Я не собираюсь грудью вставать на защиту 334 - просто сказки не надо рассказывать.
Совершенно солидарен.
Готовилось производство 436--х у нас, "Салют" + УМПО, документация была.
Тоже правда... и даже какие-то опытные партии деталей кое-где попробовали сделать.
Хоть и тут совершенно не место, но тут столько всего "легендарного" на Ту-334 наросло...
1) В советские времена Ту-334 (самолет) никогда не рассматривался как "совместный проект".
Это был чисто туполевский самолет с чисто запорожскими двигателями.
2) Это был проект новой концепции самолета с задним расположением ВИНТОВЕНТИЛЯТОРНОГО двигателя Д-227.
Это определило довольно странный облик машины, который имел смысл в рамках этой концепции.
3) Когда на переломе СССР-РФ стало абсолютно ясно, что никакого Д-227 в обозримом будущем не предвидится, туполя кинулись спасать проект.
Они предложили тем же запорожцам помочь с двигателем. Ни у кого ничего подходящего и близко не имелось.
4) У запорожцев тоже. Того семейства 436х, которое вы знаете по Ан-1Х8 и наземным установкам и в зачатии не было.
5) Был единственный Д-436К, о котором сейчас никто и не помнит.... и он "недотягивал" очень много. Поэтому, сначала в Запорожье отказались.
Но подумав... времена ожидаются смутные... МАП "фонды выделяет"... будем работать...
6) И представили новую модификацию, которая тогда именовалась Д-436Т. Я уже не помню за дремучестью истории, но по-моему с этим двигателем "тушку" и подняли (могу ошибаться). Но, как и предсказывалось, и этот двигатель сильно недотягивал.
7) Тогда туполевцы сделали финт ушами (верней, еще раньше). Вот, сказали они, будет идеальный Ту-334-II (второго этапа) с винтовентилятором (как и планировалось), а пока пусть будет хоть плохонький, но летающий - страна ведь жаждет на замену Ту-134...
8) Соответственно, работы продолжались и появились проекты (да и кое-что в железе) 436Т-1, 436-Т-2 и так далее... уж очень тяга была нужна...
Я не хочу акцентироваться на всех этих суффиксах, потому что запорожцы в этом проекте много раз поменяли идентификаторы модификаций, причем иногда вновь используя с
9) А потом настал 1992 год и все изменилось. Пляски вокруг Ту-334 продолжались, но, честно говоря, мне они представлялись чистым попилом бабла всеми вовлеченными.
10) Ну а в Запорожье искали куда все эти разработки пристраивать и в конце концов нашли -- семейство стало развиваться.
Но что хотелось бы отметить - модификация Д-436-148ФМ, которая могла бы хоть как-то удовлетворить туполевцев, появилась только годах 12-13ом.
11) И еще -- часто говорят о фантастическом аэродинамическом качестве Ту-334. Я подозреваю, что это проектное заявленное качество той концепции самолета с винтовентилятором в хвостовой части... и к летавшему с Д-436Т оно не имеет никакого отношения.
Вот такие вот дела.