Напомню: разговор о "люксовости" начался вовсе не со "стюардесс в белых бикини", а с соотношения расчётной коммерческой нагрузки к числу паксов. Так Ту-154 имел компоновку салона при которой получалось 100кг/рыло (фулл эконом) а Ил-86 нет.
Поэтому перевод в плоскость 2 или 3 ряда кресел там было - уход от темы. Удобство размещения пассажиров в больших самолётах СССР было выше чем в современных "экономах". НО разговор не о том.
Если ЖЕ смотреть на требования выкаченные в ТЗ на Ил-86, то сразу становится очевидным - создать самолёт большой дальности задача не ставилась изначально. Совсем не ставилась.
Ставилась задача создать самолёт большой пассажировместимости и грузоподъемности, способного использовать "второстепенные" аэродромы. Отсюда и наличие встроенных трапов, и запас по грузоподъёмности на пассажира, и требования варианта использования "багаж при себе". Если БЫ была задача получить большую дальность, то одно только устранение этих требований повысило БЫ его дальность минимум до 5000 - 5500, при той же пассажировместимости. Просто потому что вместо "лишних" 8 т коммерческой нагрузки и встроенных трапов он "в норме" плюсом взял БЫ соответствующую массу горючки и получил БЫ "красивые цифры" большой дальности "при максимальной коммерческой".
Еще немного "шаманства" и он покрывал бы МСК-Камчатка без посадки.
Вот только эту задачу НЕ ставили вовсе.
Ставилась задача на обеспечение МАССОВЫХ пассажирских авиаперевозок, в т.ч. в "третьесортных" аэропортах при среднем "плече" перелёта.
Отсюда и все требования выдвигаемые машине.
Про "люксовость" это Вы съехали с темы. С точки зрения пассажира люксовость это когда я локтями с соседом не толкаюсь (секции 2х2 вместо 3х3), бесплатный багаж 30 кг, отдельная кухня для 1 класса, достаточное количество туалетов на борту и т.п. А в случае Ил-86 мне от этих 120 кг на рыло ни жарко, ни холодно. Более того, по сравнению с Ил-62 стало хуже: кресла менее удобные, расстояние между рядами меньше, багажные полки над средними рядами отсутствуют (пальто и портфель девать некуда). Более того, в первые годы эксплуатации Ил-86 багаж сдать было нельзя: тащи всё барахло до самолета. Вскоре этот дурдом отменили.
Откуда взялись эти 120 кг? Основное назначение Ил-86 - это компоновка на 450 рыл. Блоки сидений 5*5, сиденья на месте кухонь, рабочих мест бортпроводников и у трапов на нижней палубе. Для переброски пехоты на европейский ТВД, для того же, кстати, и встроенные трапы. В тех портах, куда летал Ил-86 в советские времена (Ташкент, Минводы, Симферополь, Свердловск и т.п.) трапов было достаточно. Это ж не времена Ан-10, который летал чуть ли не с грунта.
Предыдущие поколения самолетов (B-727, DC-9, BAC 1-11, HS-121 Trident, даже Каравелла) действительно имели встроенные трапы. В 60-е годы инфраструктура не поспевала за ростом перевозок. В СССР самолетов этой же размерности с такими трапами не строили, хотя потребность явно была. То ли задача не ставилась, то ли было слабО. А в середине 80-х вдруг трапов стало нехватать. Ага.
И для завершения картины. А - 300 введен в эксплуатацию на 6,5 лет раньше Ил-86 (май 1974 г. vs декабрь 1980), вёз такое же количество паксов на то же расстояние и весил 142 тонны против 215 Ил-86 (в полтора раза легче) и 165 тонн Ил-62М.