Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

Комментарий одного из летчиков горпорта Новосибирска:

На Ил-14 выполняли рейсы в Краснозёрское, Карасук, Кочки, Купино, Северное, Барабинск, Здвинск, Довольное (это все - НСО), Рубцовск, Бийск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Томск и конечно весь Север от Колпашево, Каргасок, до Сургута и дальше.
 
Про 1951 год не слышал раньше.
Иногда в документах, особенно написанных от руки, цифру "4" принимают за "1" — возможно, что ВПП 07/25 начали строить в 1954 г. и построили всего за пару лет.
Из газеты Новосибирского района "Приобская правда" №60/1989 г.:


В ноябре 1956 г. строительство ВПП было завершено, а 22 ноября на неё впервые приземлился Ту-104, выполнявший технический рейс (подробнее). Снимок Толмачёво от 3 июня 1966 г. (из темы "Исторические снимки из космоса"):
 
Последнее редактирование:
BibaSAn26, они там с военных времен еще.
Фрагмент карты Новосибирска из отчёта ЦРУ от 20 марта 1956 г.. Из акта приемки в эксплуатацию объекта N73: «На объекте имеются две бетонные ВПП, уширенные гравием: длина каждой 1200 м, ширина - 100 м. Рулежные дорожки бетонные и грунтощебеночные. Оборудованы 30 стоянок самолетов по 500 кв. м. каждая: покрытие - булыжная мостовая. Имеются бензосклад на 166,5 тонн горючего и бомбосклад на 300 тонн бомб: два деревянных бомбосарая с расстоянием в 50 метров между ними...» (взято из материала "Зачем сибиряку бомбосарай?", там же - подробности о строительстве ИВПП Толмачёво в 1941 г. и Северного в 1943-1944 г.). Въезд на аэродром был только с юго-востока - теперь с этого направления прямо на лётное поле ведёт ул. Жуковского. В конце этой улицы, по её левой стороне, находится старое здание военного КДП (фото 1957 г. и в наши дни):


Карта соответствует 1940-м годам (см. карту 1940 г.) — к середине 1950-х гг. Заельцовский район занимал гораздо бОльшую территорию (см. карту 1955 г.).


Из этого же отчёта:



"Target Area #8" - аэропорт "Северный", "Target Area #2" - Чкаловский авиазавод, "Target Area #11" - ЦРУ предполагало, что в этом месте мог находиться военный аэродром (район нынешнего ж/м "Снегири"):


Из отчёта от 21 августа 1957 г.: городской аэропорт - длина ВПП увеличена с 915 м. до 1220 м.; Толмачёво - 2 ВПП по 915 м. и новая ВПП длиной 2195 м.; ВПП Чкаловского авиазавода - 2134*73 м. В 1943 г. было утверждено место строительства в городском аэропорту "бетонной ВПП 1200х100 метров со сроком окончания 01.11.1943 г." (источник), однако по факту в 1944 г. была введена в строй 900-метровая ИВПП, которая затем была удлинена до проектной длины:


Про Толмачёво из отчёта от 8 июля 1960 г.:


Отчёт 1964 г. по Чкаловскому заводу (есть схемы строений, спутниковые снимки)
Отчёт 1966 г. по новому самолёту, замеченному в военном секторе Толмачёво (есть спутниковый снимок самолёта)
Отчёт 1966 г. по Чкаловскому заводу, городскому аэропорту (есть схемы строений, спутниковые снимки)
Отчёт 1966 г. по Толмачёво (есть спутниковый снимок)
 
10-минутный фильм про Новосибирск-Северный от студентов одного новосибирского колледжа.

Был свидетелем съемки одного из эпизодов, но его тут нет.

Фильм, на мой взгляд, слабоват. Хотя колледжу простительно. Часть не к месту - Привалов отношения к горпорту не имеет, например. Куличев в кадре есть, но совсем не про самолеты.


Тут есть про катастрофу новосибирского Ил-12 недалеко от городского порта. Рейс Южно-Сахалинск - Москва (это раньше не замечал). Интересно, какая схема оборота ВС между аэропортами была. Если новосибирский самолет летел на участке Красноярск - Новосибирск. Как вариант, новосибирцы могли обслуживать участок Иркутск (Красноярск) - Омск (Свердловск). Не знаю, где в то время базировались Ил-12 по соседству.

