Организация авиаперевозок во времена СССР

Да, именно
это я и подразумевал по термином "Утверждалось", т.н регистрировалось в общей системе и рассылалось. Что касается крестиков\номеров, то вполне допускаю, что после того, как билет выписан, в карточку рейса вносились ФИО и № билета, но в процессе работы кассира по получению места и внесения его в билеты я ничего подобного не замечал. Трудно было не заметить передачу кассиром в комплектовку длинного номера билета и фамилии. Я был свидетелем только передачи кассиром своего номера. Допускаю, что в конце смены при сверке проданного такие сведения и вносились скорее всего, но в процессе получения места и выписки билета я ничего подобного не наблюдал, и при оформлении билетов мне и моим друзьям, и находясь рядом с кассиром иногда, и находясь иногда в помещениях комплектовки. А вот что кассиры и комплектовщицы делали в конце смены, уже на на рабочих местах, а в отдельных комнатах, мне наблюдать не приходились, но точно знаю, что освободив свое рабочее место кассиры шли готовить бумаги к сдаче, а не сразу несли сдавать. Иногда, когда не было клиентов у окошка, они начинали готовить бумаги и отчеты заранее, но я жил и работал в те времена, когда отсутствие очереди к окошку в кассе было редчайшим случаем.
 
Что касается мнения агентства при согласовании рейса, я сильно сомневаюсь что до 85 года их мнения кого то интересовало, потому как трудно представить, чтоб опрашивали все агентства СССР по какому то рейсу типа Ворлгоград-Нижний Чир, о его целесообразности. Другое дело когда появились перевозчики иные, кроме Аэрофлота и взаимоотношения между агентом и перевозчиком\ми кардинально поменялись. Рейс начинали выполнять, при отсутствии загрузки просто втупую отменяли или меняли частоту, все было просто до слез. Простым уведомлением. Тем более что агентства организационно входили в ОАО и подчинялись его командиру.
 
Последнее редактирование:
Я тоже те времена застал. Очередей не было бы, если бы вменяемо работала «Сирена» и каждое рабочее место кассира было бы автоматизировано, плюс было бы больше самих точек продаж. В иных случаях, воспоминания об этих очередях людей вводят в добросовестное заблуждение, они считают, что это признак повышенного спроса на авиаперевозки в следствие их дешевизны. При этом, если мы глянем на Европу или США тех же времён, мы не отметим, что там возникали очереди, в то время как рейсов и перевозок там было больше и пустыми самолёты не летали, а наоборот во всю использовался овербукинг для повышения занятости кресел. У нас же тратилась куча времени на оформление билета, в том числе, на дозвон в комплектовку и перебирание картотеки. Понятное дело, что на запись номера билета, время выдачи и фамилию пасс. уже не оставалось времени в таких условиях. Там, где с горем пополам работала "Сирена", дело шло быстрее, время операции оформления билета пассажиру заметно сокращалось. Хотя опять-таки - места на выдачу могли браться из системы, либо по дозвону на пульт "Сирены", но оформление билета зачастую происходило вручную по банальной причине - билетопечати либо не было, либо она не работала. В первое время принтеры БПЧ часто выходили из строя, а очередь на их починку была огромной и сервисных центров на всю страну было 3 или 4, в виду этого - опять-таки, выписывали вручную. Дело сдвинулось с мёртвой точки, когда стали закупать японские принтеры фирмы OKI (первым закупило Главагентство ГА), те не ломались. ))
Но в любом случае, по технологии оформления перевозок данные о пассажире должны были быть занесены в комплектовочную карточку рейса. По идее, вообще эти рейсовые карточки за 12 часов до вылета должны были передаваться из агентства в аэропорт курьером. Это редко когда делалось в последнее время, поэтому на регистрации работали (о ужас!), не имея списка пассажиров. То есть, кто пришёл, того и отмечали. Агентства стали просто передавать в аэропорт по телеграфу сведения о кол-ве проданных мест и остатки мест с их номерами, и всё. Сейчас даже сложно такое себе представить, чтобы улетает рейс, идёт регистрация, а у тебя нет списка пассажиров...
 
Да, именно об этом я и писал выше, как от руки на регистрации заполняют список пассажиров, через копирку. Бывая в кассах в аэропортах в то время, а это Владивосток(в городе-стоял в очередях по 2-3 дня с ежедневным отмечание, в аэропорту) и Артем (горагентство), П.Камчатский, Волгоград (город и аэропорт), Гурьев (аэропорт), Оренбург (горагентство), только после 85 года заметил первые признаки Сирены. А в Москве в это время уже все это работало, на Ленинградском проспекте билеты уже печатались на принтерах.
 
По идее, к 85-му году должно уже было заработать всё, включая АСУ "Расписание" в полноценном виде, с общей базой по всем рейсам, а не только в диапазоне с № 1 до 8999, должны были быть организованы АРМ инженеров по расписанию по принципу "клиент-сервер", также должна была работать система распределения слотов и т.п., позже эту разработку пытались довести до ума в ЦРТ, и как бы по-старой министерской привычке всё централизовать и контролировать, но это ничего не заработало, аэропорты стали закупать для себя различные разработки систем распределения слотов и ресурсов и пользовались ими локально. Вероятно, здесь сам масштаб единой отрасли сослужил плохую службу, на то время вычислительные мощности и каналы связи с объёмом таких данных справиться не могли, а вся лучшая вычислительная техника была у Минобороны. Как я уже где-то писал, АСУ "Расписание" была абсолютно бесполезной вещью для самих расписанцев и для агентств, ибо данные из этой системы никак не дистрибутировались в систему "Сирена", в систему продаж. В "Сирену" данные о расписании и разбронировке рейса вносились технологами на основании всё тех же телеграмм от эксплуатантов. С середины 90-х всё в корне стало меняться, ресурсами мест стали управлять именно эксплуатанты, а не агентства, то есть, данные в систему продаж передавались с пульта авиакомпании.
 
