Организация авиаперевозок во времена СССР

Ну, а мама моя работала тогда контролёром Энергосбыта. На руки 100 рублей.
Это в 70-х?
Я их не помню, школьником был с середины.
Помню в середине 80-х самая маленькая полная зарплата была у дворника, 80р. Кто получал мало, а было желание подработать, устраивались по совместительству дворниками.
 
Реакции: 2014
Вот так вот сразу на 100% про комсомольский билет не скажу, но на 90-95% уверен, что также - двуязычный. Причём разворот (1-2-я страница) заполнялся на обоих языках: первая на русском, вторая на латышском.
Вот со Свидетельством о рождении было чуток сложнее. Язык заполнения был один. По выбору родителей. Внутри республики проблем ни у кого не возникало. Ибо делопроизводство допускало двуязычие, а транслитирование фамилий или имён с латышского языка на русский весьма простое. Но и тут, порой, возникали некие курьёзы: пошли с другом детства за его первым паспортом. Я-то был на месяц старше, поэтому паспорт у меня уже был на руках. Ну, а Герка (имя которого - Герман) имел свидетельство о рождении, выписанное на латышском языке. Ну, типа, батя его так когда-то захотел. По-латышски имя Герман пишется как Hermanis. Никто и никогда его так не писал: везде он был Герман. Ну, а вот с паспортом такого не прошло. Как написано, так и странслитировали. Помню его выражение лица, когда он, открыв первую страницу увидел, что там русскими буквами написано - Херманис. Эпопея с переписыванием паспорта затянулась ещё на пару месяцев. Ибо не всё так просто с паспортными отделами. Для начала надо было переписать свидетельство о рождении, точнее - заполнить его на русском языке, где уже фигурировало имя Герман, а потом, на основании уже нового (русскоязычного) свидетельства был выписан паспорт на имя Герман. Фот такие вот были билингвические проблемки...
 
Последнее редактирование:
За телевизорами и видеомагнитофоном, импорными шмотками нужно было поохотиться.
С продуктами было получше.
Не помню точно, вроде, в 1991-1992 годах в ЖЭКе получали талоны на крупы, сахар, масло, мыло, водку.
Таксисты тогда за двойную цену загоняли водку пассажирам.
А я без проблем покупал хорошее вино в Анапе, по знакомству с завода.
В общем, период 1990 - 1993 был дефицитным для групп товаров. Потом рынок резко наполнился, изобилие при гиперинфляции.
 
Это конец 70-х - начало 80-х...
80 рублей (или чуть меньше) это была минимальная зарплата.
А вот уже ставку в 100 рублей можно было встретить весьма часто. Вспомним тех же инженеров-выпускников ВУЗ-ов.
Я закончил Политехнический институт в 86-м и получил ставку - 125 рублей (на бумаге). На руки выходило, по-моему 116. Более того - больше меня из моей группы никто не получал!!! Все остальные - меньше. Самая низкая была - 105 рублей (на бумаге). Социализм...
Но - это были, хоть небольшие, но всё-таки деньги...
P.S. Чтобы не отрываться от темы: в те годы авиабилет Рига-Москва стоил 21 рубль. В несезон студентам предлагалась скидка 20%. Билет стоил 17 рублей.
 
Последнее редактирование:
Летом - да, зимой обычно проблем не было.
У меня вообще проблем не было. Летал зайцем и возил зайцев, наших, авиационных зайсов
Сложнее с зайцами стало постепенно лишь с года 1995-го.
А зайцы и до сих пор не вымерли. Просто редкий вид.
 
Ну да, 11 курсантов и 6 инструкторов - экипаж большой ))
По пути всем курсантам порулить давали? И инструкторам тоже?)
Цены и зарплаты выросли в 2 раза.
А в какой момент зарплаты стали отставать? В 1992? Или авиаторы так и катались все 90-е как сыр в масле, по крайне мере, кто работы не лишился?
 