Рассказывают, что Ил-12 в Новосибирске были десятки, чуть ли не 70 штук (в реестре не считал). И что Ил-14 было в половину меньше (и позже).

 
Последнее редактирование:
Из энциклопедии "Гражданская авиация России, 1923-2003":


26.06.1955 - "Выгрузка матриц центральных газет, доставленных реактивным самолетом из Москвы в Новосибирск, где они будут отпечатаны в редакции газеты "Советская Сибирь", вид № 1":


Фото, сделанное тогда же (26.06.1955 - "Выгрузка матриц центральных газет, доставленных реактивным самолетом из Москвы в Новосибирск, где они будут отпечатаны в редакции газеты "Советская Сибирь", вид № 2):


В более хорошем качестве эту фотографию выложил avro, однако тогда не была известна дата съемки. Почтовый Ил-20 садился на одну из 2-х военных ВПП — ВПП 07/25 ещё не была построена. Обратите внимание на искусственное покрытие аэродрома из 6-угольных плит — такими же плитами был изначально вымощен и перрон аэропорта Толмачёво (фото):


25.11.1956 - "Лайнер ТУ - 104 впервые приземлился на Новосибирском аэродроме":




ВПП 07/25:
 
Отрывки из свежей беседы с сотрудником службы перевозок Новосибирска-Северного 1980-х.

Багаж в Ан-2 и Л-410 крепили сетками. Видимо, если его было много.

На Ил-14 был специальный человек в службе перевозок – загрузчик багажа. В том числе в 1980-х, т.к. в эти годы пассажирские рейсы на нем из Новосибирска-Северного продолжали выполняться.

Аэропорт закрывался в 23 часа. Но если базовый рейс задерживался, то могли ждать еще час-два. Так как обычно самолет очень был нужен на утренние рейсы и лучше, чтобы ночевал на базе.

Аэровокзал на ночь в советские время не закрывался. Зал ожидания и комната матери и ребенка были доступны в ночное время. В зале ожидания или рядом с ним находился дежурный милиционер.

Если одновременно шло несколько рейсов на небольших ВС типа Ан-2 и Л-410, то пассажиров от накопителя мог забирать один автобус. Он развозил пассажиров по своим самолетам.

Через Новосибирск-Северный летали и иностранцы, включая англичан, например. Служба перевозок (вероятно, часть сотрудников) изучала иностранные документы, удостоверяющие личность. Иностранцы обычно летали в группе с сопровождающим и переводчиком. Обслуживались они в депутатском зале.

Фото В.Степанова. Автобус на фоне накопителя. Справа - стоянка Л-410. А вот Ан-2 и вертолеты в распутицу стояли сильно дальше от аэровокзала.

 
В ноябре 1930 года аэропорт (аэростанция) ГВФ был перенесен с бывшего военного аэродрома на новое место, где сейчас располагается (пока еще) Новосибирск-Северный.

А вот это событие в ноябре 1930-го на каком аэродроме было - видимо, на военном. Который еще до Толмачево был в Закаменском районе.

Самолеты были Р-1.

 
Последнее редактирование:
Про авиационные объекты культурного наследия в Новосибирске, Новосибирск-Северный и другие.


 

Фотографии вышеупомянутой справки об истории авиапредприятия Камня-на-Оби можно посмотреть на Госкаталоге. Забавно, что документ 1983 г. заверен штампами 1950-х гг. - времён ГУГВФ, а не МГА:



Координаты аэродромов в Камне-на-Оби из документа ЦРУ 1979 г.:


1-ые координаты - бывшее местоположение первого каменского аэропорта. Теперь эта территория застроена домами:


Из воспоминаний каменцев на "Одноклассинках": "На лётном поле, в конце улицы Пушкина, стоял старый деревянный дом с одной комнатой (залом) ожидания. Там была касса, две скамейки и багажные весы. На втором этаже - диспетчер, он же руководитель полётов". Через место, указанное меткой, проходила ВПП:


1966 г.:






1976 г.:

2-ые координаты из документа точно указали ВПП военного аэродрома:


В конце 1960-х гг. на военном аэродроме производилось строительство бетонной ВПП:


В мае 1983 г. на военном аэродроме был сдан в эксплуатацию отдельный гражданский перрон с аэровокзалом. На Госкаталоге выложен материал из газеты "Строитель коммунизма" за 11 мая 1983 г., посвящённый этому событию:


