Организация авиаперевозок во времена СССР

"Правила розничной торговли на воздушных судах внутрисоюзных авиалиний" (22.10.1987)
"Настоящие Правила определяют порядок организации розничной торговли сувенирами и другими товарами на воздушных судах внутрисоюзных авиалиний на рейсах продолжительностью свыше 1,5 ч полета, а также взаимодействия организаций и лиц, осуществляющих эту торговлю."
 
Реклама
Из первоисточника как раз однозначно следует, что там было что-то вроде барной стойки. За ней стояла стюардесса и продавала еду. А по салону разносили только бортпитание, включенное в цену билета. Вообще я думаю, что детали лучше узнать у самого Сигачева.
скорее всего речь шла про международные рейсы.

Вообще я думаю, что детали лучше узнать у самого Сигачева.
вот вы у него спросите и нам обязательно расскажите.
 
Я задал вопрос Сергею Сигачеву про буфет в Ил-86 и он мне ответил. Копирую текст из его блога.

1. Имеется в виду бар только в международном рейсе, которым я летел в Хошимин, на внутренних его не было. Кроме вьетнамского рейса, я 86-м ещё летал Х - Петропавловск-К три раза. На внутренних рейсах алкогольного бара не было, там сидели пассажиры!
2. Находился он в начале второго большого салона, примерно где крылья начинаются. Небольшая стойка в середине, там где должны быть начальные кресла среднего сегмента.
3. Причём, что больше всего меня тогда поразило - по бокам от него не было кресел, там где должны быть кресла у иллюминаторов, а были сделаны такие импровизированные более легкие скамейки, и можно было присесть ненадолго у иллюминатора на такой скамейке с вином, если там никого не было (!).
4. Это был шереметьевский экипаж международного авиаотряда, и летел я, соответственно, из Ш-2.
5. Что продавали. На 60% - спиртное, всякое разное. От коньяка и бренди до легкого вина. Остальное - бутеры с икрой красной и чёрной, балыком, разные коржики и сушеные кальмары. Иностранных пивных банок - были, но немного. Про курево, честно, не помню, я это не зафиксировал никак.
6. Бар был мультивалютный. Продавали на доллары, на ф.ст. и на что-то ещё. Кажется, индусы мне говорили, что на доллары цены неплохие. Но мне было дорого и жалко валюту, я ничего не брал. К тому же в рейсе и так кормили просто на убой, 2 мощных обеда за рейс и 2 средних перекуса за 5 перелетов от Мск до Хошимина, плюс вина можно было выпить во время разноса напитков много и так просто.
7. Год - 1988, июнь и декабрь, в оба конца.
8. Ах, да, упустил: от пасс. салона бар был отгорожен тонкой стенкой, это тоже важная деталь.

Оригинал можно прочитать здесь.
 
Я задал вопрос Сергею Сигачеву про буфет в Ил-86 и он мне ответил. Копирую текст из его блога.

1. Имеется в виду бар только в международном рейсе, которым я летел в Хошимин, на внутренних его не было. Кроме вьетнамского рейса, я 86-м ещё летал Х - Петропавловск-К три раза. На внутренних рейсах алкогольного бара не было, там сидели пассажиры!
ну вот я о том же. Такое могло быть только на международных рейсах. На внутренних рейсах платным ассортиментом еды и напитков бортпроводники обслуживали на местах пассажиров с 1991 - 1992 гг. по настоящее время
 
Про курево, честно, не помню, я это не зафиксировал никак.
на международных рейсах разрешалось курение после набора высоты. Об этом факте в конце 80-х писали корры АиФ в частности на рейсе Москва - Токио, при этом упомянув что стюардесса была толстой и тоже курила.
 
Курение на борту в начале 1990х было обычным делом. Были рекомендации бортпроводникам. Типа что курение разрешено там-то и там-то. У туалетов в конце салона.
 
Курение на борту в начале 1990х было обычным делом.
На внутренних рейсах в СССР последовательно запрещали курение: сначала на рейсах до 1,5 часов, потом до трёх, потом до шести, потом совсем. Точных дат не помню, всё это было с начала 70-х до начала восьмидесятых. При этом не было разделения салона на курящие и некурящие зоны. Рекомендовалось курить только с согласия сидящих рядом пассажиров.

