Глупости говорите. Любая занятость повышает конкуренцию работодателей на рынке труда в данном регионе (как минимум), а знгачит ведёт к повышению благосостояния населения. Просто потому, что для найма работника приходится платить больше.
Мы немного о разных вещах говорим.
Появление новых производств добавляет рабочие места. Кто-ж с этим поспорит. Но никто не открывает производства в провинции, чтобы платить "московскую зарплату".
Что до конкуренции работодателей за сотрудников. Это работает, если в регионе рынок работника, а не работодателя. Сейчас же, безработица, скрытая плюс явная, слишком высока для такой конкуренции. (Ну или из региона качественные трудовые ресурсы уже свалили и открывать там производство бессмысленно.) Скажете, больше производств - меньше безработица? Да. Но до того момента, когда безработица снизится до уровня конкуренции работодателей за работника, бизнесы без рыночных перспектив просто не доживут.
В Швеции (ЕМНИП) народ выбирает отечественные товары, по одной простой причине
Хороший пример!
Лет с десяток назад в Швеции народился стартап People of Lava. Поправьте если ошибаюсь, но на моей памяти это первый в мире производитель телевизоров на OS Android. Я, как, отчасти, техногик, загорелся приобретением. Только вот купить их продукцию (по немалой, кстати, цене) было ой как не просто. Я сдался. Сейчас на рынке хочешь на "ведроиде", хочешь на разных других OS телевизоров пруд пруди. А что там наши "Пипл", зачинатели темы? Да телепаются в секторе телевизоров для отелей... Для любого хайтека локальный рынок слишком мал. У "Самсунга", "Сони" и прочих "голдстаров" возможности к продаже своей продукции на всем "шарике" на порядки выше. Посему, кто продал - то выжил. Это и есть главная компетенция, которая кормит и создает остальные.
3) КБ есть. И школа пока еще не утрачена (хоть и поредела)
КБ - это не весь авиапром. И серийные заводы - тоже не авиапром, а просто один из элементов.
"Школа"... Небыло в СССР никакой "школы". Самолеты конструировать и делать умели. "Продавать" их МГА и Совету Министров - тоже были специалисты. Но, собирательно, авиапром - это немного другое.
Еще раз помянем МГА СССР. Ок, они получали "задания" не снизу, а "сверху". Но, по сути, именно они выявляли потребности рынка и пути удовлетворения оных. Т.е. определяли какие самолеты нужны для летных отрядов для того, чтобы они выполняли свою работу наиболее эфективно. Это они определили, что гибрид "ужа с ежом" в виде Ил-86 будет нужен советским авиаторам. Причем, в условиях того рынка авиаперевозок, что был в тогдашнем СССР, это было круто. Среднемагистральник удвоенной паксоемкости, да еще и со встроенными трапами, как регионал. Но все это работало на неконкурентном рынке. Сейчас, сохранись советское МГА в ипостаси отдела маркетинга и новых продуктов российского авиапрома, оно должно быть в курсе потребностей вплоть до оператора двух самолетов в далеком Тувалу.
Пока что мы видим "смотрите какую мы фичу запилили". Объясните мне, нахрена МС-21 самый широкий фюзеляж в классе? Семь кресел в ряд все одно не влезут, а омываемая поверхность увеличилась. "Черное крыло"? Наверное круто, но это серьезный момент неопределенности - даст эффект, или нет, вылезут ли грабли в эксплуатации, и насколько они будут дорогими. (Впрочем, если есть серьезная уверенность в успехе - тип размерности МС-21 для экспериментов с карбоном самое то - не для мелочи, и, в случае проблем, проще заменить, чем дальнемагистральник. Особенно если есть позитивный опыт в более простых технологиях.) С таким подходом остается только еще Ан-2 перезапустить, оснастив его ЭДСУ и системами захода по CAT-IIIC...