Предвижу, что на мои сображения, скорее всего, в ответ обрушится град тапок.
Но, не спешите остаться босиком. Мне всего лишь захотелось связать воедино то, о чем здесь говорилось не раз и не два. Всеми вами. Хотя, зачастую, вскользь.
Да, всем очень хочется найти тот винтик, ту кнопочку и ту буковку в РТЭ, из-за которых все случилось. И, думаю, некие логические связи можно найти и заявить, как решающие... для данного случая. Но как сделать так, чтобы такое случалось как можно реже?
Я считаю, что надо иногда оценивать "картину маслом" целиком, а не только достоверность подписи автора. Что и попробую сделать.
Когда-то человек создал самолет. И научился на нем летать.
И сразу же столкнулся с тем, что его постройка и эксплуатация стоят денег. И чем ближе к нашему времени, тем бОльших. И был вынужден придумать для себя и самолета занятия, способные не только компенсировать расходы, но непременно давать прибыль (капитализм, однако...)
За одиночками-энтузиастами пришли люди с желанием и умением работать не только самим, но и организовывать работу других, распределять ее по важным направлениям проекта, наладить серийное производство и продавать свою продукцию.
Кому? Тому, кто видел выгоду в использовании самолетов.
А для этого нужны были те, кто ими управляет.
Так появилась профессия пилота.
И все бы хорошо, но... технический прогресс!!! В том смысле, что он приобрел почти взрывной характер. Не сразу, но достаточно энергично. Развивались не только материалы для постройки самолетов. Конкуренция производителей заставляла делать самолеты комфортней, надежней. Но при этом возможно дешевле и проще. И тут возникло понятие "приемлемый уровень безопасности".
Кто и как этот уровень установил, для кого он приемлем?
Для страховых компаний по вероятности выплат?
Угнаться за безопасностью было невозможно: с одной стороны - дороговизна новинок, с другой - невозможность (до поры до времени) исключить из контура управления самолетом пилота. А пилот, некогда полагавшийся только на свои навыки управления самолетом, стал вынужден осваивать все те технические новинки, без которых самолет переставал быть конкурентноспособным товаром. Те, что по замыслу разработчиков облегчали работу пилота, делали самолет надежней.
Однако, облегчения стали выливаться в подмену. Автоматике передавалась часть функций пилота. Но за ним оставалась необходимость оставаться готовым обойтись без нее. Готовность без состояния готовности? Подготовка на тренажере (пусть даже самом навороченном) - это эпизодическое поддержание навыков действий в особых случаях. А навыки традиционного пилотирования, казалось бы, должны поддерживаться в полете. НО... Автоматика, обеспечивающая повышение пропускной способности воздушного пространства за счет точности выдерживания высоты и траектории полета ВС ГА (все эти RVSM, PBN, RNP AR) начинает ограничивать пилота в поддержании навыков пилотирования в рейсовых полетах. Ведь главное-то прибыль, прибыль, прибыль...
Пилота же начинают учить другому: диалогу с "бортовым интеллектом".
И когда пилотов двое, они в первую очередь тоже пытаются понять не самолет, а этого третьего...
На борту имеется необходимая техдокументация (эдакий "разговорник" самолета с экипажем). Он разрабатывается по тому же канону "приемлемого уровня". На основании требований основанных на "приемлемом уровне". Самолет сертифицируется согласно "приемлемому уровню"...
Где этот уровень для пилота? Как эти уровни между собой будут сочетаться, когда возникнет необходимость выбора действий для продолжения полета?
Утомил? Sorry!