Задумался, как "на материке" продавали в СССР авиабилеты в пограничные зоны типа Южно-Сахалинска, Владивостока, Норильска. Смотрели штамп прописки в паспорте? Или это была проблема пассажира - доказать пограничнику по прилету, что у него есть право?

"Без пропуска в пограничную зону, как правило, невозможно было купить билет на самолёт, поезд или междугородний автобус до остановки, находящейся в пограничной зоне. На въезде в пограничную зону на пригородных автобусах или самостоятельно на автомобиле производилась тотальная проверка документов".

Лицам, постоянно проживающим в пограничной зоне (имевшим в паспорте соответствующий штамп о прописке, на штампе имелись буквы ЗП (зэ-пэ) — «зона пограничная») не требовался пропуск на их место жительства,...


ПС. С Сахалина погранзону сняли в 1991 году (крайний юг острова вроде все равно ею тогда оставался).
 
Продавали билеты свободно, в паспорт далее первой страницы не смотрели. Но особенность была в том, что пограничники проверяли документы при вылете, а я 3 года летал на Камчатку из Москвы, и по прилету в Елизово выпускали из самолета после проверки пограничниками. Вот и получалось, что почти лишний час в самолете в ШРМ пока не проверят всех 160 паксов Ил-62, в пути 8 с половиной часов, а потом еще час в самолете в Елизово, пока снова не проверят пограничники. 1982-1985 годы
 
KD-VOG, разве из ШРМ были рейсы на Камчатку? Это же вотчина ДМД. Я помню паспортный контроль в самолете только на Сахалине по прилету. 1980-е.
 
Были в отдельные периоды, май -июнь и август-сентябрь, в дополнение к рейсам в ДМД
 
Реакции: avro
А кто их выполнял? Точно не ЦУМВС.
Выполнять такие рейсы могли в то время все, у кого были Ил-62, в едином Аэрофлоте все решалось просто: приходит в ЛО тлг, такого то числа выполнить рейс имярек и вся недолга. Сам лично как то летел из ХБР в ШРМ, в то время как все остальные рейсы выполнялись в ДМД, стюарды были мужики в белых рубашках и давали вино на борту, чего обычно никогда не было. Кстати, в ДМД была точно такая же процедура по вылету на Камчатку. В те годы все было много проще: с мае-июне все на материк, обратно самолеты пустые, в августе-сентябре все наоборот, на материк пустыми шли, поэтому могли запросто завернуть рейс за загрузкой и в Ташкент и в Алма Ату, да хоть куда, где загрузка была и аэропорт пригодный, по дороге из Камчатки в Москву и обратно. И это было характерно не только для Камчатки, но и для Владивостока, жена с сыном как то в Красноярск залетали за загрузкой по дороге из Владивостока в Москву. Точнее из Хабаровска, рейс Владивосток-Москва выполнялся на Ил-18 (2 шт, я еще застал 2 Ту-104! Позже и Ту-154 привлекали до ХБР, и Ан-24, все что подходило под загрузку) до ХБР, а далее на Ил-62.
 
Рейсов из Шереметьево на Дальний Восток было немного: рейсы 25 и 33 (потом 39) с салонами первого класса SVO-KHV, первый ежедневно, второй один раз в неделю - подача самолета под рейс KHV-KIJ; выполнялись круглогодично с 1982 по 1990 годы. И рейс 1 с салоном первого класса SVO-VVO. Выполнялся короткое время, год или меньше. Больше никуда на Восток ЦУМВС на Ил-62М по СССР не летало.
 
Если в ДМД вышли из строя сразу несколько бортов в сезон и народ вопит - МГА могло дать ЦУ в Шереметьево вывезти разово пассажиров на бортах ЦУМВС?

Пример. Не было в документах (я думаю) пассажирских перевозок на рыболовных судах Сахалин - Курилы. Но вот все сломалось, народ вопит который день. Губернатор вызывает главного по транспорту и дает ЦУ решить вопрос.

Главнвй едет в порт Корсаков. Находит там что-то еле работающее рыболовное, уговаривает капитана. 300 человек за один раз перемешается на таком судне в трюмах на Курилы. Начало 1990-х.

Этот случай в деталях описан в изданных на Сахалине мемуарах главного по транспорту тех лет (включая воздушный).
 
Последнее редактирование:
Чаще всего в этом случае делилось флотом Ульяновское ВАУ ГА.
235 отряд тоже давал свои самолеты и экипажи с удовольствием: налеты у их экипажей были маленькие.
 

На рейсах в Анадырь в 80-х было так: билеты продавались только тем, у кого в паспорте стоял штамп прописки с отметкой "ПЗ" (погранзона) либо по специальному пропуску (для командировочных, к примеру). По прилету в Анадырь на борт поднимался пограничный наряд и проверял документы у всех пассажиров, только потом начиналась высадка из самолета.

Статус погранзоны убрали где-то в 90-х, потом опять возвращали/убирали, как сейчас - не знаю. Но в 2005 году, например, я не мог купить билет в "Домодедовских авиалиниях" без специального пропуска, пришлось искать возможности его получить. По прилету схема была та же: перед высадкой проверка документов у пассажиров пограничниками.
 
foxhaund, но при вылете в Анадырь пограничники паспорта же не проверяли? Только на прилете.
 
foxhaund, еще спрошу, т.к. интересно - как пассажиры попадали в город из аэропорта? Зимой, летом, в межсезон? Я про водный участок.