Фотография снизу сделана на
северо-западной окраине аэродрома и подписана
"Центральный аэродром им. Л. Д. Троцкого" - это название аэродром носил с 1923 по 1926 гг. Здание со шпилем на заднем плане - бывший
Летний павильон офицерского собрания авиашколы МОВ - к моменту съёмки его крышу и шпиль перекрасили из белого цвета в тёмные тона. Ангары справа, скорее всего, были построены в 1920-е гг. или чуть раньше -
на фотографии 1-го первомайского парада РККА 1918 г. на этом месте нет ничего, кроме тента для самолётов. На переднем плане - британский истребитель "Martinsyde F.4 Buzzard", прибывший для испытаний на Научно-опытный аэродром в 1924 г. (F.4 были закуплены для замены в ВВС РККА устаревших истребителей «Ньюпор» типов 17, 21, 23 и 24):
В 1930 г. рядом с бывшим павильоном офицерского собрания началось строительство большого аэровокзала, которое завершилось уже к ноябрю 1931 г.:
Ангары, указанные стрелками на предыдущем снимке, на фотографии начала 1920-х гг.:
Как
было упомянуто ранее, в 1924-1930 гг. мастерские "Добролёта" по ремонту самолётов находились за пределами территории аэродрома - между переулками Красноармейским и Лазовским (сейчас это улицы Степана Супруна и Константина Симонова):
К 1930 г. Добролёт
построил новые мастерские на территории аэродрома (они находились по тому же адресу, что и аэровокзал - Ленинградское шоссе, 55):
В 1931г. эти мастерские Добролёта были преобразованы в Центральную авиаремонтную базу ГВФ (ЦАРБ), которая в 1932г. стала ремонтным заводом №89 ГВФ им. Гольцмана (c 1938г. - им. Водопьянова). Ангары ЦАРБ ГВФ/завода №89 (
фото из журнала "СССР на стройке", 1932 г.):
В 1936 г. поблизости от завода №89 расположилась одна из 2-х площадок завода №240 ГВФ (её адрес - Ленинградское шоссе, 55А; вторая площадка завода находилась по адресу ул. Красноармейская, 17 - на месте первых мастерских Добролёта 1924-1930 гг.). 1 марта 1940г. завод № 240 ГВФ с обеими площадками был передан из ГУГВФ в НКАП и стал опытной базой ОКБ В.Г. Ермолаева. В 1941г. из ГУГВФ в НКАП был передан и завод № 89, который был влит в состав завода № 1 НКАП в качестве филиала. Уже осенью 1941 г. завод №1 был эвакуирован в Куйбышев - на площадке бывшего завода №89 с декабря 1941 по май 1942г. размещались фронтовые авиамастерские № 84, с мая 1942г.на базе реммастерских был организован ремонтный завод при Главремуправлении НКАП, в июне 1942 г. завод получил исходный номер и стал называться "ГС завод № 89 6ГУ НКАП".
В апреле 1942г. в Москву было реэвакуировано ОКБ С.В. Ильюшина - его разместили на заводе № 240
в бывшем "Доме Добролёта" на Красноармейской, 17, а приаэродромная площадка завода №240 ненадолго стала опытной базой ОКБ. Уже в июле 1942г. приаэродромная площадка завода № 240 была передана ОКБ Ермолаева и преобразована в опытный завод № 134 НКАП - для работ на аэродроме заводу №240 выделили один из ангаров завода №89.
Ил-8 на заводских испытаниях в конце 1943 г. (на заднем плане - выделенный заводу №240 ангар завода №89):
Территория заводов НКАП №№ 89, 134 и 240 на немецкой аэрофотосъёмке 1942 г.:
В июле 1944г. завод № 89 был ликвидирован - на его площадку был перебазирован завод № 482 НКАП, при котором работал филиал ОКБ-22 В.М. Мясищева. ОКБ-22 была передана часть оборудования и личного состава завода № 89, заводу № 240 были переданы 50% рабочих и ангар завода № 89, а заводу № 134 - большая часть оборудования, корпус «Г» и некоторая часть личного состава завода № 89.
После смерти Ермолаева, в марте 1945г. завод № 134 НКАП был передан в качестве опытной базы образованному ОКБ П.О. Сухого. В конце 1949г. завод №134 был полностью переведён в Тушино, а все здания предприятия на Центральном аэродроме были переданы НИИ-2 МАП.
20 февраля 1946г. был ликвидирован филиал ОКБ В.М. Мясищева при заводе № 482, после чего завод № 482 со всем оборудованием и личным составом был передан заводу № 240 гл. конструктора С.В. Ильюшина.
Фото опытного самолёта Ил-18, совершившего первый полёт 17 августа 1946 г. (на показанном выше
снимке с воздуха 1932 г. этот ангар - крайний слева):
В 1966г. завод №240 получил название ММЗ «Стрела», с 1977г. – ММЗ им. С.В. Ильюшина, в 1992г. – Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина. Снимок 1966 г.:
13 декабря 1957 г. часть Ленинградского шоссе стала Ленинградским проспектом - по-видимому, тогда же поменялась нумерация зданий. В частности, корпуса завода №240, находившиеся по адресу Ленинградское шоссе, 55, получили адрес Ленинградский проспект, 45г. Комплекс задний по адресу ул. Викторенко, 7 (в левом верхнем углу снимка) - это бывшая территория завода № 134, в 1949 г. переданная НИИ-2 МАП (теперь - ФГУП"ГОСНИИАС"), когда-то эти здания также находились по адресу Ленинградское шоссе, 55:
Адреса основных корпусов авиакомплекса им. С.В. Ильюшина:
Ленинградский просп., 45г корпус 10д - ангар авиамастерских Добролёта 1930 г., сохранившийся до наших дней (ближний к западному крылу аэровокзала 1931 г.)
Ленинградский просп., 45г корпус 35 - цех статических испытаний, построенный в 1967 г.
Ленинградский просп., 45г корпус 46 - главный сборочный цех, построенный в 1971 г.
Ленинградский просп., 45г корпус 54 - макетный цех, построенный в 1985 г.
Слева - цех статических испытаний, на переднем плане - макетный цех:
Внутри макетного цеха (ещё фотографии оттуда -
здесь):
Внутри цеха статических испытаний:
Ил-86 в цехе статических испытаний:
Опытный Ил-86 в сборочном цехе (декабрь 1976 г.):
Там же:
Ил-96-300 в сборочном цехе:
Макетный цех, цех статических испытаний и сборочный цех:
В ноябре 1945 г. Центральным московским аэропортом стал Внуково, к 1948 г. пассажирские рейсы были переведены с аэродрома им. Фрунзе в аэропорты Быково и Внуково, а здание аэровокзала было передано штабу ВВС МВО и подверглось глубокой реконструкции. В дальнейшем в этом заднии размещался штаб Объединённых вооруженных сил Организации Варшавского Договора, штаб тыла ВС, Гостехкомиссия, Штаб по координации военного сотрудничества государств-членов СНГ. Сейчас в здании бывшего аэровокзала находился Объединённый штаб Организации Договора о коллективной безопасности – постоянно действующий рабочий орган, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.
На переднем плане - переделанное здание аэровокзала 1931 г., справа в кадре - главный сборочный цех, далее - цех статических испытаний, за которым виден макетный цех:
Подробнее о мастерских Добролёта/ЦАРБ ГВФ/Заводе №89
Подробнее о заводе №240/ММЗ «Стрела»/ММЗ им. С.В. Ильюшина МАП
Подробнее о заводе №134
Подробнее о заводе №482
Подробнее о НИИ-2 МАП