Организация авиаперевозок во времена СССР

Иногда и диспетчер УВД бывал один и тот же на Подходе, Круге и Посадке, но на разных часотах.
В Комсомольском-на-Амуре центре ОВД диспетчер КДП МВЛ тоже выполняет одновременно функции диспетчера круга, диспетчера подхода, диспетчера посадки, диспетчера взлета, диспетчера руления.
 
Реклама
🙂
Была, была польза от бортрадиста.
Я немного помню этих динозавров, когда летал на Ан-26, конец 80-х. Но полетал на Ан-26 немного, поэтому не помню, чтобы при мне бортрадист ключом работал, по радиотелеграфии.
Если правильно помню, оплата километровых была у бортрадистов самая маленькая в экипаже, 40%.
Столько же и у бортпроводников.
А нас, штурманов, учили радиотелеграфии в лётном училище, КВЛУГА. По-моему, на втором курсе. Раз в неделю практические занятия в учебном классе. И еще раздали "пищалки", с ключом и зуммером, вот вечерами пищали морзянкой.
Но конечно, уровень наш был вовсе не на разряд. Сдали зачет и забыли. Хотя, на слух я до сих пор позывные приводных радиостанций могу распознать 🙂

В ЦУМВС, насколько помню, бортрадисты вовсю работали. Над океаном и за океаном.
 
🙂
Была, была польза от бортрадиста.
Я помню, как спрашивал отца, мол без радиста, типа, лучше стало (я про Ил-18 речь веду)? Это было где-то в начале 70-х... Мне лет 6-8...
Помню батин ответ: да! Порой очень даже лучше! В такси-то четверых сажают. А надо же на базар сгонять, например за дынями-арбузами... Поэтому с уходом радиста ушла и одна из проблем для экипажа в гостевых аэропортах. :)
 
Точно, на Ту-134 летали мы вчетвером, удобно было заселяться в гостиницы и профилактории. Номера четырехместные или двухместные.
И в тысячу удобно сыграть и воообще, удобно.

Но на Ан-26 и бортоператор был, так что, компания еще побольше.
 
Из смешного припомню.
Мы как-то привезли в Шереметьево-2 на нашем училищном Ан-24УШ кировоградские пишущие машинки "Ятрань". Нас поставили рядом к Ил-76, он догрузился нашими пишущими машинками, полетел на Кубу.
Вот помнится, как немцы Люфтганзы с интересом смотрели на нас, "экипаж" выходящий из небольшого самолета, 17 человек в летной форме ))
Ну да, 11 курсантов и 6 инструкторов - экипаж большой ))
 
А какая была в части зарплат разница в экипаже? Я слышал, если зарплату командира принять за 100%, то второй пилот и штурман по 75%. а бортач 60?
 
Я слышал, если зарплату командира принять за 100%, то второй пилот и штурман по 75%. а бортач 60?
Мне, если правильно помнится, на Ан-26 было
100% у КВС,
80 у ВП,
75 у ШТ,
60 у БМ,
40 у БР и БО.

На Ту-134 помню с 90-го года:
100% - КВС,
80% - ВП, Шт, БМ,
40% - БП.

Это километровая оплата.
Еще были оклады.
Еще были на эти две составляющие надбавки.
И еще всякие были надбавки.
В расчетном листе бывало и более десятка пунктов начисления.
 
Километры для оплаты рассчитывал штурман.
Вот и помню хорошо, учитывал день и ночь. Ночью оплата на 30% больше. А зимой на севере ночь длинная.
Еще были группы сложности.
На югах была первая группа.
Примерно севернее Котласа и чуть южнее Сыктывкара шла на север вторая группа.
При облетах самолета, на учебно-'тренировочных полетах и при перегонках на завод (в ремонт) и с завода оплата была на две группы выше.

