Недавно на Ebay выставляли на торги ранее не встречавшийся вид билета Аэрофлота образца 1943 г.:
До этой находки линейка известных бланковых билетов Аэрофлота СССР выглядела следующим образом:
Наиболее ранние известные бланки датируются 1935 годом - на них изображён АНТ-9, один из первых советских многоместных пассажирских самолётов. Такие бланки выпускались на типографии Гознака вплоть до 1940 г., причём в разных цветовых вариантах.
С 1940 г. на билетах Аэрофлота изображался самолёт ПС-84 (1939 г.). Несмотря на появление таких бланков известно немало случаев применения в годы войны бланков предыдущего вида.
В 1943 г. наряду с бланками предыдущих 2-х видов применялись бланки как в шапке данного поста. Они выпускались на типографии Аэрофлота - по-видимому, это было связано с высокой загруженностью типографии Гознака в годы войны.
К 1945 г. появился новый вид бланкового билета Аэрофлота, у которого в значительной мере изменился формат: денежная сетка располагается слева, отсутствуют признаки наличия контрольных талонов, на обратной стороне не приведены правила перевозки, не указан год выпуска и типография изготовления (судя по внешним признакам, такие бланки продолжали выпускаться на типографии Аэрофлота).
В 1947 г. бланки билетов Аэрофлота вновь стали выпускаться на типографии Гознака. Теперь на билетах стал изображаться самолёт Ил-12, эксплуатация которого началась 1 июня того же года. На обратной стороне бланков вновь стали печататься правила перевозки, типография изготовления и год выпуска.
В 1949 г. эмблему Аэрофлота и надпись "Аэрофлот СССР" выровняли по центру бланка.
В 1952 г. сменилось изображение Ил-12.
В 1954 г. с бланков временно исчезло изображение самолёта. Это был последний год использования на внутренних и международных авиалиниях Аэрофлота одинаковых бланков билетов.
В 1955 г. на международных авиалиниях Аэрофлота стали применяться
билеты-книжки формата IATA ("Пассажирский билет и багажная квитанция") на русском и на английском языках, а на внутренних авиалиниях продолжилось использование билетов вышерассмотренного формата. С этого года на международных билетах печатался заголовок "Аэрофлот СССР", а на внутренних - просто "Аэрофлот".
В 1957 г. на бланках стал изображаться Ту-104, первый реактивный самолёт Аэрофлота.
В 1959 г. на внутренних авиалиниях Аэрофлота стали использоваться билеты, объединённые с багажной квитанцией в один бланк.
В 1961 г. была произведена диверсификация форм билетов для разных случаев применения: появились билеты на прямые рейсы и рейсы с пересадками, взрослые и детские, билеты для линий большой и малой протяжённости.
В 1964 г. изменился цвет билетов - в таком виде (хотя и с незначительными изменениями) бланки печатлись до 1980 г.
Параллельно с билетами, заполнявшимися от руки, с 1972 г. применялись билеты СИстемы РЕзервирования На Авиалиниях (СИРЕНА), которые заполнялись с использованием печатного устройства.
В 1980 г. появились универсальные бланки билетов, вид которых (детский/льготный/служебный и т.д.) стал указываться в соответствующем поле билета. Такие билеты имели всего 2 разновидности: на прямые рейсы и на рейсы с пересадками. Тем не менее, известно немало случаев применения билетов специализированных форм 1970-х гг. и в 1980-е гг.
Билет СИРЕНА c 1980 г. выглядел так:
Билет СИРЕНА-2 c 1985 г. выглядел так:
Более подробно с историей отечественных авиабилетов можно ознакомиться в
детальном обзоре А.Орлова.