После либерализации рынка некоторые авиакомпании разрешили курение на внутренних рейсах. Например, в "Колавиа" ("Когалым Авиа") курить можно было в правых блоках бизнес-класса, в экономе мест для курящих не было.

На международных рейсах курить можно было до 30 марта 2002 года. Примерно до середины восьмидесятых "Аэрофлот" не делил салоны на курящие и некурящие, что, мягко говоря, удивляло иностранных пассажиров, поскольку к концу семидесятых эта практика стала общепринятой в мире.

В глобальном масштабе российские авиакомпании со своей либерализацией в 90-е шли против течения. В 1998 году курение было запрещено на всех внутренних рейсах в США (до этого последовательно ограничивали), примерно в это время стали требовать запретить курение на рейсах в/из США и от иностранных авиакомпаний.
При этом "Аэрофлот" постепенно увеличивал продолжительность рейсов, на которых курить нельзя. Однако на дальних маршрутах курение разрешалось. И совсем необязательно в хвосте: например, на 767 курящим был второй ряд первого класса и примыкающий к нему небольшой салон бизнес-класса (два ряда, 12 мест), а более длинный салон бизнеса (четыре ряда, один неполный, всего 22 места), отделённый от первого вестибюлем и кухней, был некурящим. Впрочем, туалеты тоже были как раз возле этого вестибюля.

Стоя в проходе и в туалетах курить было нельзя никогда, и, конечно, при наборе высоты и снижении тоже. "Аэрофлот" делал это очень долго: если в западных компаниях табло с запретом курения гасло буквально после уборки шасси, то "Аэрофлот" держал включённым табло "Не курить" столько же, сколько и "Застегнуть ремни", то есть до получаса после отрыва и включал его за полчаса до ожидаемого касания.

К началу 2002-го "Аэрофлот" и "Иджиптэйр" оставались последними авиакомпаниями, которые выполняли рейсы с местами для курящих в США. Но потом пришлось смириться с требованиями авиавластей -- да и пассажиры запрет поддерживали.
 
Последнее редактирование:
А какие нормативы на питание были в СССР в разные годы? Вот я помню точно, что между Сургутом и Москвой на Ту-154 была холодная курица, а на более дальних рейсах ведь давали и горячее? Иначе зачем там электродуховки для разогревания.
Понятно, что на Ан-24 наливали лимонад и минералку (там у бортпроводника только и были полки для бутылок с водой, а столиков в креслах не предусматривалось). Хотя в тот же Сургут в 1971-м рейс на Ан-24 длился около семи часов, с единственной посадкой в Тюмени.
 
А какие нормативы на питание были в СССР в разные годы? Вот я помню точно, что между Сургутом и Москвой на Ту-154 была холодная курица, а на более дальних рейсах ведь давали и горячее? Иначе зачем там электродуховки для разогревания.
Понятно, что на Ан-24 наливали лимонад и минералку (там у бортпроводника только и были полки для бутылок с водой, а столиков в креслах не предусматривалось). Хотя в тот же Сургут в 1971-м рейс на Ан-24 длился около семи часов, с единственной посадкой в Тюмени.
C единственной посадкой и с полной загрузкой он быДо Москвы не долетел. Рейс был Сургут - Тюмень- Казань - Москва
 
Реклама
Подобная ситуация была и с нашим рейсом в Кишинев, когда из-за Донецка его пришлось двигать и перелопачивать весь график, потом вообще выполнять напрямую и на большом туполе.

Из-за этого мы ехали 450 км в Куйбышев вместо того чтобы лететь с пересадкой в Москве. Было удобнее.
 
Как в анекдоте: ... аналогичный случай был с нашей полковой кобылой...
Учился я в одном из учебных заведений ГА города Ленинграда. А на каникулы/практику летал в родной Омск. И кроме прочих, летал в начале 80-х рейс Омского ОАО в Ленинград. А обратно - нет. По расписанию (на стенах Пулково) было непонятно. Рейс только в одну сторону. В справочном спросил, а куда он пропадает - девушка ничего внятного не смогла сказать. Пока не встретил однажды в авиагородке стюарда знакомого (в одной школе учились). На мой вопрос он ответил, что рейс ходит по кругу: Омск-Ленинград-Кемерово-Омск. И только в одну сторону. В Ленинграде - эстафета. И если я соберусь с ними в Омск - веломЕ, но с промежуточной посадкой в Кемерово. Такие воспоминания нахлынули после прочтения предыдущего постА. Хороших выходных!
 
victor_sheen, подобные рейсы, кстати, невозможно было ввести в "Сирену-2", потому как система вообще не понимала оборотных циклов, стыковок и прочих премудростей, хотя по идее, в данном случае тариф Ленинград-Омск должен был рассчитываться системой как тариф на любом прямом рейсе. В Вашем случае пришлось бы лететь по тарифу от Ленинграда до Кемерова, а затем ещё от Кемерова до Омска.
 
