Истории авиации Новосибирска и ЗСУ ГА

Про первый перевод Ан-24 из ТОАО в НОАО. Из книги истории ТОАО 2007 года.

Ссылка есть, но это Ведомственный архив аэропорта.

Добавлю, что со слов командира АЭ Ан-24 114ЛО в ТОАО, к моменту начала передачи Ан-24 из ТОАО в НОАО в самом НОАО Ан-24 не было (с 1967 года). Одна из озвученных причин перевода - скорое появление Ту-154 и снижение многотипности - Ту-104, Ил-18, Ту-154.

Ращук тут ниже - пилот НОАО и ТОАО тут стал командиром всего ТОАО. Сарафанкин тут - командир 114 ЛО ТОАО.

 
История 111-й авиашколы ГВФ во время войны в Исилькуле Омской области.

На основании Постановления СНК СССР от 5 ноября 1940 года о создании 47 учебных эскадрилий ГВФ и Постановления коллегии Главного управления ГВФ «О подготовке лётных кадров» от 10 декабря 1940 года в начале 1941 года в Исилькуле была сформирована 111-я учебная авиаэскадрилья.

 
Тоже часть истории ЗСУ: билет на рейс Магнитогорск-Челябинск 1938 г. - тогда территория управления простиралась на запад аж до Урала (см. запись в шапке билета):


19 мая 1934г. - образовано Уральское управление ГВФ (Постановление СНК СССР №1180) в составе:
а/п Свердловск, Челябинск, Магнитогорск, Янаул,
5-й транспортный АО (Свердловск)
205-й АОСП (Свердловск, Верхотурье)
206-й АОСП (Троицк)
207-й АОСП (Пермь, Саранпауль)
208-й АОСП (Челябинск)
209-й АОСП (Уфа)

1936г. - Уральское УГВФ было ликвидировано и передано Западно-Сибирскому управлению ГВФ. Как в составную часть Западно-Сибирского УГВФ были включены:
2-й ТАО (Свердловск, линия Свердловск - Новосибирск),
5-й ТАО (Свердловск, линия Свердловск - Магнитогорск)
205-й АОСП (Свердловск)
207-й АОСП (Пермь)
208-й АОСП (Челябинск), а также аэропорты Свердловск, Челябинск, Янаул, Магнитогорск, Курган.

В июле 1939 года Западно-Сибирское управление ГВФ ликвидируется и организуется управление воздушных магистралей Москва-Иркутск с местонахождением в г. Новосибирске. Кроме того, создается Новосибирская авиагруппа специального применения и местных воздушных линий в г. Свердловске. Согласно принятой структуре руководства воздушной магистралью Москва-Иркутск, она подразделялась на четыре самостоятельных в оперативном отношении участка, в числе которых был участок Омск-Янаул, протяженностью 1250 км, с местом расположения Управления линейным участком в Свердловске.

4 сентября 1942г. - УВМ Москва - Иркутск было разделено на два самостоятельных управления: Уральское УГВФ в Свердловске, в задачи которого входило обслуживание участка магистрали от Москвы до Омска, и Западно-Сибирское УГВФ в Новосибирске, обслуживающее участок магистрали Омск - Красноярск.


Получается, что недавно снесённый уктусский аэровокзал (г. Свердловск) строился и был введён в эксплуатацию ЗСУ ГВФ:

«На территории Свердловского аэропорта гражданской авиации началось строительство каменного аэровокзала. Здание будет двухэтажное, с цокольным этажом и вышкой для световых сигналов, — писали в газете «Уральский рабочий» в апреле 1937 года. — В основу архитектурного оформления положены четкие, простые линии. Над центральными входами, обращенными к городу и летному полю, будут скульптурные крылья — летный знак. Центральную часть здания займут вестибюль и ресторан со столовой для летного состава. На первом этаже разместятся управление связи, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная. На втором — гостиница для пассажиров, кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. Вблизи ресторана будут гостиная и комната пассажиров с видом на летное поле. Комнаты для ночевки пассажиров и пилотов двухместные. Сейчас уже заложен фундамент, выложена половина стен первого этажа. Строительство должно быть закончено к XX годовщине Октябрьской революции».
Строительство было завершено в ноябре 1937 г. (источник).
 
Последнее редактирование:
В 1955 году Свердловск по-прежнему находился в составе ЗСТУ ГВФ.

4 сентября 1942г. - УВМ Москва - Иркутск было разделено на два самостоятельных управления: Уральское УГВФ в Свердловске, в задачи которого входило обслуживание участка магистрали от Москвы до Омска, и Западно-Сибирское УГВФ в Новосибирске, обслуживающее участок магистрали Омск - Красноярск.