В материале упомянуто, что рулёжка, ведущая на перрон, находилась в конце ВПП: "Развернувшись в конце полосы, машина пошла по широкой рулёжной дорожке и остановилась неподалёку от посадочной платформы". Кроме того, на фотографии с Л-410 видно положение гражданского перрона относительно военных стоянок на заднем плане. Похоже, перроном была небольшая площадка в южной части аэродрома, к которой ведёт отдельная подъездная автодорога. Автобус отправлялся в аэропорт от транспортного агентства на ул.Ленина напротив кафе "Волна" (источник). :


Меткой указано, где предположительно находился аэровокзал:


1989 г. - закрытие аэропорта:


Местная авиалиния из Новосибирска через Камень была открыта к августу 1934 г. (материал из газеты "Советская Сибирь"):


Регулярные пассажирские рейсы из Новосибирска в Камень начались 25 ноября 1934 г., а 4 декабря того же года на линию вышел АНТ-9:


Почтово-грузовые рейсы на ПО-2 из Барнаула в Камень начались в 1937 г.:



Камень-на-Оби был транзитным аэропортом местных линий: 1963 г. - Барнаул-Камень-Панкрушиха-Хабары-Славгород и Барнаул-Камень-Баево-Завьялово:



1970 г. - Барнаул-Камень-Славгород-Павлодар:



1973 г. - Барнаул-Камень-Панкрушиха-Хабары-Славгород и Барнаул-Камень-Славгород:



1989 г. - закрытие аэропорта:


Несмотря на закрытие аэропорта в Камне-на-Оби в 1989 г., в газете "Алтайская правда" в 1997 г. сообщалось, что самолёты из этого аэропорта хоть изредка, но всё ещё летали:
 
Последнее редактирование:
Я тут подумал. От Барнаула до Камня по железной дороге больше 200 километров. Если это была электричка со всеми остановками, она шла четыре - пять часов. И условия такой поездки очень далеки от комфортных. Неужели народ выбирал электричку вместо самолета? На автобусе еще куда ни шло. Там и расстояние поменьше, и удобств побольше.
 
Железная дорога обеспечивает поездку из центра до центра практически любого города , плюс независимая от капризов погоды точность хода и высокая исправность подвижного состава.
Автобус в то время тоже был не комильфо ввиду недостаточной развитости дорожной сети и асфальтового покрытия.
 
Dima-k, вопрос хороший. "Литературы" по нему немного. Но известный факт, что закрываться местные линии в Западной Сибири стали с конца 1980х (часть - еще раньше). По разным причинам. Из-за улучшения дорог и появления автобусов (и их частоты, как вариант) в районы в том числе.

Возможно, ответ в слове "хозрасчет". Он как раз в эти годы пошел в жизнь.
 
А о каком годе здесь идёт речь?
 
А о каком годе здесь идёт речь?
Одним годом речь не идёт, разумеется. На моей памяти, к примеру , выполнялся рейс Новосибирск -Барнаул- Рубцовск и обратно в шестидесятых и семидесятых годах - вплоть до момента выхода из расписания данного типа в связи с появлением Л-410. р.77 / 78
 
прокуратор понтий пилат, массово Ил-14 в Новосибирске летали с пассажирами до прихода Л-410. Затем постепенно они передали своих пассажиров "чехам". Произошло это где-то в первой половине 1980-х. Л-ки в Северном стали летать с начала 1979 года.

Попытка осветить тему на основе воспоминаний авиаторов Северного порта была - Как уходили Ил-14 в Новосибирске, 1980е

Из недавно услышанного (сотрудник перевозок, работал с 1982 года):

- Выполнялись ли при Вас пассажирские рейсы на Ил-14 в 1980-х? Если да, то куда?

Да, конечно Ил-14 в 1980-х летали еще. Наши, базовые, новосибирские. Было их уже немного, несколько штук в 1980-х. Часть в летний период активно работала на аэрофотосъемке, а часть возила пассажиров в Краснозерку-Карасук, в Здвинск-Довольное и на север области. В основном, с пассажирами один самолет уже летал.
Насколько я помню, последний рейс с пассажирами был из Кыштовки. Мы этот рейс встречали, как положено (служба перевозок). Этот самолет потом в ангар перегнали. И на этом они летать у нас перестали.
 
Последнее редактирование: