Сегодня, 23 июня, - годовщина гибели нашего экипажа майора Сапронова (штурман к-н Филиповский, оператор к-н Голофаев)... Об этой катастрофе я уже рассказывал на ветке. Напомню суть дела... Катастрофа случилась на аэродроме Саки 23 июня 1977-го года прямо у нас на глазах... Как многие знают, на самолётах ТУ-22 у нас в полку было заведено правило - в светлое время снимать все взлёты и посадки на кинокамеру... И эта трагическая посадка самолёта ТУ-22 (бортовой №56) была снята тоже... На записи было видно, - у самолёта после удара сначала передней стойкой, а затем - основными о бетон ВПП, оторвалось правое крыло (вместе с основной стойкой), самолёт сразу вспыхнул как большой огненный шар, его перевернуло "на спину" (другое крыло на скорости около 400 км.час. ещё имело некоторую подъёмную силу, которая и перевернула самолёт) и в таком положении - "на спине и киле" самолёт по инерции притащило почти прямо к нам на стоянку... Ввиду наличия оставшегося топлива (около 10 тонн), разлившегося вокруг самолёта и сильного пожара, а также рвавшихся снарядов кормовой пушки и многочисленных воздушных баллонов и гидро-аккамуляторов, мы не могли подобраться к самому самолёту и залегли примерно метрах в 15 - 20-ти... Пожарка подъехала очень быстро и начала тушить пожар, но когда мы уже смогли подобраться к самолёту и зацепить переднюю кабину тросом, чтобы трактором оттащить переднюю кабину с экипажем от пожара, то поняли.., - экипаж погиб... У самого КК (Сапронова) ЗШ (защитного шлема) на голове не было и на ней были видны следы мощных ударов от разлетевшегося лобового броне-стекла (105 мм толщиной)... Он так и остался висеть привязанный на своём кресле (вверх ногами)... Когда вытащили штурмана (Филиповского), с него кожа слезала, (извиняюсь за сравнение, - как с варёной курицы), т.е. он погиб от высокой температуры в кабине... Оператор (Голофаев) сгорел практически полностью, поскольку сразу за противопожарной перегородкой, находящейся перед ним, стоял 1-й топливный бак (4 тонны), который при ударе передней стойкой о бетон (а бак находился прямо над ней) моментально разрушился и облил керосином Гену Голофаева полностью...
Вобщем, комиссия по расследованию катастрофы сделала абсолютно нелогичные и странные для нас (лётного состава) выводы : якобы катастрофа произошла из-за - "высокого подхода к ВПП и неграмотного исправления ошибки, которое привело к грубому удару стойками о ВПП и последующему разрушению самолёта"... Но.., главное, - комиссия ни словом не обмолвилась о том, что на этом самолёте 4 месяца назад была утеряна техническая отвёртка, потерянная механиком, и которую не смогли найти многочисленные комиссии по её поиску..!? А при стаскивании остатков сгорешего самолёта, её обнаружили (в отсеке "Ветер"), это - в хвостовой части самолёта, лежащую на стрингере (с полкой, которая не давала выпасть отвёртке, а только позволяла "ездить" отвёртке туда - сюда под действием продольных перегрузок на взлёте и посадке) рядом с проходящими здесь тягами стабилизатора..! Все части управления стабилизатором (РП-21, рулевой привод стабилизатора, АДУ - автомат дополнительных усилий, ОС - ограничитель скорости перемещения стабилизатора, ДТ - демпферы тангажа, АУ - автомат устойчивости и другие агрегаты управления) были отправлены на исследования в НИИРАТ.., а вот сама, якобы пропавшая отвёртка, отослана не была... А она бы "рассказала многое"... Её, как я уже сказал, искали всевозможные комиссии по поиску (самолёт же стоял почти пол-года пока её искали) от комиссии техника отряда, далее - комиссии инженера АЭ и т.д. вплоть до комиссии Зам Командующего ВВС ЧФ по ИАС (а это - целый генерал)... В итоге её найти так и не смогли (самолёт же довольно большой - 42.7 метра длинной) и все доложили, что "отвёртки в самолёте нет, они это гарантируют, и что - возможно, механик потерял её где-то в поле, в траве за хвостами самолётов"... Короче, Зам Командующего подписал заключение этой комиссии и дал "добро" на продолжение полётов самолёта (борт №56)... И самолёт летал что-то около месяца.., пока "отвёртка не "подвсплыла" от небольшой отдачи штурвала лётчиком при действительно несколько высоком подходе к ВПП и не попала встык в процессе выравнивания между ближайшим к ней шпангоутом и ближайшим стыком тяг управления стабилизатором (а их от штурвала до мощного рулевого привода (РП-21), находящегося в самом хвосте - несколько). На кино плёнке было видно, да и все мы видели это визуально, - действительно, Сапронов подошёл к ВПП чуть высоковато и отдал штурвал от себя, чтобы исправить ошибку, но это была нормальная, рабочая ситуация, - чуть высоковатый подход элементарно исправлялся лёгкой, чуть заметной и короткой, отдачей штурвала с дальнейшим взятием его на себя... Но вот взять штурвал на себя летчик не смог (на записи МСРП) видно, что штурвал немного "пошёл на себя" и остановился в положении - 8 град (минус 8), что для нормального выравнивания ТУ-22 было абсолютно недостаточно не только для исправления высокого подхода, но и даже для нормального подхода... Иногда при добирании штурвала до нормального посадочного угла приходилось брать штурвал почти полностью (а это - 19, минус 19 градусов)... И главное, - остановилось не только взятие штурвала, но и отклонение стабилизатора на - 8 град одновременно! А это говорит лишь о том, что и рулевой привод (гидроусилитель) и штурвал остановились одновременно.., т.е. движение штурвала было остановлено какой-то силой (которой до РП-21 управляет лётчик своими мускульными усилиями), но не отказом рулевого привода или агрегатов управления... Можно было бы предположить, что Сапронов просто потерял сознание в этот момент и перестал брать штурвал.., но заключение суд.мед экспертизы говорит, что -" лётчик был жив до удара самолёта о землю". Поэтому, зная одного из опытнейших лётчиков-инструкторов 30-го ОДРАП, командира отряда майора Сапронова, который успешно обучил на ТУ-22 не одну плеяду молодых лётчиков (он вывозил и обучавшихся со мной вместе лётчиков, просто он был инструктором в другой АЭ), могу сделать вывод: таким выводом по причинам катастрофы, комиссия просто "прикрыла" ЗАМ Командующего по ИАС ВВС ЧФ, генерала..... от суда за "неправомерный допуск к полётам самолёта, у которого на борту в районе тяг управления стабилизатором находилась потерянная 4 месяца техническая отвёртка"...
Поэтому сегодня я подниму стакан в память об экипаже моего сослуживца и однополчанина майора Сапронова... Немало моих сослуживцев погибли за время моей службы на ТУ-22, но этот случай - очень не стандартный, ибо погиб экипаж лётчика, который погиб не сделав никакой трагической ошибки, а просто по невнимательности некоторых людей из тех.состава и начальников разных уровней... Также мне (и многим моим сослуживцам, летавшим вместе со мной в то время на ТУ-22), обидно, что комиссия по расследованию катастрофы фактически обвинила опытнейшего лётчика полка в элементарной ошибке в ТП, которую он никак допустить не мог, а ему её просто приписали, что бы скрыть истину...