Эта фото из моей записной книжки того времени.
Когда переписывал из какого-то документа, удивился, что на Ту-134 оплата за каждые 10км меньше, чем на Ан-12 и Ан-26. Но потом дошло, что скорость на Ан-12 и Ан-26 меньше.
Расценки в копейках за каждые 10км. Зоны ожидания и обход гроз тоже добавлялся.
IMG_2408.JPG
 
Реклама
Добавлю немного конкретики.
Партбилет отца. С указанием взносов и ежемесячной з/п.
Речь о б/м первого класса со стажем лётной работы с 27.07.1961. Латвийское Управление Гражданской Авиации. Как-то вот так оно было когда-то...
Salary.JPG
. :)
 
Как-то вот так оно было когда-то...
Грубо говоря, в 1990-м в нашем отряде на Ту-134 эти цифры были бы больше в раза 3.
У КВС еще больше процентов на 30.
900 - 1200р на руки.

А сейчас КВС может получать 600тр, а второй пилот менее двухсот.

При социализме зарплаты были ровнее.
У нас (Сыктывкар) в 1990-м и на птицефабрике слесари получали 500 - 700 рублей и машинисты и на вредных производствах.
Но были и другие зарплаты.
Друг, одноклассник, работал учителем истории в школе, получал 160 - 180 рублей.
Помню, черный хлеб, буханка, стоила 20коп, белый 26коп. Сахар 1р04коп. (2-й пояс. По первому 96коп, по третьему 1р14 коп)
Колбаса вареная около 3р, копченая кооперативная 7-8р.
Джинсы 70 - 100р, телевизор Шилялис небольшой цветной 500р, оплата двухкомнатной квартиры до 20р, спички 1коп, пара медиаторов для гитары тоже 1коп.
Привожу 90-й год, потому что в 1991-м была Павловская реформа. Цены и зарплаты выросли в 2 раза.

Может, не совсем в тему.
Но уровень оплаты и уровень жизни тоже косвенно относится к организации авиаперевозок.
Народ авиационный дорожил своей работой, была престижной, при хорошей оплате.
 
Последнее редактирование:
tipun, сам документ у Вас уцелел? Я не знал, что в союзных республиках партбилеты были двуязычные.
Андрей 65000, Ваши цифры с учетом северных надбавок?
Документы "союзного" значения были двуязычными. Паспорт, профсоюзный билет, трудовая книжка... и прочее.
Документ целый. Скан делал часик назад. :)
 
tipun, а комсомольский билет тоже? Лет пять проработал в комсомольской канцелярии, а двуязычных документов не видел ни разу.

P.S. Не прошу скана первой страницы, но ради интереса - номер партбилета? Сквозная ли была нумерация по всей стране?
 
При социализме зарплаты были ровнее.
Социализм был разный в разные годы. В начале 70-х, автомобиль Волга и трёхкомнатный кооператив стоили примерно одинаково - около 6 000 рублей. Ближе к середине 70-х годов 6 000 рублей стОил уже Жигуль-копейка.
Ну, а мама моя работала тогда контролёром Энергосбыта. На руки 100 рублей.
 
tipun, а комсомольский билет тоже? Лет пять проработал в комсомольской канцелярии, а двуязычных документов не видел ни разу.

P.S. Не прошу скана первой страницы, но ради интереса - номер партбилета? Сквозная ли была нумерация по всей стране?
№ 07815062 выдан 22.06.1973 :)
 
Андрей 65000, Ваши цифры с учетом северных надбавок?
Да, типичные из жизни.
В Сыктывкаре северная надбавкв 30%, районная 20%.
Молодежи или приехавшим с югов районную надбавку платили сразу, северную нужно было заработать.
Но вот с другом из Быково сравнили тогда зарплаты. У него была такая же. Правда, на должности ст.шт.ЛО Ан-24.
В Воркуте, точно не помню, коэф. был 1,7 вроде.
Шахтеры там жили не хуже летчиков.
 
Реклама
Андрей 65000, из Вами перечисленного в Сыктывкаре в 1990 году что было в свободной продаже, за чем были очереди с дракой, а на что талоны (карточки)?
 
Назад