 т./день. Хостелы мы отмели, и всё, что удалось найти приличного в центре за эти деньги - гостиница "Туркестан" у Зелёного базара, но там 1) не было завтрака, 2) не улыбалось жить рядом с такой клоакой, как рынок. Так что пришлось брать на Рыскулова.
 
ТГ: Secret History

Рекламный буклет Аэрофлота для иностранцев 1967 года, рекламирующий перелеты по маршруту Нью-Йорк-Москва и Москва-Токио.

На буклете указаны расценки за первый и туристический класс, а также обещание “настоящей русской кухни” с черной икрой и “лучшей водкой”.
Обратите внимание на курс рубля к доллару!

711886
 
Freddy,
711906
Фото этого талона из моей коллекции.Хочу рассказать его историю.Я случайно увидел этот лот на одном из аукционов и обалдел,дело в том что на нем стоит подпись моей жены.Конечно он тут же выкуплен.Жена отлетала 11 лет стюардессой в Ла УГА.
 
Пакетики для авторучек выдавались пассажирам для предотвращения порчи вещей чернилами.
Из памяток для пассажиров периода 1960-х гг.:
711984

В памятках 1950-х гг. пассажирам советовалось просто не заправлять авторучки перед вылетом, а к началу 1970-х гг. упоминание о протекающих авторучках исчезло из памяток.

Пакетик для авторучки с рейса Москва-Лондон 1959 г.:
711986


1960-е гг.:
711985


Упаковка пакетиков для авторучек (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=20201805):
711993



Пакетики для столовых приборов:
Приборы для пассажиров эконом. класса,на сленге бортпроводников "тройки"...
711988


Как утверждает форумчанин Пассажир Ту-144, этот пакетик с рейса Москва-Ташкент или Ташкент-Москва на Ил-86 1989 г. ИМХО, судя по оформлению, пакетик скорее из 1950-1960-х гг., нежели из 1980-х гг. ( фото вилок и ножей для внутренних рейсов 1980-х гг.):
711989


Комплект 1980-х гг.:
712026


Комплект для международных рейсов 1980-х гг. (фото вилки и ложки из него - здесь):
712025


Пакетик с токийского рейса:
711991
 
Последнее редактирование:
Как только давление в салоне начинало падать,так родимые весь запас чернил в карман и сливали.Так что пакетики выручали.Бывало что и шариковые ручки тоже этим грешили.
 
31 января 1962 г.с началом рейсов SU-045/046 открылась 24 по счёту международная авиалиния Аэрофлота Москва—Ташкент—Дели (Индия)—Рангун (Бирма)—Джакарта (Индонезия):
158262543413807774.jpg


1 февраля 1962 г. самолёт Аэрофлота впервые пересёк Экватор во время выполнения регулярного пассажирского рейса (ниже на фото - свидетельство о пересечении Экватора с самого 1-го рейса):
712209


Значок перелетевшему Экватор:
712210


Посадочный талон на рейс SU-046 Джакарта-Москва (следующие 5 артефактов - из коллекции коллеги Fleng):
712211

712212


Билет с рейса SU-045 Москва-Джакарта 31.07.1962 г., использованный всего спустя полгода после открытия этой авиалинии:


Рекламная листовка с расписанием рейсов SU-045/046:
712213


Два свидетельства о пересечении Экватора с рейсов SU-045 Москва-Джакарта 1962 и 1963 гг.:
712214


К лету 1964 г. рейсы из Москвы в Джакарту выполнялись уже по двум маршрутам: по вышеупомянутому - Москва—Ташкент—Дели—Рангун—Джакарта (SU-045/046), а также по новому маршруту Москва—Ташкент—Карачи(Пакистан)—Коломбо(Шри-Ланка)—Джакарта (SU-061/062). Посадочный талон на фото снизу был использован на рейсе SU-062 из Джакарты в Москву (учитывая, что маршрут полёта не пролегал ни через Дели, ни через Рангун, упоминавшиеся на лицевой стороне бланка, такие посадочные талоны выдавались в Джакарте):
712217

712218


Памятный значок Москва-Джакарта:
712215


Плакат середины 1960-х гг.:
712216


К июню 1965 г. у рейса SU-045/046 промежуточная посадка была уже не в Дели, а в Карачи, так что показанные выше бланки посадочных талонов применялись до этого срока. Карта маршрутов в Юго-Восточную Азию и реклама 1966 г.:


В 1968 г. рейсы снова стали выполняться через Дели, по маршруту Москва—Дели—Сингапур—Джакарта, но теперь на Ил-62. В 1974 г. начались рейсы на Ил-62М по маршруту Москва—Дели—Бангкок—Сингапур—Джакарта. В конце 70-х годов, из-за охлаждения советско-индонезийских отношений, самолёты Аэрофлота перестали летать в Джакарту. Рейсы туда возобновились в начале 90-х: Ил-62М летал по маршруту Москва — Дубай — Куала-Лумпур — Джакарта, в 99-м – аэробус А-310 полгода летал в Джакарту через Мумбай (Бомбей).




Freddy, а что в итоге стало с ручками? Это была болезнь наливных перьевых ручек?

Я выложил всё, что мне известно по теме.

Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.) | Страница 112 | Авиационный форум AVIAFORUM.RU
Вопрос - почему в этом посте есть ссылки на газеты других УГА, но ссылки никуда не ведут?

Просто с момента размещения сообщения изменился формат прямых ссылок на вложения форума (это, кстати, происходило уже множество раз) - исправил, теперь изображения доступны для просмотра.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Назад