И два прекрасных памятника Ленину. Один, меркуровский, с узнаваемой меркуровской пластикой, знакомый москвичам по схожему памятнику перед ИМЛ, в Уфе усажен под обелиск в старом центре.У неё ДВА центра.
Другой — динамичный, живой — Ленин, почти танцуя, стоит на ветру, словно обращаясь в оживлённом диалоге к кому-то. Его автора я не знаю, но этот второй Ленин тоже прекрасен. Согласитесь, сделать образ личности, уже изображённой в сотнях памятников, сложней, чем подойти к воплощению образа одним из первых. Сложно не раствориться в эпигонстве. И автору второго уфимского Ленина всё удалось.
Пожалуй, оба Ленина в Уфе — самое лучшее, что в ней есть.
Ну, а ещё: аэродром Первушино, где можно полетать на "Бекасах" (восторг), крошечная (как в Красноярске) ДЖД в парке Якутова, памятник Ан-24 (правда, обесчещенный рекламой), и сталинский архитектурный ансамбль Орджоникидзевского района.
Памятник башкирскому националистическому герою, окончившему свои дни на эстонской зоне, эффектно смотрится с Белой. Но из города к нему идёт невнятная асфальтно-бехатоновая эспланада, масштаб которой совершенно не поддерживается окружающей застройкой: несмелой и провинциальной.
Имеется, как и в Оренбурге, канатная дорога (пока не ездил — отличный повод снова прилететь на Як-42). Много рейсов на Як-42 лапушек-сестричек "Ижавии" и "Красавии". Были и на "Пилатусе" (улетал). Ещё в Уфе отличный (особенно на фоне не столько московских, сколько других провинциальных аэропортов в РФ) бизнес-зал в аэропорту.
Несказанно приятно, познакомившись просто на улице с 19-летней уфимской красотулей с эффектными формами, узнать наутро за кофе, что она, оказывается, ещё и была наблюдателем на выборах от КПРФ (!).
Кумыс отличный. Приятно проехаться по Белой и Уфе на теплоходе. Но рейсы только прогулочные. Нормальное судоходство (при коммунистах были рейсы аж до Москвы, ходил теплоход "Вахитов") убито разгулом демократии. Вертолётные рейсы по Башкирии тоже убиты. УЖД убиты. Хоккей с мячом (была команда "Кировец") убит. Что шайба жива, я в курсе.
Но в целом Уфа крайне практичный, невыразительный город, где прагматизм и утилитаризм довлеют над эстетикой. Уфимцы любят говорить, мол, смотрите, как удобно: сделали проспект Салавата Юлаева, как же хорошо по нему гонять... Мне же привычнее смотреть на город и городскую среду с точки зрения её уюта, с точки зрения пешехода. Уфа же — город для автомобилистов, по которому, может быть, и хорошо гонять на железяках из одного безликого района в другой такой же, но совершенно неприятно гулять. Для меня город не комбинат по набору неких компонентов, а именно среда. В Уфе с ней плохо. Соседний прекрасный Челябинск — один из уютнейших, приятнейших и комфортных миллионников в СССР — несравненно приятней и человечней Уфы.
Трамвай с проспекта Октября — главной городской магистрали — выдрали. Теперь от старого центра до госцирка он идёт страшенными промзонами и серым панельным междевятиэтажьем. Не возите там детей. А то заикаться будут. Совсем как в Курске, где трамвайная линия точно так же стыдливо обходит центр по флангам, за обоссанными гаражами и частным сектором, словно горничная-гризетка, робеющая нечаянно помешать господамъ.
В утешение уфимцам скажу, что Уфа, пожалуй, приятней Чимкента, Актюбинска, Саратова и Перми. И, может быть, даже Краснодара с Омском. Самара, вон, хоть и зачухана, как драная блохастая кошка, но и то Уфы поприятней. Поинтересней. Зато Уфа хотя бы чистенькая. Как некрасивая синьора, которая "следит за собой". Оренбург лучше их обоих, а Челябинск ещё милей.
Последнее редактирование: