ну, проще говоря, от запуска. По крайней мере, об одной точке отсчета имеем дискуссию, это радует!
От включения двигателя и климат-контроля одновременно. Имеется в виду прогрев до температуры +8+10, а не до комнатной. При более низких температурах прогревается дольше.
Так я о том и говорю, что это нереально. Чтобы за 5 минут прогреть салон до 10 градусов с указанных ранее "-15", надо...
1. Прогреть мотор ну хотя бы градусов до 30-40. А это все те самые 200 килограмм стали, чугуна и алюминия. Итак...
http://ru.wikipedia.org/wiki/Удельная_теплоёмкость
Удельная теплоемкость.
воздух (сухой) газ 1,005
воздух (100 % влажность) газ ≈ 1,0301
Считаем, что одно и то же - 3 процента разницы.
алюминий твёрдое тело 0,930
железо твёрдое тело 0,444
чугун твёрдое тело 0,540
масло жидкость ≈ 2,000
вода жидкость 4,183
Измеряем в единицах кДж·кг-1·K-1
Итак... Прогрев напрочь промороженного за ночь авто:
1. греем 200 килограмм чугуна, железа (стали) и алюминия. Ну посчитаем по среднему: 66*0,93 + 66*0,44 + 66*0,54 = 61,38 + 29,04 + 35,64 = 126,06 килоджоулей на градус температуры. С учетом -15/+10 умножаем на 25 - 3151,5 килоджоулей.
На примере Газели/Соболя беру цифры - 10 литров Тосола и 5 литров масла. Итого:
Тосол берем по воде, потому как зачастую льют его концентрат и примерно 1:1 водой разбавляют. С другой стороны, некий "запас погрешности" есть, но о нем позже. Так вот, ведро воды и полведра масла.
4,8*10*25=1200
2,0*5*25=250
Итого, прогретый всего до +10 градусов мотор нам стоит 3151,5+1200+250=4601,5 килоджоулей тепла.
Это мы лишь мотор прогрели, но не салон! Случилось невероятное - мы сумели все выделяемое им в дальнейшем тепло пустить на обогрев салона. Т.е. мотор в принципе не может греться больше, чем салон... При этом не надо прогревать шланги, воздуховоды, сиденья, нет потерь в окружающую среду как на самом моторе, так и в салоне - ну идеальный автомобиль! Далее...
Салон машины... Ну полтора метра в ширину - умеренно шикарная иномарина. Полтора метра в длину - с двумя рядами сидений. Это уже 2,25 квадрата площади. Ну уж всяко поболее метра в высоту будет, поэтому соглашусь на 3 кубометра. Кубометр воздуха весит примерно 1,3 килограмма, т.е. греем порядка 4 килограмм воздуха.
Источники:
http://www.dpva.info/Guide/GuideMedias/GuideAir/AirMaihHeatPropAndPrandtl/
http://www.highexpert.ru/index.php?go=Content&id=17
Теплоемкость воздуха:
практически 1 килоджоуль на килограмм на кельвин, считай на градус. Практически - это 1,005...
Т.е. еще 4*25=100 килоджоулей.
Особенно обращаю внимание - 4600 мы уже потратили на прогрев мотора, и лишь 100 - еще на прогрев воздуха. Итого 4700. А теперь самое главное! Расчет мощности. Калькулятор нашел здесь:
http://www.ru.convert-me.com/ru/convert/power
Время прогрева - 5 минут, т.е. 300 секунд. Работа 4700 килоджоулей, т.е. 4700000 джоулей. 4700.000 делим на 300, получаем 15666,666 Дж/сек, а калькулятор нам дает ни много ни мало 15.67 кВт.
Ребята, вы не прифигели - прогрев с мощностью 15 киловатт? Замечу, это та мощность, которую мотор "абсолютно безвозмездно, т.е. даром" (с) из сериала мультиков при Винни-Пуха - отдает в систему охлаждения, при этом по сути работая на холостом ходу - на минимальных оборотах без нагрузки.
Мало того, "запас погрешности" - это то, что прогрев мотор всего до 10 градусов, можно прогреть салон до 10 градусов, чего в принципе не бывает... Мотор то надо греть не до 10, и до 40-50, соответственно, 4600 из 4700 выродятся в 9200 из 9300... И те 15 киловатт превратятся во все 30...
И чем же вы гордитесь - тем, что мотор, работая на холостом ходу, отдает 30кВт мощности в систему охлаждения? Это показатель совершенства двигателя? Для тепловозного дизеля да, я понимаю, это приемлемая цифра... Или для судового... Ну да, на тепловозе радиатор размером метра два на два, а у судовых дизелей запас "теплообменной" воды так и вовсе - целая река или море...
А теперь вот вы все, вместе взятые, пробуйте объяснить мне, чайнику, что такое котел-догреватель... Ну вот те самые Мерсы-Спринтеры... фото которых я постил. Автобусами они стали уже в России, а до этого были грузовыми фургонами. И на них стоит 5-киловаттный котел, причем он работает только при запущенном двигателе. Стоит его заглушить, как котел так же автоматически выключается, уходит на "продувку". Но при этом котел является штатной функцией автомобиля, т.к. кнопка его включения описана в инструкции по эксплуатации автомобиля на русском языке, и кронштейн крепления котла приварен, окрашен и защищен от коррозии не хуже других элементов автомобиля. Мало того, программа управления котлом адаптирорвана под сервис "от Мерседеса", чему есть свидетельство от
www.otem.ru... Да, отопитель Эбершпехер. И данные блока управления котлом без труда находятся фирменным прибором Star Diagnosis наравне с данными системы управления дизелем, АБС и прочим, а БОШ-евские KTS-ы идут лесом... Не знает БОШ, что такое котел от Эбера, но с мозгами от Мерседеса, не дано ему... Мерседес посчитал, что БОШ-у это знать - чересчур будет.
И все-таки, буду занудой... Ну вот если все так просто - завел машину после ночи на стоянке на морозе, и уже через пять минут тепло в салоне, то занафига городить огород - ставить какие-то подогреватели, а то и догреватели... Зачем? Ну вот обоснуйте технически сей феномен.
Это лишь "быстрый прогрев". Остальные факторы "совершенства" иномарочных автомобилей по сравнению с отечественными обсудим позже.