Смотря в какой сезон. И в какие направления. Хотя... Хотя ж/д сообщение выступало неплохим дублёром. 70-80-е годы. Рига-Москва. Было где-то 5-7 ежедневных авиарейсов (порядка пяти с хвостиком сотен человек). И 4 поезда. А это уже по 600 - 700 человек в каждом. Три скорых поезда были "ночными". Из центра города в центр города. Кто не достал билетов - тому на пассажирский. То же самое (утреннее прибытие в Москву/Ригу), но в дороге почти сутки. Если учесть дорогу до аэропорта, а потом от аэропорта прибытия в центр города. Если учесть, время на регистрацию и возможные задержки по метеусловиям... В общем при всём прочем - поезд казался удобнее. Стоимость авиаперелёта - 21 рубль. Стоимость плацкартного билета 12 рублей. Купейного - 18 рублей. Единственное почему мы с семьёй летали в Москву, а не ездили поездами - отцу, как работнику Аэрофлота ежегодно был положен один бесплатный перелёт и 50% скидка на одного члена семьи, если они летят вместе. А так - до столицы поездом было и удобнее, и ограничения по весу багажа не было. Ибо 30 бесплатных кг., что разрешено было в Ил-18, с 1976-го года превратились в 20 кг. А патамушта - Ту-134.
Кстати - купить купейный билет на поезд Рига - Москва было, я бы сказал, не менее сложно.
 
Сыром в масле работу авиаторов назвать было трудно. Трудно назвать было всегда.
Мне, например, тяженько себе представить тот режим, который соблюдал отец, будучи бортмехаником. Ни в гости нормально сходить (желательно за сутки до вылета не принимать алкоголь), ни нормально вовремя поспать, особенно перед дальними рейсами, чтобы потом не кемарить в полёте. Часть рейсов - с ночёвками в портах прибытия. А на земле, когда ты не в небе, то "разбор полётов", то дежурство в "резерве", то "учебка". А, порой, ещё и командировка на тренажёр. Ибо в Союзе тренажёров было раз-два и обчёлся...Так себе удовольствие, порой. На работу - за три часа до назначенного времени вылета. После прилёта - часа через полтора после того, как самолёт сел. На сон грядущий надо читать не Пикуля, а Руководство Полётами. И так годами. Двухмесячный отпуск давал возможность оттянуться, но чем дальше в лес, тем больше было того, что половину из этого отпуска приходилось жить в санаториях. Восстанавливать те нервы и здоровье, что потратились.
Итог - приобретённое снижение слуха и остеохандроз (на Ил-18 такое считалось чуть ли не нормой ибо у б/м не было стационарного кресла с регулируемой спинкой), проблемы с ЖКТ, вырезанный желчный пузырь и инфаркт в 56 лет (это произошло через 10 лет после того, как он списался, но продолжал работать в аэропорту).
 
В 80-е приходилось и летать в Ригу и поездом тоже. После поездов типа Хабаровск-Владивосток или Оренбург-Куйбышев, поезд Москва-Рига показался космосом. Ехали в СВ, и когда стюард (мужика в этом качестве увидели впервые!), унося посуду после ужина спросил, когда завтрак подать, мы с женой выпали в осадок. Да что там говорить, сама Рига показалась заграницей. Но, как ни странно, сложностей с билетами не ощущалось ни на поезд, ни на самолет в этом направлении. Сложности были с билетами на Юг и на ДВ, сезонно конечно же.
 
Под тысячу не все получали. Ан-2 например, пилоты этих отрядов получали гораздо менее. Даже Як-40, или Ан-24, особенно те, кто в Москву не летал или Питер. В то же время, те, кто на самом деле получал тысячу не гнушались доп заработками, знал лично тех из них, кто таксовал в свободное время, даже челночили, привозили шмотки на продажу после полетов в группы войск с новобранцами и дембелями. Как всегда, все индивидуально было и есть сейчас. А вот на севере и ДВ там все получали более тысячи. Даже пилоты Ан-2. Россия большая и разная, везде все по разному было и есть, да и будет всегда.
 
