Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нем неправильно. Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Артефакты советского Аэрофлота (старые билеты, бирки и т.д.)
Недавно на Ebay выставляли на торги ранее не встречавшийся вид билета Аэрофлота образца 1943 г.:
До этой находки линейка известных бланковых билетов Аэрофлота СССР выглядела следующим образом:
Наиболее ранние известные бланки датируются 1935 годом - на них изображён АНТ-9, один из первых советских многоместных пассажирских самолётов. Такие бланки выпускались на типографии Гознака вплоть до 1940 г., причём в разных цветовых вариантах.
С 1940 г. на билетах Аэрофлота изображался самолёт ПС-84 (1939 г.). Несмотря на появление таких бланков известно немало случаев применения в годы войны бланков предыдущего вида.
В 1943 г. наряду с бланками предыдущих 2-х видов применялись бланки как в шапке данного поста. Они выпускались на типографии Аэрофлота - по-видимому, это было связано с высокой загруженностью типографии Гознака в годы войны.
К 1945 г. появился новый вид бланкового билета Аэрофлота, у которого в значительной мере изменился формат: денежная сетка располагается слева, отсутствуют признаки наличия контрольных талонов, на обратной стороне не приведены правила перевозки, не указан год выпуска и типография изготовления (судя по внешним признакам, такие бланки продолжали выпускаться на типографии Аэрофлота).
В 1947 г. бланки билетов Аэрофлота вновь стали выпускаться на типографии Гознака. Теперь на билетах стал изображаться самолёт Ил-12, эксплуатация которого началась 1 июня того же года. На обратной стороне бланков вновь стали печататься правила перевозки, типография изготовления и год выпуска.
В 1949 г. эмблему Аэрофлота и надпись "Аэрофлот СССР" выровняли по центру бланка.
В 1952 г. сменилось изображение Ил-12.
В 1954 г. с бланков временно исчезло изображение самолёта. Это был последний год использования на внутренних и международных авиалиниях Аэрофлота одинаковых бланков билетов.
В 1955 г. на международных авиалиниях Аэрофлота стали применяться билеты-книжки формата IATA ("Пассажирский билет и багажная квитанция") на русском и на английском языках, а на внутренних авиалиниях продолжилось использование билетов вышерассмотренного формата. С этого года на международных билетах печатался заголовок "Аэрофлот СССР", а на внутренних - просто "Аэрофлот".
В 1957 г. на бланках стал изображаться Ту-104, первый реактивный самолёт Аэрофлота.
В 1959 г. на внутренних авиалиниях Аэрофлота стали использоваться билеты, объединённые с багажной квитанцией в один бланк.
В 1961 г. была произведена диверсификация форм билетов для разных случаев применения: появились билеты на прямые рейсы и рейсы с пересадками, взрослые и детские, билеты для линий большой и малой протяжённости.
В 1964 г. изменился цвет билетов - в таком виде (хотя и с незначительными изменениями) бланки печатлись до 1980 г.
Параллельно с билетами, заполнявшимися от руки, с 1972 г. применялись билеты СИстемы РЕзервирования На Авиалиниях (СИРЕНА), которые заполнялись с использованием печатного устройства.
В 1980 г. появились универсальные бланки билетов, вид которых (детский/льготный/служебный и т.д.) стал указываться в соответствующем поле билета. Такие билеты имели всего 2 разновидности: на прямые рейсы и на рейсы с пересадками. Тем не менее, известно немало случаев применения билетов специализированных форм 1970-х гг. и в 1980-е гг.
Freddy, меня смутил билет 1943 года, не уверен в его аутентичности. Жаль, что не подержать его в руках.
В частности - зачем там написано ‘мест 22’ и ‘разрешено’. Что именно разрешено? И зачем на билете ставить колич мест в самолете
Freddy, меня смутил билет 1943 года, не уверен в его аутентичности. Жаль, что не подержать его в руках.
В частности - зачем там написано ‘мест 22’ и ‘разрешено’. Что именно разрешено? И зачем на билете ставить колич мест в самолете
Есть такое предположение: "мест 22" может означать, что билет групповой, на указанное количество мест. По второму вопросу: билет был выдан 26 мая 1945 г., при этом дата вылета в нём не была указана, а пометка "разрешено" была поставлена спустя почти 2 месяца - на основании этого можно сделать предположение, что это билет на открытую дату вылета: когда пришло время, обладатель билета обратился в агентство Аэрофлота повторно, чтобы уточнить возможную дату вылета - она и была вписана в билет другим билетным кассиром.
В коллекции Госкаталога Музейного фонда РФ, наконец, появились фото билетов на бланке первой половины 1930-х гг. От бланка 2-й половины 1930-х гг. этот отличается заголовком в шапке: "СССР-Аэрофлот-Трансавиация". Из книги М. Волкова "Управление в области гражданской авиации СССР" (1971 г.): "25 февраля 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял решение об образовании Главного управления Гражданского воздушного флота при СНК СССР. Организация ГУГВФ и его органов на местах строилась по функциональной системе. В состав ГУГВФ входили самостоятельные объединения и тресты, состоящие на хозрасчете. Руководство воздушными линиями осуществляло объединение Трансавиация; материально-техническое снабжение – Снабаэрофлот; производство и ремонт самолетов и двигателей было возложено на Граждавиапром; капитальное строительство осуществлял Граждавиастрой; проектирование и строительство дирижаблей – Дирижаблестрой. Из системы Нарком-зема в ГУГВФ была передана Сельхозавиация." :
Для сравнения, фото бланка 1935 г. с изменённым заголовком в шапке. Из книги М. Волкова: "19 мая 1934 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, предусматривающее ликвидацию функциональной системы управления подчиненными органами ГВФ и образование территориальных управлений. В результате перестройки были ликвидированы тресты и объединения: Трансавиация и местные управления воздушных линий; Всесоюзный трест сельскохозяйственной и лесной авиации – Сельхозавиация; местные управления Сельхозавиации; Всесоюзный трест Граждавиастрой и его местные органы. Вместо ликвидированных органов было образовано 12 территориальных управлений ГВФ, осуществляющих эксплуатацию всех видов гражданской авиации и гражданского воздухоплавания и действующих на началах хозрасчета: Московское, Северное, Украинское, Среднеазиатское, Казахское, Азово-Черноморское, Кавказское, Волжское, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное."
Кроме того, в Госкаталоге обнаружился авиабилет на раннем бланке Полярной Авиации ГУСМП (1938 г.). Из "Воздушного кодекса СССР" 1935 г.: "68. Регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты могут совершаться только воздушно-транспортными предприятиями (воздушными линиями) Главного Управления Гражданского Воздушного Флота, а в районе деятельности Главного Управления Северного Морского Пути - и воздушными линиями названного управления." 3 января 1960г. Полярная Авиация ГУСМП СССР была передана в ведение ГУ ГВФ.
Из "Воздушного кодекса" 1935 г.: "70. Договор воздушной перевозки удостоверяется перевозочным документом, выдаваемым воздушно-транспортным предприятием. Перевозочным документом является: по перевозке пассажиров - билет, по перевозке грузов - грузовая квитанция, по перевозке багажа - багажная квитанция." По состоянию на середину 1930-х гг. авиабилет имел обозначение "форма № 1", багажная квитанция - "форма № 2", грузовая квитанция - "форма № 3" (см. "Сборник приказов, правил и инструкций ГУ ГВФ СССР по коммерческой эксплуатации" 1937 г.).