Сентябрь 1952г. - на базе Уральского УГВФ образованы Свердловская и Тюменская Авиагруппы Западно-Сибирского управления ГВФ
Свердловская АГ:
11-й АОВС (Свердловск (Уктус)), в 1955г. вошёл в состав 123-го АО
120-й АТО (Свердловск (Кольцово))
121-й АО (Курган)
122-й АО (Пермь)
123-й АО (Свердловск (Уктус))
124-й АО (Челябинск)
УТО-4 (Свердловск (Уктус))
Тюменская АГ:
125-й АО (Тюмень)

Июль 1957г. - организована Уральская отдельная авиагруппа ГВФ, выделенная из состава Западно-Сибирского ТУ ГВФ, на базе бывшей Свердловской АГ и Тюменской АГ со всеми подчинёнными ими подразделениями (Приказ ГУ ГВФ №065 от 22 июля 1957г.)

2 апреля 1960г. - образовано Уральское территориальное управление ГВФ (Приказ ГУ ГВФ №180 от 2 апреля 1960г.)
 
Как было упомянуто в теме ранее, 17 мая 1928 г. в Иркутске было образовано "Управление Сибирских воздушных линий":


Через год, в мае 1929 г., "Управление Сибирских воздушных линий" было разделено на Восточно-Сибирское с центром в Иркутске и Западно-Сибирское с центром в Новосибирске. 1-ое называлось "Восточно-Сибирским управлением воздушных линий Добролёта":


А западное называлось не Западно-Сибирским, как я предположил - его наименование было "Сибирское управление воздушных линий Добролёта" (самое раннее название ЗСУ):


Сибирское управление воздушных линий Добролёта расположилось в новом доме по адресу ул. Щетинкина, 29 (подробнее с фотографиями). Фото этого дома (вход в контору Добролёта находился за углом слева):


29 октября 1930 г. в целях централизации деятельности гражданской авиации СССР было образовано "Всесоюзное объединение ГВФ" при Совете Труда и Обороны СССР (ВОГВФ), а "Добролёт СССР" и Главная инспекция ГВФ были упразднены. Название управления сменилось на "Сибирское управление воздушных линий ВОГВФ":


25 февраля 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял решение об образовании Главного управления Гражданского воздушного флота при СНК СССР. Организация ГУГВФ и его органов на местах строилась по функциональной системе. В состав ГУГВФ входили самостоятельные объединения и тресты, состоящие на хозрасчете. Руководство воздушными линиями осуществляло объединение "Трансавиация"; материально-техническое снабжение – "Снабаэрофлот"; производство и ремонт самолетов и двигателей было возложено на "Граждавиапром"; капитальное строительство осуществлял "Граждавиастрой"; проектирование и строительство дирижаблей – "Дирижаблестрой". Из системы Нарком-зема в ГУГВФ была передана "Сельхозавиация".
Название управления сменилось на "Западно-Сибирское управление воздушных линий Трансавиации ГУ ГВФ":




К апрелю 1932 г. управление переехало из дома на Щетинкина в "Дом Аэрофлота" на Красном проспекте:


19 мая 1934 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление, предусматривавшее ликвидацию функциональной системы управления подчиненными органами ГВФ (были ликвидированы тресты и объединения, включая "Трансавиацию") и образование 12 управлений ГВФ, осуществлявших руководство всеми аспектами деятельности гражданской авиации на подконтрольных территориях: Московское, Северное, Украинское, Среднеазиатское, Казахское, Азово-Черноморское, Кавказское, Волжское, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное. Название управления сменилось на "Западно-Сибирское управление ГВФ"
Материал из "Советской Сибири" от 18 августа 1934 г.:


В сентябре 1952 г. название сменилось на "Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ".
15 сентября 1964 г. название сменилось на "Западно-Сибирское управление гражданской авиации".
 
Последнее редактирование:
А сейчас дома по ул. Щетинкина, 29 нет. И видимо уже давно нет. Вообще такого адреса нет.
 
Этот дом существует и сейчас - просто за прошедшие годы изменилась нумерация зданий. Как удалось найти этот дом - см. здесь (к посту также приложены современные фотографии здания): https://aviaforum.ru/threads/istorii-aviacii-novosibirska-i-zsu-ga.42396/post-2818314
 

Эксплуатация ИВПП в ходе капитального ремонта была возможной только если ремонт заключался в покрытии полосы новым слоем асфальтобетона. Из Наставления по аэродромной службе ГА 1986 г.:
 
Freddy, могли быть и разовые исключения из наставления, для крупных сетевых аэродромов. Отдельным документом. Но какая именно была технология ремонта - интересно, да.
 
Можете привести примеры таких исключений? Или у вас есть информация, что ремонт в Толмачёво был более основательным, нежели просто обновление покрытия ВПП асфальтобетоном?
 
Интересная легенда. Второй раз уже слышу. Интересно, было такое где-нибудь, чтобы авиасообщение открывали по просьбе депутата? Речь примерно про начало 1960-х.