Тысяча рублей в месяц - были большие деньги, очень хорошие. Даже на севере и в районах приравненных к Крайнему Северу. Вот Сыктывкар - приравнен. Киров - нет. Воркута, Норильск - натюрлих Крайний Север.
На вредных производствах и непростых профессиях: шахтеры, летчики, машинисты и т.п. под тысячу получали.
Самую большую зарплату я слышал от коллег, которые летали над Северным Ледовитым океаном с подбором площадок. Можно было угодить и в полынью, вот мне рассказывали, что такая посадка с подбором оплачивалась 70р. За день бывало и не одна такая посадка. И зарплата бывала более 2 тысячи рублей, до 2500. Но это со слов там летавших в конце 70-х, начале 80-х. Мне не верилось, что и такие бывали зарплаты. Да и сейчас, без документального подтверждения не на 100% верю. Но не занимался поиском документов с расценками.

Как выше правильно сказали, отнюдь не все летчики получали "тыщу".

В Сыктывкаре пилоты Ан-2 получали 200 - 300р. На Ан-24/26 400-600. На Ту-134 я, молодой штурман, летом получал 650 - 700, зимой 500 - 600. Со стажем лет 20 и всеми надбавками получал бы около 800, но до тысячи редко бы доходило.
Но и 650р - были хорошие деньги. Отпуск 72 дня в году. Мама у меня работала экономистом, зарплата до 200р, отец главным механиком по дизелям, зарплата 300 - 350.
Друг работал в школе учителем истории, зарплата 160 - 180. Это я привожу 1990-й год и Сыктывкар, столицу Коми АССР. Не все на севере получали хорошую зарплату.
 
А вот на севере и ДВ там все получали более тысячи. Даже пилоты Ан-2.
Позволю себе усомниться. Знакомый КВС Ан-2 получал в среднем меньше восьмисот, понятно, что 2П получал ещё меньше. Это Якутия, "глубинка", семидесятые.
 
Ок. Вполне допустимо. Я же о 80-х, Приморье, Камчатка. Сугубо из того, что знал от тех, с кем работать в тех местах приходилось. Обычный диспетчер РЦ получал под тысячу со всеми надбавками.
 
Да не... Я понял. Но в 1990-м году это не были уже "дикие" деньги. В 1990-м году уже началась галопирующая инфляция. Не скажу за весь год, но в декабре 1990-го года моя зарплата составляла 600 рублей. На руки. Официальная. А работал я в отделе снабжения мебельного комбината. Даже не начальником.
 
В 1990-м году уже началась галопирующая инфляция.
В РСФСР в 1990-м не было.
Весной 1991-го года была реформа премьер-министра Павлова. Цены и зарплаты удвоились.
В 1992-м году началась гиперинфляция в сотни процентов годовых.
 
Рига, помимо обычных пассажиров, следующих по каким-то своим личным делам, привлекала различного рода группы туристов. Очень часто немногочисленные группы перевозились обычными рейсами. Кроме того, практически все отряды в центральной полосе, у кого были свои самолёты, все 80-е годы практиковали (обычно по субботам) заказные рейсы с дневным отстоем, то есть, рано утром в Ригу (значительно реже в Киев, Минск, Вильнюс и Таллин), поздно вечером обратно, и это была осенне-зимняя программа. Причём, при наличии регулярных рейсов - из Курска, Белгорода, Воронежа, Харькова - выполнялись ещё и эти. Большую роль играло расстояние, обычно подобные варианты имели смысл, если полётное время до Риги и других, привлекающих туристов городов, не больше 2 часов. Возить туристов, например, из Свердловска и Новосибирска таким образом, смысла уже не было, им бы по 6-8 часов приходилось проводить в пути. Однако экскурсионные программы в Ригу и Лиепаю разрабатывали Бюро путешествий и экскурсий даже в Южно-Сахалинске (см. скрин).
Поскольку Прибалтика у нас была на особом счету, можно предположить, что по этой причине в аэропортах столиц Прибалтийских республик никогда не было проблем с топливом. Плюс к этому в 1983 г. ЦАВС Риги незамедлительно в числе первых получило довольно-таки мощный ЦОД "Сирены-2" и подключило к нему рейсы из Лиепаи, Вильнюса и Таллина и сопровождало ресурсы мест до тех пор, пока в ЦАВС этих городов не появились свои ЦОДы (1985-1987).

 
"Павловская" реформа была в январе 1991-го. 23-25 числа. Когда отменили 50-ки и сотки... И инфляция началась до неё. Даже в РСФСР. И наличие вот этой вот инфляции и ускорило её (реформы) введение. Всё планировалось ввести немного позднее.