История авиации Таджикистана

Реклама
Аэропорт Душанбе, конец 60-х - начало 70-х
Спасибо за фото!

И ни одного Ту-134 на перроне. Получается фото сделано до 1974 года
Т.е. по Вашему выходит, что ни в 1974, ни 1975, ни в 1976 году не было ни часа, чтобы на перроне аэропорта Душанбе не было ни одного Ту-134?

Ту-134 Таджикского УГА , первые из которых поступили в 1974 году в марте, мае и сентябре (если верить RP), хоть и выполняли рейсы из Душанбе, но, если я не ошибаюсь, в основном были "привязаны" к Ленинабаду, т.е. появлялись в Душанбе очень не часто.
В 1976 году мне известна лишь пара рейсов на Ту-134 из Душанбе: Ленинабад-Душанбе и Душанбе-Алма-Ата, которые, как мне кажется, выполнялись цепочкой одним бортом из Ленинабада. Т.Е. в это время Ту-134 в Душанбе появлялся два раза в день (два раза по полтора часа-максимум)!
Да и в 1979 году, судя по расписанию, рейсов Ту-134 из Душанбе было не намного больше:
Душанбе-Ленинабад(4829/4830) + Душанбе- Ленинабад-Челябинск(4807/4808) + Душанбе-Алма-Ата(4843/4844),
при этом этот борт в Душанбе появлялся всего 3 раза в сутки

Поэтому, я не согласен с утверждением, что фото сделано до 1974 года, так как на перроне нет ни одного Ту-134.
 
Последнее редактирование:
Спасибо за фото!


Т.е. по Вашему выходит, что ни в 1974, ни 1975, ни в 1976 году не было ни часа, чтобы на перроне аэропорта Душанбе не было ни одного Ту-134?

Ту-134 Таджикского УГА , первые из которых поступили в 1974 году в марте, мае и сентябре (если верить RP), хоть и выполняли рейсы из Душанбе, но, если я не ошибаюсь, в основном были "привязаны" к Ленинабаду, т.е. появлялись в Душанбе очень не часто.
В 1976 году мне известна лишь пара рейсов на Ту-134 из Душанбе: Ленинабад-Душанбе и Душанбе-Алма-Ата, которые, как мне кажется, выполнялись цепочкой одним бортом из Ленинабада. Т.Е. в это время Ту-134 в Душанбе появлялся два раза в день (два раза по полтора часа-максимум)!
Да и в 1979 году, судя по расписанию, рейсов Ту-134 из Душанбе было не намного больше:
Душанбе-Ленинабад(4829/4830) + Душанбе- Ленинабад-Челябинск(4807/4808) + Душанбе-Алма-Ата(4843/4844),
при этом этот борт в Душанбе появлялся всего 3 раза в сутки

Поэтому, я не согласен с утверждением, что фото сделано до 1974 года, так как на перроне нет ни одного Ту-134.
Может быть и так. Но у меня ещё некоторые ориентиры (городская застройка) натолкнули на уточнение даты, поэтому максимум середина 70-х. Опять же, не заметно стоянок для Ту-134 в цехе №3. Просто в памяти отложилось, что душанбинский перрон без Ту-134 представить было очень сложно.
За расписание 1979 года - отдельное спасибо!
 
30 лет назад в 1990 году Таджикское УГА начало эксплуатацию вертолётов Ми-8 МТВ-1, одним из первых в СССР. На фото вертолёт Ми-8 МТВ-1 СССР-25168 на вертолётной площадке в городе Нурек, Таджикской ССР, осень 1990 года.
вертолёт Ми-8МТВ 1991 9 1.jpg
 
Просто в памяти отложилось, что душанбинский перрон без Ту-134 представить было очень сложно.
А почему представить сложно ? Ту-134-это же не основной тип в Душанбе...Правда, не исключаю, что таджикские Ту-134 могли проходить обслуживание в Душанбе, и тогда борт прилетевший из Ленинабада оставался в Душанбе далеко не на один-два часа...

За расписание 1979 года - отдельное спасибо!
В той ветке есть еще и расписание 1988 года, и расписание 1985 года из Душанбе. В них тоже не много рейсов Ту-134, самое частое направление Ту-134 из Душанбе- это Ленинабад. :)
 
Последнее редактирование:

А нет ли у кого фото ТС-82 с передних ракурсов? Очень интересуют очертания мотогондолы АШ-82 и винты.

ER-1973, мне один летчик-ветеран давно как рассказывал, как он из Германии перегонял Зибель в Москву, через Минск. К слову про Си.

В документах Si.204 именовали именно «Си» (по понятной причине), а не «Зи», как должно быть правильно.
 