"Анастасия Назаровна Муравьева, в свое время известная в районе доярка, была депутатом Новосибирского областного Совета депутатов. В деревне даже говорят, что именно по её запросу, выполняя наказ избирателей, в Пономаревку [граница Новосибирской области с Томской] стал летать пассажирский Ан-2, ласково прозванный в народе «кукурузником»."
 
В Бердском музее. Про Новосибирскую военную школу летчиков, которая там базировалась во время войны.

 
Подбираясь к аэродрому в Евсино. Справка из госархива Искитимского района

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Новосибирский авиационно-технический спортивный клуб РОСТО» (ГОУ ДО «Новосибирский АТСК РОСТО») зарегистрировано администрацией Искитимского района НСО 29 мая 1996 года, о чем имеется свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года (серия 54 №001607521). Устав был утвержден постановлением главы территориальной администрации Искитимского района от 25.03.2002 №126.
В 2005 году ГОУ ДО «Новосибирский АТСК РОСТО» принято в муниципальную собственность Искитимского района на основании распоряжения губернатора Новосибирской области от 28.03.2005 №318-р «О передаче областных государственных учреждений и иного имущества, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, в собственность муниципальных районов и городских округов» и распоряжения администрации Искитимского района от 05.05.2005 №42-р «О приеме в муниципальную собственность Искитимского района образовательных учреждений и иного имущества».
На основании постановления главы Искитимского района от 28.09.2005 №224 утвержден устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Авиационно-технический спортивный клуб РОСТО» Искитимского района Новосибирской области. Устав зарегистрирован в Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам № 12 по Новосибирской области 25 октября 2005, о чем имеется свидетельство о внесении записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (серия 54 №0030390018). МОУ ДО «Авиационно-технический спортивный клуб РОСТО» являлось полным правопреемником всех прав и обязанностей ГОУ ДО «Новосибирский АТСК РОСТО».
МОУ ДО «Авиационно-технический спортивный клуб РОСТО» находилось по адресу р.п.Линево, Искитимский район, Новосибирская область, Бульвар Ветеранов Войны, д.11, а затем в 4 микрорайоне, д.15.
Учреждение имело следующие структурные подразделения: детский оздоровительно-спортивный лагерь «Пилот» (д.Евсино), детский оздоровительный лагерь «Березка» ,«Радужный» (с.Быстровка).
Направлениями деятельности МОУ ДО «АТСК РОСТО» являлись: первоначальная летная и парашютная подготовка учащихся школ, подготовка спортсменов по авиационным видам спорта, содержание и техническое обслуживание на базе учреждения летательных аппаратов организаций и частных лиц, организация и проведение соревнований по авиационным видам спорта, организация и проведение круглогодичного и летнего отдыха в детских оздоровительных лагерях, в т.ч. с авиационным уклоном и др.
На основании решения сессии Совета депутатов Искитимского района от 21.12.2010 №77 «О согласии на ликвидацию МОУ ДО «АТСК РОСТО» и в соответствии с постановлением администрации Искитимского района от 30.05.2011 №1219 «О ликвидации МОУ ДО «АТСК РОСТО» Искитимского района Новосибирской области» принято решение о ликвидации муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Авиационно-технический спортивный клуб РОСТО». 8 июня 2011 года в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица (свидетельство54 №004019443), о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (свидетельство 54 №004019444). 20 августа 2012 года в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (свидетельство 54 №004447409), 14 января 2013 года в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (свидетельство 54 №004747433).

ПС. Был там даже ЛиАЗ с надписью "Аэродром Евсино".
 

Добавляем фактуры в данную историю.

"Вечерний Новосибирск" от 10 июня 1966 году опубликовал расписание. И тут сплошные Ил-18. И никаких Ту-104.



ПС. Где-то обсуждали недавно ремонт полос в СССР. Но не в отдельной ветке.
 
Попались в Государственном архиве Новосибирской области документы (Р-2067, д.261) турфирмы "Новосибирсктурист" за 1992 год (видимо, это бывший совет по туризму и экскурсиям). Первый год современной капиталистической России. С января по октябрь зафикировано 17 групп туристов, следовавших по одинаковом маршруту Новосибирск - Благовещенск (КНР - в скобках) - Новосибирск. Прродолжительность каждой поездки 4-5 дней. То есть, это самолет туда и обратно плюс время на закупки. Напротив Благовещенска, как известно, на другом берегу Амура расположен китайский город Хейхе. Там наши промышленные туристы и закупались. Потом всё это в 1992 году, скорее всего, на самолетах и отправлялось на новосибирскую барахолку. Хотя не знаю, какие там объемы закупок были.

Руководители тургрупп каждый раз были разные (почти всегда). Всего человек 12 руководителей на 17 групп. То есть, давали возможность всем сотрудникам "Новосибирсктуризма" съездить, включая просто кассиров и представителей "хозслужбы". Благо всё было отработано.