В Тегеране был прекрасный, солнечный полдень и градусов за двадцать тепла. Зима уже кончилась, а летняя жара ещё не наступила, самое лучшее время для поездок в Иран. За всю неделю нашего пребывания в этой стране жаловаться на погоду нам почти не пришлось.
Аэропорт мне не понравился. Вроде совсем новый, а впечатление такое, словно его ещё при царе Горохе, то бишь, при шахе, построили. Какое-то здесь всё ветхое, неказистое, сделанное как попало.
Наш Е-190 в аэропорту "Имам Хомейни".
Зал прилёта в аэропорту "Имам Хомейни". Для главного столичного аэропорта слабовато.
Как и в Баку, границу пересекли, практически не останавливаясь. Никаких бумаг заполнять не надо, а у нас ещё и визы на руках.
Первым делом решили воспользоваться туалетом. Здесь я испытал культурный шок. Для тех, кто впервые в Иране, выглядят они непривычно. Никаких унитазов, просто дырка в полу, как в наших низкобюджетных сортирах. Бумаги нет, зато есть шланг, который её заменяет, поэтому пол всегда залит водой. Кстати, впервые я столкнулся с таким подходом к гигиене ещё в посольстве, но тогда не придал этому особого значения. Привычные нашему глазу туалеты есть только в кабинках для инвалидов и отелях европейского типа.
Обменяв доллары на местные риалы, мы стали обладателями внушительной стопки ассигнаций. Иранские деньги и, соответственно, цены – тема интересная. Бумажные деньги выглядят плачевно. Собственно, на деньги похожи только крупные купюры в 500 тысяч риалов, более мелкие напоминают скорее мягкие тряпочки для протирки телефона.
Хотя Ирану в плане инфляции далеко до, скажем, Зимбабве, она здесь побила многие рекорды. Курс астрономический – в среднем примерно 45 тысяч риалов за один доллар. Это раз в шесть выше, чем даже в Узбекистане, где соотношение 8000 : 1 мне показалось фантастическим. В результате, цены даже на самые пустяковые товары и услуги исчисляются цифрами с множеством нулей. Чтобы хоть как-то привести их в более-менее приличный вид, местные пользуются неофициальной единицей под названием «
туман», который равен 10 риалам. Им, может, это и помогает, но приезжим только напускает ещё больше тумана, тем более, что и цифры у них тоже свои, не похожие на наши, и мы лишь к концу нашего пребывания в Иране приноровились к ним.
Поэтому, услышав цену или увидев её на ценнике, сначала переспросите, в каких единицах она указана, в риалах или в туманах, чтобы иллюзия дешевизны не подвигла вас на покупку вещи, которая реально в десять раз дороже. Это особенно актуально в таких местах, где «сначала стулья, а потом деньги», в заведениях общепита, к примеру.
Опять же, я не понял, если они хотели провести своего рода деноминацию, чтобы избавиться от лишних нулей, почему решили, что одного нуля вполне хватит, ведь и в туманах цены выглядят неприлично высокими.
Но вернусь к аэропорту, ведь нам теперь нужно было как-то отсюда выбираться. В этом отношении дела тоже обстоят печально. Аэропорт находится очень далеко от города. Цены на такси высокие, общественный транспорт тоже отсутствует, во всяком случае, я его там не видел. Правда, есть, как бы, метро. Почему «как бы»? Потому что поезда ходят по расписанию всего раз десять в сутки, ехать приходится с двумя пересадками и очень долго – от полутора до двух часов, как повезёт. Зато поездка обошлась всего в 12 тысяч риалов (около 15 рублей) на двоих! То есть тут и приличная экономия выходит, и не нужно связываться с местными таксистами, которые могут вас и обобрать, как липку (ведь реальных цен-то и языка вы не знаете), и завезти куда-нибудь не туда. В общем, если вы прилетели днём, рекомендую всё-таки метро, ну подождёте часок-полтора, в худшем случае, зато гарантированно доберётесь, куда надо.
Вид с моста между аэропортом и станцией метро.
Сотрудница на стойке информации на мой вопрос о метро показала, куда идти. Кстати, с английским в Иране дела обстоят очень даже неплохо, во всяком случае, в аэропортах, банках, предприятиях общественного питания и торговли очень многие владеют на уровне, достаточном для взаимного понимания. Китай, например, тут и рядом не стоит.
Народу на станции было мало, видимо местных либо встречают, либо ездят на такси вскладчину. Зато с поездом нам повезло – ждать пришлось не больше получаса.
Станция метро «Аэропорт имама Хомейни».
Метро в Тегеране достаточно современное, но со своими особенностями, накладываемыми характерными чертами местной культуры и менталитета.