Ещё вопрос: очень интересны снимки медицинских Ми-8МТВ-1 с полностью видимой регистрацией (да и вообще любые, какие есть — именно в такой конфигурации и окраске с красным крестом это уникальные машины, в других управлениях вообще не встречал фото — были ли?).
 
Последнее редактирование:
Да, не совсем ясно сформулировал — имел в виду советского периода, с регистрацией СССР-. Раз написал «управлениях», полагал, что это подразумевалось. В Таджикском УГА появилось несколько таких машин в самом конце 80-х. А вот в других? Да и таджикских хотелось бы больше фото, несколько из них имеются, но на них не видна регистрация. Хотя реги эти в принципе и известны, но в процессе одной очень объёмной исторической работы стало надо именно такие фото, чтобы была видна регистрация.

Тот, что Вы привели в пример — это из совсем новых (и это АМТ, а не МТВ-1), сейчас по программе развития санавиации они по всей стране поставляются.

 
Санавиация Таджикистана


Санавиация машина Таджикистан.jpg
 
Реклама
Да, не совсем ясно сформулировал — имел в виду советского периода, с регистрацией СССР-. Раз написал «управлениях», полагал, что это подразумевалось. В Таджикском УГА появилось несколько таких машин в самом конце 80-х. А вот в других? Да и таджикских хотелось бы больше фото, несколько из них имеются, но на них не видна регистрация. Хотя реги эти в принципе и известны, но в процессе одной очень объёмной исторической работы стало надо именно такие фото, чтобы была видна регистрация.

Тот, что Вы привели в пример — это из совсем новых (и это АМТ, а не МТВ-1), сейчас по программе развития санавиации они по всей стране поставляются.

Насколько знаю и помню - в Таджикском УГА был только единственный вертолёт Ми-8МТВ-1 специального применения. Б/н СССР-25427, поставлен был с завода в 1991 году. В нём было установлено оборудование, позволяющее оказывать медпомощь и проводить хирургические операции на земле, а в экстренных случаях - прямо во время полёта. В комплекте была даже такая диковинка по тем временам, как автономный генератор на 220 Вольт. Дальнейшая судьба данного вертолёта окутана завесой тайны. Вроде бы его передали на баланс местного МЧС и в дальнейшем он он продолжал полёты, пока не был потерян в 1999 году в катастрофе (но эти сведения крайне неточные). Фото сделано осенью 1991 года в аэропорту Душанбе. Автор фото - мой отец, Ребенок Александр Васильевич, корреспондент республиканской прессы. К сожалению, бортовой номер в кадр не попал - я позднее негодовал. Но ничего не поделаешь - хотя бы так.
вертолёт Ми-8МТВ 1991 5.jpg
 
Обработка посевов хлопчатника, Таджикская ССР, Вахшская долина, 50е. фото О.Б. Кнорринга

Посмотреть вложение 754921

Посмотреть вложение 754922

Посмотреть вложение 754923

Посмотреть вложение 754924
В то время химаппаратура называлась аэропыл :)
 
Шикарное фото из "Крыльев Родины" 1973.

Хорог. Как там могли оказаться сразу два Ан-24 - вопрос.

Посмотреть вложение 691858
Есть такой ролик в You Tube - "Пилот Памира" . Там в качестве "главного героя" самолёт Ан-24Т, правда в гражданской окраске. Хотя речь идёт об авиации погранавиации СССР. Вот и здесь, скорее всего пограничники прилетели в Хорог. До сих пор периодически туда пограничники продолжают полёты.
 
самолёт Ан-24Т, правда в гражданской окраске
В то время этот Ан-24Т мог быть в аэрофлотовской окраске и с регистрационным номером в реестре МГА СССР и без красных полос на стабилизаторах, но принадлежать авиации пограничных войск КГБ СССР. Я весь ролик не смотрел - там был виден регистрационный номер этого Ан-24Т?
 
Что за история с 747SP в Tajik Air была в 90х? С полетами Лондон - Душанбе - Дели и английскими экипажами.
Единственный на просторах СНГ укороченный Boeing747SP летал в Таджикистане в 1993-1995 гг., став первой "иномаркой" в республике. Самолет с американской регистрацией N149UA выпуска 1979 г. был взят в лизинг у авиакомпании United Airlines
На авторском сайте Джеймса Патрика Болдуина есть серия статей, посвящённых эксплуатации Boeing 747SP в Tajik Air.