В последние дни 1985 года отдел перевозок решил скромно проводить старый год. Скромно-то может и скромно, но уж очень громко. Одна из сотрудниц покрасилась в рыжий цвет, надела шляпу и пыталась изобразить Пугачёву, пела, танцевала. Но зря старалась, было совсем непохоже, а вот если бы "тётю Таню", бортпроводницу, чуток подгримировать - от певицы Сандры (надеюсь, тут все такую помнят) - не отличишь! )))
563089_900.jpg
 
Дело в том, что в Омск через Кемерово пассажиров не возили вообще. Ни за какие деньги: просто не существовало такого сообщения. Меня просто брали зайцем. Правда, пассажиров в форме (а у меня на тот момент был запасной летний комплект с золотыми погонами 7-й категории, поплавком от авиаучилища и штурманской птичкой 2-го класса) зайцами не считали.

image (11).jpg
 
На мой вопрос он ответил, что рейс ходит по кругу: Омск-Ленинград-Кемерово-Омск.
А не может быть так, что это был рейс Кемерово-Омск-Ленинград + Ленинград-Кемерово?
А посадка в Омске требовалась, например, еще и потому, что при полете на запад, как это водится, дует встречный ветер, и у Ту-154 не хватает топлива на рейс от Кемерово до Ленинграда без посадки (около 3300 км), а из Ленинграда с попутным ветром - хватает.
Если схема рейсов была такая, как я написал, то в понятно, почему в ленинградском расписании не было этого рейса в Омск. А в омском расписании в графе с временем прилета обратного рейса из Ленинграда наверняка было написано что-то типа "пролет".

P.S. Нашел в расписании из Пулково-1985 рейс 3477/3478 Кемерово-Омск-Ленинград..
Судя по расписанию этот рейс до 31 июля летал с посадкой в Омске туда и обратно, а вот с 1 августа на пути из Ленинграда в Кемерово посадка в Омске не выполняется, т.е. получалась схема Кемерово-Омск-Ленинград + Ленинград-Кемерово.
Может быть отсутствие посадки в Омске можно и так объяснить: в августе разгар сезона уже набиралось достаточное количество пассажиров из Ленинграда в Кемерово, и омских пассажиров в Ленинграде не брали, а раз так, то можно и не выполнять посадку в Омске. А на пути в Ленинград посадку где-то нужно делать по-любому.
Только остался вопрос: чьи были экипажи: кемеровские, омские, толмачевские?
 
Последнее редактирование:
Экипажи были не Кемеровские. А вот Омские или Новосибирские? Ну стюард точно был из Омска - из Амура. Сосед. А про начало эксплуатации Ту-154 в Омске знаю следующее: первоначально экипажи были Толмачевские. Затем стали переучивать местных (Омских). Вскоре Новосибирцы (прихватив квартиры) вернулись обратно. Спасибо, напомнили: по нумерации на запад летел рейс Кемерово-Омск-Ленинград и совсем другим номером Ленинград-Кемерово. Похоже, самолет все же долетал до Омска, но каким-то другим рейсом. Может через Новосибирск.
 
Реклама
Меня всегда поражали некоторые рейсы. Например, летали рейсы Ленинград-Мурманск-Шереметьево-Ленинград. И другой самолет по маршруту Ленинград-Шереметьево-Мурманск-Ленинград. А по номерации вроде как три парных рейса Ленинград-Шереметьево, Ленинград-Мурманск и Мурманск-Шереметьево. Спросил у пилотов: почему так сложно? Говорят: удобно. Рабочий день - один круг, три полета. По аналогии, но вместо ШРМ - Донецк. Только по одной орбите (полгода в одну сторону, полгода - в другую). Или еще прикол: на вопрос - Куда сегодня? Отвечает: -Две Москвы. Т.е. два рейса между Ленинградом и Шереметьево. Короче, сейчас наверное и не восстановить все тонкости тех расписаний...
 
Назад