Сразу бросаются в глаза специальные вагоны для женщин. Так как поезда сквозные, территория женщин отделена от мужской хлипкой двустворчатой дверцей. То есть, пройти там можно. То же самое в автобусах. В общих вагонах дамы, правда, тоже ездят, но довольно редко, в основном, это пожилые тётеньки, на которых никто уже не позарится. Я побоялся отпускать от себя жену, и пришлось ехать с ней в битком забитом мужчинами общем вагоне, так что чувствовали мы себя там не очень уютно.
Названия станций на картах и в объявлениях по вагонам дублируются на английском, так что ориентироваться несложно.
По вагонам шатается масса торговцев, торгующих всяким абсолютно бесполезным в реальной жизни барахлом, по крайней мере, когда едешь в метро, вроде ниток или брючных ремней. У нас такие тоже попадаются на открытых участках вроде Филёвской линии, но их единицы, и выбирают они моменты, когда народу в поезде немного, а там они просто кишмя кишат, продираясь через битком забитые вагоны со своими тюками и чемоданами.
Машинисты ездят не очень аккуратно. Постоянно приходилось видеть, как они только с третьей попытки ставили поезд куда надо, а иногда даже сдавали обратно задним ходом!
В тегеранском метро есть система проездных, но, учитывая смешную стоимость проезда, мы не стали усложнять себе жизнь и ездили по разовым билетам, которые представляют собой обычные бумажные чеки с QR-кодом, которым нужно приложить билет к турникету.
От станции «Аэропорт Имама Хомейни» до следующей «Ваван» поезд идёт безумно долго – минут 35. Весь этот участок проходит по поверхности, и из окна прекрасно видны окрестности огромного аэропорта и стоящие на стоянках списанные самолёты, среди которых полно всяких раритетов, вроде А300 или старых Б747. Многие уже подразобраны.
Судя по схеме, нам нужно было сделать одну пересадку на станции «Шахид», но не тут-то было. На «Ваван» все пассажиры вышли из вагона, так что пришлось делать пересадку ещё и здесь.
Улица Саади у станции метро «Талегани». Беспредельщики на мопедах - бич Ирана.
Стена американского посольства на улице Талегани.
После полуторачасовой поездки мы, наконец, вышли на свет божий на станции «Талегани» и, пройдя около полутора километров пешком сначала по одноимённой улице, а затем по улице Гарани, добрались до своей гостиницы, осмотрев по пути бывшее американское посольство. Теперь эта дипмиссия – одна из основных достопримечательностей столицы, превращённая иранцами в своего рода антимузей агрессивной сущности американского империализма. Всюду плакаты, гнобящие дядю Сэма, всякая шпионская техника, с помощью которой империалисты намеревались вредить исламской революции. Израилю, конечно, тоже досталось по полной.
Сейчас в штаб-квартире шайтанов безобидный музей.
Но грамотно расставленная наглядная агитация не даёт забыть, что мир в опасности.
Между прочим, подобного антиамериканского агитпропа в Иране хватает и без этого музея. На улицах то и дело попадаются, к примеру, огромные, во всю стену многоэтажного жилого дома, граффити на ту же тему.
По части антиамериканской пропаганды Иран добился больших успехов.
О том, как простые иранцы относятся к США, судить сложно, специальные статистические исследования я не проводил, но, думаю, что без особого пиетета. Во всяком случае, единственный человек, с которым я именно на эту тему говорил, таксист из Шираза, без обиняков заявил, что «America – bad!», а ещё четверо так же без обиняков сказали, что "Putin - good!", так что, думаю, не будет большой ошибкой и их причислить к врагам Америки.
С другой стороны, не стоит думать, что в Иране все поголовно пылают любовью к России. Разный там народ, большинство, узнав, откуда ты, вовсе не кидаются тебе на шею, а только вежливо улыбаются, хватает и таких, которые в любом интуристе видят лишь денежный мешок, который можно и нужно потрясти.
В основном, как мне показалось, иранцы ровно относятся ко всем иностранцам. Мы вот заявились туда с большой дорожной сумкой, размалёванной британскими флагами, и я поначалу сильно боялся, что у нас из-за неё будут там проблемы, даже хотел купить другую специально для этой поездки. Однако, никаких проблем не было, разве что только однажды нас приняли за англичан и удивились почему мы, русские, таскаем с собой такую сумку. Пришлось объяснять, что мы бы с удовольствием купили с нашим флагом, да не было. Собеседники понимающе закивали, наверное, потому, что сумок с иранским флагом я тоже что-то не встречал.
К сожалению, в музей-посольство мы не попали, ограничившись созерцанием через забор. Он работает с двух часов, и, хотя до открытия оставались считанные минуты, мы поспешили побыстрее добраться до отеля, решив, что посольство никуда от нас не денется, тем более, что мы ещё не обедали.