В пяти частях приведены уникальные архивные фотографии, подробные комментарии людей учавствовавших в эксплуатации ВС, а также множество мелких деталей, связанных с историей "Снежного Леопарда". Рассказ объёмный и весьма интересный, читается на одном дыхании

1) Самолёт, подготовка к работе в Tajik Air
2) Подготовка экипажей и тренировочный рейс:
3) Первый регулярный рейс:
4) Проблемы, прекращение эксплуатации
5) Постскриптум:

Добавлю немного пояснений к уже сказанной выше информации:
Фактически борт летал не в Tajik Air, а в дочерней британской компании Tajik Air Limited. Пилоты были набраны из числа экс-ПанАмовских и все были из США. С бортпроводниками ситуация была интереснее: на каждом рейсе было по два человека от Pan Am, а остальные бортпроводники были русскоговорящими, переученными на 747 в США.

В Tajik Air Boeing 747SP пролетал всего 4 месяца. Трижды в неделю самолёт выполнял оборот Лондон-Душанбе-Дели-Душанбе-Лондон, один раз в неделю - Лондон-Душанбе-Карачи-Душанбе-Лондон. Причём 90-95% пассажиров летели через Душанбе транзитом. Пассажиры оставались на борту, но номер рейса менялся. Также в рекламных буклетах присутствуют рейсы Лондон-Ереван-Лондон с 10-часовой дневной остановкой в Звартноце, однако этот рейс ни разу не выполнялся.
747sp-at-dyu-1.jpg
 
Там внутри тоже фоток много.

Высота салона 747...

А еще там есть safety card. На всех языках, кромке русского. Япония, видимо, для Таджикистана была важнее в 1990-х. Японский язык есть.

747 Таджикистан высота.jpg
 
Последнее редактирование:
На авторском сайте Джеймса Патрика Болдуина есть серия статей, посвящённых эксплуатации Boeing 747SP в Tajik Air.

В пяти частях приведены уникальные архивные фотографии, подробные комментарии людей учавствовавших в эксплуатации ВС, а также множество мелких деталей, связанных с историей "Снежного Леопарда". Рассказ объёмный и весьма интересный, читается на одном дыхании

1) Самолёт, подготовка к работе в Tajik Air
2) Подготовка экипажей и тренировочный рейс:
3) Первый регулярный рейс:
4) Проблемы, прекращение эксплуатации
5) Постскриптум:

Добавлю немного пояснений к уже сказанной выше информации:
Фактически борт летал не в Tajik Air, а в дочерней британской компании Tajik Air Limited. Пилоты были набраны из числа экс-ПанАмовских и все были из США. С бортпроводниками ситуация была интереснее: на каждом рейсе было по два человека от Pan Am, а остальные бортпроводники были русскоговорящими, переученными на 747 в США.

В Tajik Air Boeing 747SP пролетал всего 4 месяца. Трижды в неделю самолёт выполнял оборот Лондон-Душанбе-Дели-Душанбе-Лондон, один раз в неделю - Лондон-Душанбе-Карачи-Душанбе-Лондон. Причём 90-95% пассажиров летели через Душанбе транзитом. Пассажиры оставались на борту, но номер рейса менялся. Также в рекламных буклетах присутствуют рейсы Лондон-Ереван-Лондон с 10-часовой дневной остановкой в Звартноце, однако этот рейс ни разу не выполнялся.Посмотреть вложение 755977
Очень интересно. 5+. Иллюстрации превосходные.
Насчёт транзитных пассажиров - понятное дело, что желающих оставаться в Душанбе в то время немного было.
Зимой 1993-94 года (когда этот самолёт прилетал) вечером Душанбе попросту вымирал. Обстановка тому способствовала. Магазины закрывались, товары из них вывозились, в городе постоянно была слышна стрельба (хорошо, если одиночными, а не очередями). На постах процветало мародёрство и откровенный грабёж, причём непонятно на чьих сторонников нарвёшься по дороге. Чуть дальше ВПП а/п Душанбе хорошо было видно дома после попаданий в них артиллерийских снарядов и мин. Не трогали военные машины, поскольку мы ездили с личным оружием и правом применять его при попытках остановки кем-либо. Правда не приходилось применять средств поражения - борцы за независимость, видя российские флаги, вели себя достаточно смирно.
Про тягач забавно получилось. Насколько помню - тягачом в Душанбе был КрАЗ-255Б. Наверное, смог бы он переместить B-747. Опять же военных можно было попросить - вроде бы ещё аэропорт в то время охраняли. А сборщик вишен, обслуживающий горизонтальный стабилизатор - вообще за пределами понимания. На Ту-154 оперение обрабатывали, соответсвенно и здесь смогли бы. Складывается впечатление, что с иностранцев просто деньги пытались вытрясти.
 
Реклама
В продолжении темы о В-747 в Душанбе. Поискал на просторах мировой паутины - вот он, душанбинский КрАЗ-255Б, февраль 2008 года

2021-01-19_18-35-00.jpg
 
Последнее редактирование:
Назад